В предгорьях Кавказа, на стыке Краснодарского края и Адыгеи, есть место, где сама земля хранит древнюю тишину, а леса дышат в ритме мантр. Здесь, в долине реки Курджипс, недалеко от знаменитого Гуамского ущелья, расположился Мезмай — затерянный среди горных хребтов поселок, который на несколько жарких и влажных августовских дней стал естественным алтарем для почитания энергий Шивы. Сюда прибыл индийский садху - Гуруджи Лали Баба из Варанаси, приглашенный его российскими учениками, чтобы зажечь в сердцах людей огонь практики в священный месяц Шраван.
Место силы и любви
Горы Мезмая встретили Гуруджи и нас, его учеников, прозрачным воздухом и особым безмолвием, в котором звуки — шаги, дыхание, треск веток — кажутся громче, а внутренний мир становится чище.
Часть группы, в составе которой были и мы, авторы канала Индия Свами, добралась на место чуть раньше Лали Бабы, и отправилась прогуляться к руслу горной речки, проходящему прямо через поселок.
Мы побродили вдоль берега, полюбовались на природные купели, образуемые в естественных чашах, куда через небольшие пороги и каменистые перекаты река несет с гор свои воды.
Мезмай – поселок небезызвестный в этих краях, и довольно популярный у путешественников и туристов, предпочитающих пешие прогулки и трекинг по гористой местности. А еще - это место, где сконцентрировано огромное количество практиков и эзотериков совершенно разных школ и традиций – от шаманов, колдунов и целителей до йогинов и последователей учения Бон – древней тибетской религии, которая существовала задолго до распространения буддизма.
Обо всем этом мы узнали чуть позже, а пока просто наслаждались позабытой в городе звонкой тишиной природы и звуками бегущей по камням воды. Близился вечер, и мы поспешили вернуться в гостевой дом, где наша гуру-сестра Джанави, которая организовала прием Гуруджи в Мезмае, забронировала нам места.
Вскоре прибыла и сама Джанави с супругом, которые привезли Гуруджи на машине из Ростова-на-Дону.
Приехав, Лали Баба, сразу же отказался от услуг поваров, которые должны были готовить нам пищу все эти дни, и сам отправился на кухню.
Незадолго до захода солнца начались приготовления к пудже и ягье. Пока мужчины выкапывали место для кунды - очага, где будут проходить огненные ритуалы, девушки собирали цветы и траву для подношений Ганеше, ведь все растения для ритуала должны быть собраны при свете дня.
Дело в том, что в ведической космологии растения и деревья впитывают солнечную энергию, которая достигает пика к полудню и постепенно убывает к вечеру. После захода солнца их прана (жизненная сила) снижается, а под утро — снова растет. Поэтому утром и днем растения обладают более сильной и чистой энергией для подношения Божествам.
- Ночью растения спят, их не нужно тревожить, - говорит Лали Бабаджи, объясняя почему собранные после заката цветы не стоит использовать в пудже
Кроме того, существуют правила шуддхи, ритуальной чистоты, описанные в священных текстах. Так, в Шива-пуране, Падма-пуране и других шастрах есть указание, что ночью цветы становятся нечистыми для пуджи, потому что их могут касаться насекомые, летающие духи - пишачи, и их аромат меняется.
Тем временем Бабаджи возился на кухне. Он словно и не выезжал из своего ашрама и с любовью замешивал и раскатывал тесто для десятков лепешек - традиционных чапати с картошкой.
Те, кто бывал в ашраме Бабы в Варанаси – знают, что кормление людей для Гуруджи – особое действо. Это его служение божествам, его способ поделиться своей любовью и благословением. Сам Баба рассказывает, что когда-то он совершал серьезную садхану Аннапурне – супруге Шивы, богине плодородия и пропитания, и теперь обрел возможность кормить огромное количество людей. У себя на родине, в Индии, он постоянно организует бхандару – бесплатную раздачу пиши всем желающим при храме или ашраме.
И каждый, кто хоть раз принял пищу из рук Бабаджи, может подтвердить – это не просто еда, это частичка божественной любви и силы, идущей к нам через садху и его служение.
Передать словами это невозможно, и нужно просто пребывать в этом особом поле, которое создает и держит Гуруджи, давая нам всем, таким разным, единение и любовь.
День Сатурна
Ночью провели очень уютную душевную пуджу и ягью, а на следующее утро, в Шанивар, день грозного Шани, повелителя планеты Сатурн, мы отправились на прогулку, чтобы найти подходящее для практики место. День был знойный, и прогулка по раскалённой трассе из поселка к горному лесу выдалась не легкой. С нас градом катился пот, и тенистая лесная прохлада стала настоящей наградой за трудности пути.
Мы расположились на поляне, и Гуруджи начал учить нашу небольшую группу пранаяме и пробуждению Кундалини.
- Когда в йогу мы вплетаем мантру — это уже тантра, — сказал он, и лес ответил нам шелестом листвы.
Около двух часов мы дышали, особым образом повторяя биджа-мантру Ом, выполняли попеременное дыхание обоими ноздрями, а после наполнившись энергией, отправились дальше.
