Найти в Дзене
ИндияСвами

Мезмай: где горы шепчут мантры. Как индийский садху зажег огонь Шивы в сердце Кавказа

Оглавление
Гуруджи во время Багаламукхи пуджи. Все фото далее - наши и наших гуру-бхаев.
Гуруджи во время Багаламукхи пуджи. Все фото далее - наши и наших гуру-бхаев.

В предгорьях Кавказа, на стыке Краснодарского края и Адыгеи, есть место, где сама земля хранит древнюю тишину, а леса дышат в ритме мантр. Здесь, в долине реки Курджипс, недалеко от знаменитого Гуамского ущелья, расположился Мезмай — затерянный среди горных хребтов поселок, который на несколько жарких и влажных августовских дней стал естественным алтарем для почитания энергий Шивы. Сюда прибыл индийский садху - Гуруджи Лали Баба из Варанаси, приглашенный его российскими учениками, чтобы зажечь в сердцах людей огонь практики в священный месяц Шраван.

Место силы и любви

Река Курджипс в поселке Мезмай.
Река Курджипс в поселке Мезмай.

Горы Мезмая встретили Гуруджи и нас, его учеников, прозрачным воздухом и особым безмолвием, в котором звуки — шаги, дыхание, треск веток — кажутся громче, а внутренний мир становится чище.

Часть группы, в составе которой были и мы, авторы канала Индия Свами, добралась на место чуть раньше Лали Бабы, и отправилась прогуляться к руслу горной речки, проходящему прямо через поселок.

Мы побродили вдоль берега, полюбовались на природные купели, образуемые в естественных чашах, куда через небольшие пороги и каменистые перекаты река несет с гор свои воды.

Мезмай – поселок небезызвестный в этих краях, и довольно популярный у путешественников и туристов, предпочитающих пешие прогулки и трекинг по гористой местности. А еще - это место, где сконцентрировано огромное количество практиков и эзотериков совершенно разных школ и традиций – от шаманов, колдунов и целителей до йогинов и последователей учения Бон – древней тибетской религии, которая существовала задолго до распространения буддизма.

Окрестности Мезмая
Окрестности Мезмая

Обо всем этом мы узнали чуть позже, а пока просто наслаждались позабытой в городе звонкой тишиной природы и звуками бегущей по камням воды. Близился вечер, и мы поспешили вернуться в гостевой дом, где наша гуру-сестра Джанави, которая организовала прием Гуруджи в Мезмае, забронировала нам места.

Вскоре прибыла и сама Джанави с супругом, которые привезли Гуруджи на машине из Ростова-на-Дону.

Приехав, Лали Баба, сразу же отказался от услуг поваров, которые должны были готовить нам пищу все эти дни, и сам отправился на кухню.

-4

Незадолго до захода солнца начались приготовления к пудже и ягье. Пока мужчины выкапывали место для кунды - очага, где будут проходить огненные ритуалы, девушки собирали цветы и траву для подношений Ганеше, ведь все растения для ритуала должны быть собраны при свете дня.

Дело в том, что в ведической космологии растения и деревья впитывают солнечную энергию, которая достигает пика к полудню и постепенно убывает к вечеру. После захода солнца их прана (жизненная сила) снижается, а под утро — снова растет. Поэтому утром и днем растения обладают более сильной и чистой энергией для подношения Божествам.

Цветы для пуджи собирали каждый день прямо в поселке и на прогулках.
Цветы для пуджи собирали каждый день прямо в поселке и на прогулках.

- Ночью растения спят, их не нужно тревожить, - говорит Лали Бабаджи, объясняя почему собранные после заката цветы не стоит использовать в пудже

Кроме того, существуют правила шуддхи, ритуальной чистоты, описанные в священных текстах. Так, в Шива-пуране, Падма-пуране и других шастрах есть указание, что ночью цветы становятся нечистыми для пуджи, потому что их могут касаться насекомые, летающие духи - пишачи, и их аромат меняется.

Мурти божеств и янтры для пудж. Многие ученики привезли свои, чтобы потом проводить домашние ритуалы.
Мурти божеств и янтры для пудж. Многие ученики привезли свои, чтобы потом проводить домашние ритуалы.

Тем временем Бабаджи возился на кухне. Он словно и не выезжал из своего ашрама и с любовью замешивал и раскатывал тесто для десятков лепешек - традиционных чапати с картошкой.

Те, кто бывал в ашраме Бабы в Варанаси – знают, что кормление людей для Гуруджи – особое действо. Это его служение божествам, его способ поделиться своей любовью и благословением. Сам Баба рассказывает, что когда-то он совершал серьезную садхану Аннапурне – супруге Шивы, богине плодородия и пропитания, и теперь обрел возможность кормить огромное количество людей. У себя на родине, в Индии, он постоянно организует бхандару – бесплатную раздачу пиши всем желающим при храме или ашраме.

Все это Гуруджи готовил сам, а мы помогали ему: вкуснейший вегетарианских борщ, рис с лемоном, самосы с овощами, сабджи... Меню было как в лучших индийских ресторанах.
Все это Гуруджи готовил сам, а мы помогали ему: вкуснейший вегетарианских борщ, рис с лемоном, самосы с овощами, сабджи... Меню было как в лучших индийских ресторанах.

И каждый, кто хоть раз принял пищу из рук Бабаджи, может подтвердить – это не просто еда, это частичка божественной любви и силы, идущей к нам через садху и его служение.

Передать словами это невозможно, и нужно просто пребывать в этом особом поле, которое создает и держит Гуруджи, давая нам всем, таким разным, единение и любовь.

Ягья первого вечера
Ягья первого вечера
-9

День Сатурна

Ночью провели очень уютную душевную пуджу и ягью, а на следующее утро, в Шанивар, день грозного Шани, повелителя планеты Сатурн, мы отправились на прогулку, чтобы найти подходящее для практики место. День был знойный, и прогулка по раскалённой трассе из поселка к горному лесу выдалась не легкой. С нас градом катился пот, и тенистая лесная прохлада стала настоящей наградой за трудности пути.

Мы расположились на поляне, и Гуруджи начал учить нашу небольшую группу пранаяме и пробуждению Кундалини.

-10
- Когда в йогу мы вплетаем мантру — это уже тантра, — сказал он, и лес ответил нам шелестом листвы.

Около двух часов мы дышали, особым образом повторяя биджа-мантру Ом, выполняли попеременное дыхание обоими ноздрями, а после наполнившись энергией, отправились дальше.

Тропа повела нас на Орлиную полку — уступ, висящий над пропастью, с которого видно Лагонакское нагорье и дальние хребты Кавказа. Глядя туда, понимаешь, что горизонт — это не линия, а врата твоей собственной души к чему-то большему и высокому.

На Орлиной полке
На Орлиной полке

Мы стояли на гвоздях, загадывали желания и чувствовали лицом, как небо посылает нам первые капли дождя, что может охладить разгоряченную кожу и ум.

Огненная ночь Шивы

Шива пуджа и ягья.
Шива пуджа и ягья.

4 августа, в последний понедельник Шравана, тьма горной ночи снова стала для нас храмом. Бабаджи выполнил особую Махамритьюнджая Абхишеку, а за ней — ягью, огонь которой стал проводником между нашим миром и небесами. До 4:44 утра читались мантры Багаламукхи, Батук Бхайравы, Калабхайравы, Махалакшми, Дхумавати, Наваграхи и Шивы.

-13

Огонь хавана, жадно поглощая подношения, выплескивал вверх искры, что поднимались к звездам, словно наши желания, освобожденные мантрой. А черное небо медленно светлело, обещая новый день.

Желтая ночь Багаламукхи

Поклонение Багаламукхи выполняется только с желтым цветом.
Поклонение Багаламукхи выполняется только с желтым цветом.

Следующая ночь была посвящена Багаламукхи — одной из десяти тантрических Махавидий, чье имя означает "та, что останавливает", но также может означать "с лицoм журавля или цапли".

Все вокруг сияло желтым: одежда, цветы, подношения, рис. Это был ритуал силы, способный остановить ум и шаги врага и умиротворить внутренних демонов.

Багаламукхи и читаемые ей мантры считаются очень опасными при неправильном применении, и при ее почитании следует быть предельно осторожным.

-15
- Бабаджи, скажи, Багаламукхи – опасная богиня? – спрашивает один из учеников.

