Найти в Дзене
Телеканал "78"

Нянчит внуков, живёт на даче и ругает современное кино: Александру Адабашьяну — 80

Оглавление

Талантливый человек талантлив во всём — именно так можно сказать об этом художнике, актёре, сценаристе и режиссёре. Хотя сам он по-скромному называет себя «среднеодарённым» человеком, которому в жизни просто повезло с гениальными учителями. Сейчас мастер остаётся верен профессии — работает в сфере дизайна, пишет сценарии и снимает фильмы для детей.

Коллаж 78.ru: kino-teatr.ru, pxhere.com, flaticon.com/Freepik
Коллаж 78.ru: kino-teatr.ru, pxhere.com, flaticon.com/Freepik
— Сейчас тренд на однотипное кино. Ты держишь в руке пульт, щёлкаешь каналы на телевизоре и видишь похожие картинки. Начинаешь смотреть фильм и понимаешь, что будет дальше, какие выбраны герои, как они будут играть. Ты знаешь финал, не досматривая кино, — говорит о современном кинематографе Александр Артёмович Адабашьян.

В свои 80 лет он умудряется участвовать во всех процессах создания кино. Он нашёл себя в драматургии и сценографии, занимается режиссурой и актёрской игрой. Такая работа «на грани профессий» для него самая интересная.

Встреча с королевой

Александр Адабашьян появился на свет в Москве в армянской семье, но воспитывался на русской культуре и так и не овладел родным языком. Отец будущего артиста был инженером, дослужился до должности начальника министерства строительных работ, мама преподавала немецкий язык.

Маленький Саша обучался в специализированной школе, где углублённо изучали французский язык. Это учебное заведение славилось высоким уровнем образования, и большинство его выпускников выбирали профессию дипломата. Среди учащихся этой школы была известная актриса Татьяна Друбич, с которой Александру позже не раз придётся встретиться на съёмочной площадке.

Правда, однажды Сашу чуть не исключили из престижной школы. Причиной скандала стало его поведение во время визита важной персоны — в школу приехала сама королева Елизавета Бельгийская.

— В год визита к нам королевы я учился в 8-м классе. Нам, мальчишкам, было велено ходить по чёрной лестнице, чтобы не портить общий вид. Потому что мы были лохматые, кто-то даже небритый, кто-то покуривал. А девочкам в белых фартучках и с бантиками разрешалось идти по парадной лестнице. Но я умудрился вылететь в вестибюль именно в тот момент, когда заходила королева, — вспоминал Адабашьян.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Затормозить мальчик не успел и на полной скорости столкнулся с делегацией, от чего директриса едва не упала в обморок.

— Кто-то из королевской свиты, видимо, наблюдавший на парадной лестнице дрессированных младшеклассников, при виде меня сказал: «Дети всегда дети». Королева любезно согласилась, погладила меня по голове и пожелала успехов. «Шалун!» — выдавила из себя директриса, — улыбается актёр.

Михалков — талисман

В школьные годы Адабашьян с большим энтузиазмом посещал театральную студию и даже участвовал в постановках на французском языке. Однако главным его увлечением было рисование. Он был уверен, что после окончания школы поступит в Строгановское училище.

Первая попытка поступить оказалась неудачной, поэтому Александру пришлось искать другой путь. Он устроился на работу в проектный институт, чтобы иметь возможность обеспечивать себя, пока готовился ко второй попытке поступления. Вечерами он упорно занимался на подготовительных курсах, чтобы улучшить свои навыки и знания. Спустя год усердной работы над собой Александр был готов вновь испытать судьбу. И в этот раз фортуна улыбнулась ему — он был зачислен на первый курс желанного учебного заведения.

Первая же летняя практика оказалась судьбоносной. Ему поручили создавать декорации для дипломного фильма молодого режиссёра Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». Эти съёмки положили начало долгому творческому союзу — сотрудничество продолжилось на площадке нового фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Александр не только выступил в качестве художника- постановщика, но и дебютировал на экране в небольшой роли связного.

— Мы как-то целенаправленно каждый к своей цели шли. Как-то вот соприкоснулись в общих интересах, так скажем, к определённому искусству. И так вот как-то и сошлось вместе, — вспоминал позднее художник.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

С тех пор этот усатый человечек ростом всего 163 сантиметра стал для Михалкова настоящим счастливым талисманом. Александр Адабашьян мелькал почти в каждом фильме режиссёра, помогал писать сценарии картин «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова», «Очи чёрные», «Солнечный удар».

Роли в кадре и за ним

Самой известной работой Александра Адабашьяна в кино стала роль дворецкого Бэрримора в серии телефильмов о Шерлоке Холмсе. Знаменитая фраза «Овсянка, сэр!» оказалась одной из самых ярких цитат всего цикла и моментально ушла в народ. К слову, Адабашьян вспоминал, что та самая овсянка на съёмках была просто восхитительной — актёры съедали всю кастрюлю ещё до первого дубля, так что поварам приходилось готовить заново.

Не менее яркой оказалась и роль Берлиоза в экранизации «Мастера и Маргариты». По воспоминаниям Адабашьяна, наблюдать собственную отрезанную голову было довольно жутко — для съёмок изготовили точную силиконовую копию, которую актёру потом предлагали забрать домой. От головы Адабашьян отказался, а вот череп из сцены бала решил присвоить — теперь он пугает гостей актёра.

