Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Графика Шишкина: сила природы

Иван Иванович Шишкин в первую очередь известен как талантливый и самобытный пейзажист. Однако, помимо живописного таланта, художник был настоящим мастером графики. Свой творческий путь Шишкин начал в 1850-х годах, а уже в следующем десятилетии появляется «шишкинская графика»: «[…] сначала в виде рисунков и литографий; позже к этим техникам прибавится офорт. Литографии Шишкина свидетельствуют о внимательном отношении к детали, к каждому предмету, попадающему в пределы его взгляда». В 1868 году появился первый альбом литографий Шишкина «Этюды с натуры пером на камне»: «причем художник первым (или одним из первых) начал рисовать типографским карандашом по литографскому камню, выскребая белые места ножом». Живописное творчество пейзажного мастера отличалось не только точностью и детализацией, но и эпическим размахом и монументальностью. Эти же особенности можно отнести и к его гравюрам. Так, если обратиться к его листу из альбома 1868 года «Осины», то можно увидеть, что даже такие тонкие и
Оглавление

Иван Иванович Шишкин в первую очередь известен как талантливый и самобытный пейзажист. Однако, помимо живописного таланта, художник был настоящим мастером графики.

Дуб. Лист из первого альбома литографий Шишкина, 1868 г.
Дуб. Лист из первого альбома литографий Шишкина, 1868 г.

Свой творческий путь Шишкин начал в 1850-х годах, а уже в следующем десятилетии появляется «шишкинская графика»: «[…] сначала в виде рисунков и литографий; позже к этим техникам прибавится офорт. Литографии Шишкина свидетельствуют о внимательном отношении к детали, к каждому предмету, попадающему в пределы его взгляда».

Лист из альбома «25 гравюр на меди Шишкина», 1878 г.
Лист из альбома «25 гравюр на меди Шишкина», 1878 г.

Первый альбом литографий Шишкина

Gервый альбом литографий Шишкина «Этюды с натуры пером на камне»
Gервый альбом литографий Шишкина «Этюды с натуры пером на камне»

В 1868 году появился первый альбом литографий Шишкина «Этюды с натуры пером на камне»: «причем художник первым (или одним из первых) начал рисовать типографским карандашом по литографскому камню, выскребая белые места ножом».

Живописное творчество пейзажного мастера отличалось не только точностью и детализацией, но и эпическим размахом и монументальностью. Эти же особенности можно отнести и к его гравюрам.

Осины. Лист из первого альбома литографий Шишкина, 1868 г.
Осины. Лист из первого альбома литографий Шишкина, 1868 г.

Так, если обратиться к его листу из альбома 1868 года «Осины», то можно увидеть, что даже такие тонкие и изящные деревья олицетворяют величие природы. Окружающие деревья кустарники, зелень, небольшое озеро лишь подчеркивают богатство царства флоры.

Гравюры на меди Шишкина

«25 гравюр на меди крепкой водкой И.И. Шишкина»
«25 гравюр на меди крепкой водкой И.И. Шишкина»

В период с 70-х и вплоть до 90-х годов Шишкин всерьез увлекся офортом. Русский искусствовед Д.В. Сарабьянов пишет:

Графическое мышление художника словно было предназначено для этой техники. В ней он достигает не только виртуозности, но и тонкости, красоты поверхности и организованности ритма

В этот период появляется чудесный альбом офортов «25 гравюр на меди крепкой водкой И.И. Шишкина», который состоял из десяти листов и был выпущен в качестве премии Общества поощрения художеств. Сюда вошли гравюры выполненные акватинтой, травленым штрихом и рулеткой.

Второй альбом «25 гравюр на меди И.И. Шишкина»
Второй альбом «25 гравюр на меди И.И. Шишкина»

Позже выходит второй альбом «25 гравюр на меди И.И. Шишкина». Альбом вышел тиражом около 70 экземпляров, изданный самим художником.

Лист из альбома «25 гравюр на меди Шишкина», 1878 г.
Лист из альбома «25 гравюр на меди Шишкина», 1878 г.

Гравюры из этого альбома поражают своей тонкостью и точностью передачи природных мотивов. Природа словно оживает и одновременно застывает в моменте, позволяя любому желающему наслаждаться ее красотой. Такого эффекта Шишкин достигает благодаря свойственного его работам «естественному равновесию», при котором горизонтальные и вертикальные линии – стволы деревьев, очертания почвы, плоскости неба – объединяются в единую и уравновешенную композицию.

Лист из альбома «25 гравюр на меди Шишкина», 1878 г.
Лист из альбома «25 гравюр на меди Шишкина», 1878 г.

Кроме названных альбомов вышли еще два: «Офорты И. И. Шишкина. 1885–1886», в который входили 26 новых гравюр, и «60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина», объединивший все достижения Шишкина-офортиста.

Заглавный лист альбома «Офорты И.И. Шишкина 1885-1886»
Заглавный лист альбома «Офорты И.И. Шишкина 1885-1886»
Заглавный лист альбома «60 офортов профессора Ив.Ив. Шишкина»
Заглавный лист альбома «60 офортов профессора Ив.Ив. Шишкина»

Читайте также: