Автоинструктор Александр Гусев объясняет важные нюансы
Знак аварийной остановки предназначен для того, чтобы обозначить транспортное средство на дороге, чтобы другие участники дорожного движения заблаговременно могли увидеть транспортное средство. Чаще всего он применяется при ДТП или когда автомобиль сломался, то есть водитель не имеет возможности продолжить движение. Выставить знак нужно и во время остановки в условиях плохой видимости - снега, дождя или сумерек. А также в том случае, если пришлось оставить машину на участке дороги, где остановка вообще запрещена.
"Знак аварийной остановки выставляется за 15 метров от автомобиля в населенном пункте и не менее 30 метров вне населенного пункта. Так как вне населенного пункта скорость автомобилей выше, соответственно и расстояние больше должно быть от знака до автомобиля", - объясняет автоинструктор Александр Гусев.
При этом сам знак лучше возить не в багажнике, а в салоне автомобиля. Если водитель потеряет сознание или его заберут в больницу, очевидцы смогут быстро найти аварийный треугольник и выставить его на дорогу.
"Материал, из которого сделан знак аварийной остановки обязательно должен содержать в себе светоотражающие элементы, а под ним обязательно - флюоресцентный материал", - отмечает Гусев.
За невыставленный знак водителю грозит штраф - 1000 рублей. А вот сколько должен стоить сам аварийный треугольник? Мы решили проверить, можно ли сэкономить и использовать самый дешёвый вариант на рынке?
У нас представлено три образца знаков аварийной остановки. Первый, самый бюджетный, стоит 400 рублей. Изготовлен из металлической окантовки. Она достаточно тоненькая. Крестообразная подставка. Выглядит достаточно достойно. Стоит хорошо. И аккуратно выполнена светоотражающая часть.
Второй знак стоит немного дороже - 600 рублей. При этом он целиком из пластика.
А вот дорогой образец – металлический, за него мы отдали 1000 рублей.
Сначала проверим, соответствуют ли знаки ГОСТу. По стандарту сторона внутреннего треугольника должна быть не меньше 7 см, длина внешней грани - 50 см. Но тут ГОСТ допускает погрешность - плюс-минус 5 см. Правда, даже с учётом этого послабления наш бюджетный знак не прошёл проверку.
"Внешний край у нас 40 см, а должно быть не менее 50 см, - указывает эксперт. - Соответственно по внешней стороне - он уже у нас не проходит. Внутренняя полая часть у нас 12 см, а должно быть не меньше 7 см - значит тут у нас все в порядке, проходит".
Но и знак за 600 руб. до стандарта не дотягивает. Нижняя грань у него 43 см вместо 50. Вся надежда на дорогой треугольник.
"Внешняя часть у нас 48 см, - проводит замеры Александр. - Теперь замерим внутреннюю. Она - 18 см и, так как требование ГОСТ по внешнему краю 50 плюс-минус 5 см, этот знак подходит по параметрам ГОСТа, внутренняя часть, соответственно, тоже".
Проверим знаки в реальных условиях. Чаще всего дорожные происшествия случаются в плохую погоду. Узнаем, готовы ли наши образцы к ударам стихии. Для этого замочим их в воде на 10 минут. А после проверим светоотражающие свойства с помощью фонаря.
С дешевым знаком ничего не случилось - свет он отражает отлично. Дорогому вода тоже не навредила. А вот образец средней цены быстрее придёт в негодность.
При близком рассмотрении стало заметно, что из первого и третьего образцов вода полностью вытекла и не нарушила светоотражение. А из третьего знака вода не вытекает и отражается сегментами. Это значит, чем больше влаги будет попадать внутрь, тем хуже этот аварийный знак будет отражать свет.
С дождём все ясно. Но выстоят ли знаки под порывом ветра? Чтобы это проверить, нам понадобится воздуходувка и анемометр – прибор для измерения скорости потока.
По ГОСТу знаки аварийной остановки должны выдерживать поток ветра до 17 м/с, два из них - выдержали испытание, образец номер один и номер три. Образец номер два улетел на скорости 4 м/с.
Знак аварийной остановки должен предупредить других водителей об опасности. Но на дороге случается всякое. Представим, что наши треугольники сбила машина - проверим их на прочность. Проедимся по знакам.
"Образец номер один - выжил, но требует ремонта, - оценивает масштаб бедствия автоинструктор. - Повредилось основание, его замяло, он полулежит. Сам световозвращающий элемент отошел от окантовки, от крепления. Но в целом, если немножко применить очумелых рук, то можно его поправить".
У знака за 600 рублей дела похуже – одна опора у него вообще отвалилась.
Выдержал краш-тест только дорогой металлический знак. У него немного повредился светоотражающий элемент. Уголочек отлетел. И ножки тоже чуть-чуть повело. Но очумелые руки и какие-нибудь плоскогубцы - очень быстро вернут его к жизни.
Но главное, чтобы знак аварийной остановки хорошо отражал свет. Тогда автомобилисты смогут заметить предупреждение издалека и избежать аварии. Чтобы проверить наши образцы мы отправились в густой тёмный лес. Для начала попробуем разглядеть знаки с расстояния 200 метров.
Мы включили дальний свет фар и образец номер 3 показывает самый лучший результат, образец номер 1 видно чуть хуже, но тоже видно, а образец номер 2, к сожалению, аутсайдер в течение всей программы и всех экспериментов, но чуть-чуть его тоже видно. Мы сейчас подъедем ближе и посмотрим, станет видно второй образец или нет.
Знак за 600 рублей хорошо отражает свет только с дистанции в 100 метров. Но это пока. Посмотрим, что будет, если проезжающие машины забрызгают треугольники грязью. Смогут ли они предупредить водителей об опасности или нет?
Итак, эксперимент проведен, и какой можно сделать вывод? Какой бы ни был качественный, надежный знак, сколько бы он ни стоил, от грязи его, к сожалению, ничего не спасет. Поэтому, для вашей безопасности, если машина забрызгивает ваш знак аварийной остановки грязью, его нужно просто протирать, и тогда вас будет видно издалека.
Но это единственный тест, в котором нет победителя. В остальных испытаниях лучший результат показал дорогой знак аварийной остановки. Он прочный, хорошо отражает свет и соответствует ГОСТу. Тот случай, когда на качестве и безопасности экономить не стоит.
Автоинструктор Александр Гусев подчеркивает: "Выбор качественного знака аварийной остановки - это вопрос вашей безопасности и безопасности других участников дорожного движения".