Дорогой кинозритель! В последнее время интерес российских онлайн-платформ к медицинским историям растёт всё сильнее. На одном только фестивале сериалов «Пилот» в июне отметилось целых 3 новых проекта – «Дыши» на Окко, «Фулл Хаус» на Premier и внеконкурсный «Хирург» от Иви и Start. Последний стал самым ожидаемым сериалом года по версии фестиваля. И вот уже 5 серий «Хирурга» доступны на платформах. Но насколько оправдались ожидания от «самого ожидаемого сериала года»?
Сюжет рассказывает нам о хирурге-трансплантологе Сергее Коваленко (Сергей Гилёв), который некогда работал в частной клинике и пересаживал органы премиальным пациентам вне очереди. Но проблема в том, что органы для богатых клиника доставала незаконно, пользуясь теневыми схемами. Главного героя из-за личного конфликта подставляет руководство клиники. Хирург оказывается в тюрьме якобы за убийство журналистки, которая расследовала мутные дела трансплантологов. Но Сергею удаётся сбежать, и теперь он борется за то, чтобы восстановить справедливость (небольшой спойлер: зачем герой сбежал не будет понятно даже к 5ой серии).
Тема чёрной трансплантологии в современной России – богатейший материал, толком не представленный ни в сериалах, ни в фильмах – вызвала неподдельный интерес у зрителей, судя по количеству просмотров первых серий (2 млн за первую неделю). Детективная линия, социальная острота, персонажи-врачи – всё это сработало. На фоне других премьер «Хирург» отлично выделяется, и меня очень радует, что триллер, НЕкомедийный проект так цепляет аудиторию. Создатели сериала – шоураннер Теймур Джафаров, режиссёр Илья Ермолов, сценаристы Стас Иванов и Василий Клепацкий – заслуживают благодарности за то, что смело взялись за столь сложную тему и сделали качественный и популярный триллер. Но при всех плюсах «Хирурга», сериал с каждой серией всё скучнее. В чём проблема? Если кратко, в сюжете и персонажах. ВНИМАНИЕ, дальше будут СПОЙЛЕРЫ!
Первая серия бодро вводит нас в историю, и напряжение зашкаливает, ведь мы наблюдаем за тем, как беглый зэк скрывается от полиции и берёт в заложники девушку. Но, к сожалению, напряжение падает уже здесь, потому что сначала нам показывают, что герой – не убийца, а затем показывают захват героем заложницы. То есть, мы уже уверены, что герой не убьёт девушку. Если бы мы увидели эту сцену без предыстории, то напряжение бы росло с каждой секундой. Дальше по сюжету герой признается заложнице, что он бывший хирург, что он невиновен и совсем недавно у него была другая жизнь. Девушка, которую наш главгерой взял в заложники, решает помочь ему скрыться от закона и добраться из карельских лесов до Москвы.
И вот тут лично у меня возникает диссонанс: почему девушка поверила зэку на слово и, рискуя жизнью и свободой, стала вдруг его спасать? Буквально одной короткой беседы хватило героине Марины Ворожищевой (жены режиссёра, кстати), чтобы стать сообщницей преступника, о котором она ничего не знает. Ощущение, что авторам наплевать – они лениво кормят нас пустыми диалогами и не парятся о таких мелочах, как мотивация. Замечу, если бы, к примеру, авторы минимально потрудились и придумали бы для героини ранение или перелом или какую-то проблему, требующую знаний хирурга, а главный герой проявил бы себя и помог своей заложнице, то переход от недоверия к доверию между персонажами был бы более правдивый. А в данном случае нам подсовывают фальшивый мелодраматизм, мол «она не просто поверила, она, как женщина, почувствовала в нём хорошего человека». Мило, но это только начало.
Вторая серия возвращает нас в прошлое, где главгерой ещё работает хирургом. Нам показывают историю отчаянной журналистки, которая исследует чёрный рынок органов и ко всему прочему является любовницей главного героя. Журналистка записывает на камеру свои беседы с мигранткой из Средней Азии, которая решила продать почку, чтоб отдать долги. И снова серия наполнена однообразными диалогами: журналистка общается с мигранткой, затем общается с хирургом, затем опять с мигранткой - и так почти 40 минут. В итоге донорша пропадает, а журналистка ради своей «подруги» решается на разоблачение клиники.
Главная проблема для меня, как для зрителя – сопереживания нет ни к журналистке, ни к мигрантке. Я не верю, что они подруги, и что журналистка настолько прониклась к мигрантке за пару разговоров. А ведь эти 40 минут нам могли действительно показать трогательную историю знакомства и сближения двух героинь.