- Опасная? Нет! Ты даже не представляешь, как она прекрасна, - с чувством невероятной любви и глубины отвечает Лали Баба, и по коже пробегают мурашки, потому что вдруг понимаешь, что рядом с тобой человек, в реальности которого живут древние божества и действуют силы, с которыми мы, его ученики только учимся взаимодействовать.

Бабаджи с учениками
Бабаджи с учениками

Последний вечер — Лакшми-пуджа

Дни пробегают, наполненные удивительным покоем и благодатью. Рисуем божеств на речных камнях, купаемся вместе с Гуруджи в горячих термальных источниках, гуляем вдоль Гуамской железной дороги по ущелью, которому миллионы лет.

Рисуем божеств на камнях, найденых в горной речке.
Рисуем божеств на камнях, найденых в горной речке.

Входишь под своды скал, там и тут поросших реликтовым лесом, и словно попадаешь в другое измерение. Здесь и время течет по-другому, и мысли становятся легкими и невесомыми, а иной раз и будто совсем пропадают.

Гуамское ущелье
Гуамское ущелье

Идешь по узкоколейке, слушаешь гул несущегося внизу потока, вдыхаешь особые ароматы ущелья и ни о чем не думаешь. Кстати, по одной из версий название этого места происходит от адыгского Гъомэ — «запах омелы».

На заброшенной станции узкоколейки. Ж/д сообщение с Мезмаем прекратилось в 2011 году, после оползня, разрушившего часть железной дороги.
На заброшенной станции узкоколейки. Ж/д сообщение с Мезмаем прекратилось в 2011 году, после оползня, разрушившего часть железной дороги.

За день до отъезда отправляемся в Курджипское ущелье – к водопадам и гроту, где в древности располагалась стоянка первобытного человека. Здесь историки обнаружили кости людей и предметы быта возрастом около 230 тыс. лет, и вот мы сидим на том же месте, вокруг очага, едим приготовленные нашим Гуруджи лепешки, и думаем каждый о своем.

Древние люди...
Древние люди...

Рядом колышутся самшитовые и тисовые деревья, лианы, увитые мхом и папоротником спускаются к самой тропе. Нет никаких тревог, нет ни ложного беспокойства, ни потребности куда-то спешить и бежать…

-21

Возвращаемся в гостиницу и на исходе пребывания Гуруджи в Мезмае начинаем готовиться к большой пудже богине Лакшми и особой ягье с мантрами Махавидий, Махалакшми, Бхайравы и Ганапати.

Луна, нарастающая к Полнолунию, тихо плывет между гор, а дым благовоний поднимается ввысь, соединяя землю и небо.

Мощь ягьи чувствуется всеми участниками ритуала. Приходят видения прошлых и будущих событий, картинки из былых жизней бегут перед глазами, и кажется, что сознание отделяется от тела и уносится куда-то в другие миры. Жар огня и ритмичные звуки мантр не физически, а словно энергетически воздействуют на душу и тело, запуская какие-то не осознаваемые пока трансформации.

Огонь ягьи каждому давал что-то свое.
Огонь ягьи каждому давал что-то свое.
-23

На следующий день Гуруджи отправляется в Крым, где продолжит практики до 18 августа. Но Мезмай и сердце каждого из нас еще долго будет хранить отзвук этих дней: мантры в лесной тишине, пламя ягьи, дыхание гор, и то незримое, что приходит, когда Учитель рядом.

Провожаем Гуруджи в Крым.
Провожаем Гуруджи в Крым.

На краю огня, у священной черты
Я вижу границу миров.
Там, где Агни принимает мои дары,
Поднимается дым в Любовь.
Семя мантры летит к богам,
Небо роняет луну.
На рассвете, совершая Пранам,
Я ее подниму.
Брошу как подношение в огонь
Вместе с сердцем моим.
И опуститься медленно на ладонь
Знанье о встрече с Ним...

Джай Гурудев!

Ом Намах Шивая!

Огромная Благодарность нашей сестре Джанави и каждому участнику!

Анастасия Проскурина, главный редактор "Индия Свами"

Читайте также:

Наш Телеграм-канал:

Индия Свами

Мантры
5974 интересуются