Тропа повела нас на Орлиную полку — уступ, висящий над пропастью, с которого видно Лагонакское нагорье и дальние хребты Кавказа. Глядя туда, понимаешь, что горизонт — это не линия, а врата твоей собственной души к чему-то большему и высокому.
Мы стояли на гвоздях, загадывали желания и чувствовали лицом, как небо посылает нам первые капли дождя, что может охладить разгоряченную кожу и ум.
Огненная ночь Шивы
4 августа, в последний понедельник Шравана, тьма горной ночи снова стала для нас храмом. Бабаджи выполнил особую Махамритьюнджая Абхишеку, а за ней — ягью, огонь которой стал проводником между нашим миром и небесами. До 4:44 утра читались мантры Багаламукхи, Батук Бхайравы, Калабхайравы, Махалакшми, Дхумавати, Наваграхи и Шивы.
Огонь хавана, жадно поглощая подношения, выплескивал вверх искры, что поднимались к звездам, словно наши желания, освобожденные мантрой. А черное небо медленно светлело, обещая новый день.
Желтая ночь Багаламукхи
Следующая ночь была посвящена Багаламукхи — одной из десяти тантрических Махавидий, чье имя означает "та, что останавливает", но также может означать "с лицoм журавля или цапли".
Все вокруг сияло желтым: одежда, цветы, подношения, рис. Это был ритуал силы, способный остановить ум и шаги врага и умиротворить внутренних демонов.
Багаламукхи и читаемые ей мантры считаются очень опасными при неправильном применении, и при ее почитании следует быть предельно осторожным.
- Бабаджи, скажи, Багаламукхи – опасная богиня? – спрашивает один из учеников.
- Опасная? Нет! Ты даже не представляешь, как она прекрасна, - с чувством невероятной любви и глубины отвечает Лали Баба, и по коже пробегают мурашки, потому что вдруг понимаешь, что рядом с тобой человек, в реальности которого живут древние божества и действуют силы, с которыми мы, его ученики только учимся взаимодействовать.
Последний вечер — Лакшми-пуджа
Дни пробегают, наполненные удивительным покоем и благодатью. Рисуем божеств на речных камнях, купаемся вместе с Гуруджи в горячих термальных источниках, гуляем вдоль Гуамской железной дороги по ущелью, которому миллионы лет.
Входишь под своды скал, там и тут поросших реликтовым лесом, и словно попадаешь в другое измерение. Здесь и время течет по-другому, и мысли становятся легкими и невесомыми, а иной раз и будто совсем пропадают.
Идешь по узкоколейке, слушаешь гул несущегося внизу потока, вдыхаешь особые ароматы ущелья и ни о чем не думаешь. Кстати, по одной из версий название этого места происходит от адыгского Гъомэ — «запах омелы».
За день до отъезда отправляемся в Курджипское ущелье – к водопадам и гроту, где в древности располагалась стоянка первобытного человека. Здесь историки обнаружили кости людей и предметы быта возрастом около 230 тыс. лет, и вот мы сидим на том же месте, вокруг очага, едим приготовленные нашим Гуруджи лепешки, и думаем каждый о своем.
Рядом колышутся самшитовые и тисовые деревья, лианы, увитые мхом и папоротником спускаются к самой тропе. Нет никаких тревог, нет ни ложного беспокойства, ни потребности куда-то спешить и бежать…
Возвращаемся в гостиницу и на исходе пребывания Гуруджи в Мезмае начинаем готовиться к большой пудже богине Лакшми и особой ягье с мантрами Махавидий, Махалакшми, Бхайравы и Ганапати.
Луна, нарастающая к Полнолунию, тихо плывет между гор, а дым благовоний поднимается ввысь, соединяя землю и небо.
Мощь ягьи чувствуется всеми участниками ритуала. Приходят видения прошлых и будущих событий, картинки из былых жизней бегут перед глазами, и кажется, что сознание отделяется от тела и уносится куда-то в другие миры. Жар огня и ритмичные звуки мантр не физически, а словно энергетически воздействуют на душу и тело, запуская какие-то не осознаваемые пока трансформации.
На следующий день Гуруджи отправляется в Крым, где продолжит практики до 18 августа. Но Мезмай и сердце каждого из нас еще долго будет хранить отзвук этих дней: мантры в лесной тишине, пламя ягьи, дыхание гор, и то незримое, что приходит, когда Учитель рядом.
На краю огня, у священной черты
Я вижу границу миров.
Там, где Агни принимает мои дары,
Поднимается дым в Любовь.
Семя мантры летит к богам,
Небо роняет луну.
На рассвете, совершая Пранам,
Я ее подниму.
Брошу как подношение в огонь
Вместе с сердцем моим.
И опуститься медленно на ладонь
Знанье о встрече с Ним...
Джай Гурудев!
Ом Намах Шивая!
Огромная Благодарность нашей сестре Джанави и каждому участнику!
Анастасия Проскурина, главный редактор "Индия Свами"