В конце 90-х Александр Адабашьян попробовал себя в качестве режиссёра. По заказу французских продюсеров он снял фильм «Мадо, до востребования», который получил приз Каннского кинофестиваля. Следом Адабашьян поставил оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре, а затем представил собственную версию «Хованщины» на сцене «Ла Скала». В начале 2000-х режиссёр экранизировал роман Бориса Акунина «Азазель», но на финальной стадии проекта из-за разногласий с продюсерами убрал своё имя из титров.

В новом тысячелетии актёр принял участие в телешоу «Форт Боярд», где на протяжении нескольких выпусков представал в образе старца Фура. В 2022 году в дуэте с Алисой Фрейндлих актёр появился в комедии «Родители строгого режима» и сыграл одну из немногих своих главных ролей — учителя труда на пенсии. А совсем недавно на экраны вышла мелодрама «Двое в одной жизни, не считая собаки», где Адабашьян в паре со Светланой Крючковой сыграли питерских стариков-интеллигентов.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Личная жизнь: как сейчас живёт Александр Адабашьян

Актёр был дважды женат. С первой женой, Мариной Лебешевой, родной сестрой кинооператора Павла Лебешева, он прожил в браке всего три года — женщина скоропостижно скончалась, когда сам Адабашьян был занят на съёмках фильма «Раба любви».

— Умирала она страшно и тяжело. У неё сначала слух отказал от всех этих лекарств, потом зрение. Сначала она переписывалась, а потом и зрение ушло. Ужасно всё это было. У неё был сепсис. Так считалось. А после её смерти сказали, что у неё, оказывается, какая-то была системная болезнь крови. Но это выяснилось только после её смерти. Почему они не могли это выяснить раньше, я не знаю, — рассказывал Адабашьян в выпуске программы «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым.

После тяжёлой утраты в жизни Адабашьяна наступила светлая полоса. На съёмках у Михалкова он встретил молоденькую Екатерину Шадрину, которая работала ассистентом художника, и несмотря на разницу в возрасте, эта встреча стала началом долгого и счастливого брака. Вместе они воспитали двух дочерей.

А ещё Александр Артёмович счастливый дедушка семерых внуков. Большую часть времени заслуженный художник и деятель искусств проводит на подмосковной даче в окружении близких. Актёр считает, что в наше время кинематографу категорически не хватает хороших фильмов для детей и подростков, поэтому с большим энтузиазмом сам занимаемся подобными проектами. Совместно с режиссёром Анной Чернаковой он выпустил детские картины «Хрустальный ключ, или Жили-были мы», «Про Лёлю и Миньку», «Катя-Катя».

Недавно художник опробовал свою многогранность в театре. Он выпустил спектакль по Достоевскому «Бедные люди» в Театре кукол Сергея Образцова, выступив автором инсценировки, художником и режиссёром спектакля. Также скоро на экраны выйдет приключенческий фильм «Судьба барабанщика», снятый по повести Аркадия Гайдара.

— Это подростковая картина, детектив глазами ребёнка. У Гайдара замечательно построен сюжет. Поначалу то, что происходит с главным героем — мальчиком Серёжей, кажется весёлой историей, приключением. Но потом начинается криминальная драма. За Серёжу становится страшно. Сначала он, как мотылёк, летит на огонь, не думая, что обожжёт себе крылья, а по ходу действия становится настоящим героем. К сожалению, не все современные подростки читают повести Аркадия Гайдара. А это прекрасная литература, с замечательными диалогами, потрясающим юмором, — считает Александр Артёмович.
Фото: Lev Sherstennikov/globallookpress.com
Фото: Lev Sherstennikov/globallookpress.com

Несмотря на занятость в кино, Александр Адабашьян никогда не оставлял своего любимого дела — живописи. Актёр дарит картины собственной кисти близким, многие его работы украшают дом Никиты Михалкова. В качестве дизайнера Адабашьян оформил интерьеры ресторанов Антона Табакова «Обломов», «Антонио», «Грибоедов».

— Оглядываясь назад, могу сказать, что жалеть не о чем. Во всяком случае всю жизнь делал то, что хотел, занимался только тем, что мне было интересно, и с теми, кто мне был приятен. Никогда не было других мотивов — ни выгоды, ни конъюнктуры. Мне казалось странным это понятие «кризис среднего возраста», когда в 30–40 лет понимаешь, что находишься не на своём месте. Я‑то своё нашел быстро, — поделился актёр в интервью с газетой «Ведомости».

80-летие в узком кругу

Александр Артёмович признаётся, что свой день рождения широко не отмечает. Так повелось с детства, потому что начало августа — это лето и каникулы:

— Летом дети традиционно отмечают свои дни рождения на даче с родителями и родственниками. Поэтому этот день не устаканился в моём сознании как праздник, — признался он «КП».

Но в этом году он подкорректировал традицию «в узком семейном кругу на даче». Вместо дачи — корабль, на котором он уплыл с семьёй на Валаам и в Кижи.

В июле артист получил орден «За заслуги в культуре и искусстве» за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

Также своеобразным подарком к юбилею мастера стала картина «Двое в одной жизни, не считая собаки», которая выйдет этой осенью и уже принесла ему награду на недавнем международном кинофестивале «Евразия». В этой трогательной питерской истории Александр Артёмович сыграл на пару со Светланой Крючковой.

Фото: Pavel Kashaev/globallookpress.com
Фото: Pavel Kashaev/globallookpress.com

По материалам News.ru, «КП», Дзен-канала «Дом кино», «Телепрограммы», «РИА Новости», «Ведомостей», «Пятого телеканала» и программы «Судьба человека».