Моя версия была бы такова: журналистка в длиннющей очереди на пересадку почки (что и так заявлено нам в сериале) решает ускорить процесс и поискать себе донора нелегально, она бы познакомилась с мигранткой, желающей как раз стать продать почку и закрыть долги. Так журналистка узнала бы, как тяжко живёт её потенциальный донор, возможно, отказалась бы от её почки, чем подставила бы мигрантку и, по сути, вынудила бы её обратиться к чёрным трансплантологам. Таким образом, вина за неудачную операцию была бы и на журналистке. Это лишь моя любительская версия, я не сценарист сериала. Но, возможно, вы согласитесь, что такую историю смотреть было бы интереснее, чем 3-4 сцены однообразных интервью журналистки с мигранткой.
Третья серия вызывает ещё больше вопросов: девушка-заложница не просто помогает главному герою сбежать от полиции, она навязывается к нему, лечит его, сопровождает в Москву. Повторяю, всё это она делает для незнакомого ей зэка, добровольно и с риском попасть в тюрьму. Стокгольмский синдром на уровне мелодрам канала «Домашний».
В итоге хирург и девушка успешно добираются до Москвы. Как, попав на все камеры мира, они это делают? Как зэк добрался до своего дома? Почему к девушке позже приходит полиция, но не арестовывает её и не спрашивает ни о чём? Почему ей не угрожают бывшие коллеги сбежавшего хирурга?
Тем временем дочку главного героя, первокурсницу медуниверситета, кадрит ординатор, подрабатывающий чёрным трансплантологом – и даже берёт её на свои полулегальные подработки. Почему он сразу это делает? Как он может ей доверять? А если она расскажет что-то о нём? Если она сломается и подведёт его на работе? Опять авторы прекрасно забивают болт на правдоподобие – им нужно, чтобы дочка хирурга тоже попала в теневой бизнес, для чего и нужен персонаж-идиот в лице влюблённого ординатора.
В 4-ой серии мы снова в прошлом героя, нам рассказывают о том, как вообще хирурга арестовали и что этому предшествовало. Всё банально – любовный треугольник и супружеские измены. А главная фишка 4-ой серии – (не)мужские истерики. Персонажи постоянно орут, обзываются, угрожают, толкаются и безобразно бьют морды друг другу в припадках ревности. Особенно утрированной кажется сцена на парковке, где жена хирурга трахается в машине с его лучшим другом. Конечно, главный герой застукивает парочку – а дальше скандал, драка и даже стрельба из травмата. Всё это очень надуманно.
Чуть позже всплывает ещё одна проблема сериала – отсутствие сопереживания к главному герою. Нам не показывают толком его профессиональные достижения, его порядочность, принципиальный подход и талант, нам лишь намекают на это. Зато вовсю раскрывают его недостатки – герой истерик, лицемер, неверный муж и в целом жестокий и глупый инфантил, строящий из себя крутого мужика. Ни секунды герой не тратит на то, чтобы сохранить свою семью. Наблюдать за таким персонажем не очень хочется.
После эпизодов с разводом хирурга нам долго показывают сцены общения героя с полицией, его арест, приговор и т.д. На этих сценах трудно заставить себя не спать, потому что сюжет зажёвывается, как плёнка в старой кассете - никакого смысла в сценах нет и ничего принципиально нового во второй половине серии зритель не узнаёт. Дальше, собственно, смотреть я не стал.
ИТОГ
Плюсы сериала в необычной структуре, острой и сложной теме, а также в хорошо переданной атмосфере триллера. Добавлю, что техническое исполнение очень стильное: сама съёмка, кадры и свет хороши, много интересных ракурсов. Мне, например, понравилась то, как снята операция над мигранткой: тесные искажённые пространства и крупные портреты, снятые на широкоугольную оптику, точно передают эмоциональное напряжение сцены.
Из минусов подчеркну ещё раз обилие плоских диалогов, в которых герои тупо пересказывают друг другу информацию – сериал состоит из таких процентов на 80, и это не может не утомлять. Также странное впечатление было от оголёнки в кадре - она часто неуместна. В первой серии сцена секса нужна просто ради самой себя, ну и видимо, чтобы разбить две сцены с побегом главного героя. Секс ни к чему не ведёт, никак не развивается, просто зрителю показали сиськи.
Актёры все стараются, но, к сожалению, почти все сцены получаются плоско, потому что им приходится проговаривать всё в лоб и неестественно выпячивать эмоции персонажей. Возможно, это проблема режиссуры и сценария. И последнее, бросается в глаза некоторая карикатурность происходящего, начиная от образа главаря-бандита с обязательно страшной рожей и заканчивая сценами, где ордианторы похищают студента буквально в открытую, с вечеринки, чтобы украсть у него почку.
В качестве итога скажу, что сериал оставляет ощущение пустоты, никаких эмоций к героям не остаётся, смотреть скучно, а в сюжет местами не веришь вообще. Возможно, дальше серии сложатся в единую мощную историю. Кто смотрит дальше, напишите в комментариях, понравилось ли вам развитие сериала. Спасибо, что прочитали!