Приветствую всех читателей канала «Мир мамы и ребенка»!
Сегодня я расскажу вам о человеке, без которого не было бы российского Дальнего Востока, а уж города Хабаровска и тем более бы не существовало. Если бы не его блестящая дипломатическая и государственная деятельность, сейчас территория Дальнего Востока принадлежала бы другому государству.
Ничейные земли
В 1848 году Николай Муравьев прибыл в Восточную Сибирь, куда был отправлен по указанию Николая I. Единственным соседом России на восточных рубежах в то время был Китай, с которым в 1689 году был подписан первый межгосударственный договор. В соответствии с этим договором граница между империями проводилась очень примерно, по «Каменным горам» — Становому хребту и нескольким рекам бассейна Амура.
Еще в 1649–1653 годах землепроходец Ерофей Хабаров со своими казаками совершил ряд походов в Приамурье.
Заметив активность русских, маньчжуры тоже заинтересовались «ничейными» землями. Стычки продолжались три десятка лет. Горстка казаков, не получая достаточного подкрепления, не могла противостоять значительно превосходящей силе маньчжур. В конце концов начались переговоры, итогом которых стал вынужденный отход казаков с Амура. Граница России с Китаем в отсутствие твердых ориентиров оказалась неопределенной, а земли неразграниченными. Так прошло два столетия.
Великий государственный деятель
Исследователи преобразовательной деятельности Муравьева на посту генерал-губернатора будут неизменно изумляться ее размаху: она охватила практически все области управления и общественной жизни огромного края. Недаром уже современники Муравьева говорили, что этот человек стоит целого Комитета министров, и называли его «Петром Великим Восточной Сибири».
Многие исследователи придерживаются мнения, что не будь в это время в Восточной Сибири такого генерал-губернатора, каким был Муравьев, не было бы ни Айгунского договора, ни тех преобразований, которым способствовал Муравьев, а была бы реальность потерять восточные рубежи: Приамурье, Приморский край, Камчатку, Сахалин и другие острова.
Назначение Муравьёва совпало с невероятно активной деятельностью капитана Геннадия Ивановича Невельского, рьяно изучавшего устье Амура, Охотское море и пределы острова Сахалин. Новый губернатор, ещё будучи в Петербурге, заручился поддержкой Невельского. Молодой флотский офицер Геннадий Невельской поделился мыслью об исследовании устья Амура, с тем чтобы завладеть амурским лиманом и таким образом открыть России выход к Тихому океану. Слова капитана произвели на Муравьева потрясающее действие. Вот это размах! Он сразу же оценил широкие перспективы подобной затеи. Дальний Восток оживет с началом судоходства на Амуре!
11 января 1854 года Николай I делегировал Муравьёву право вести все переговоры с китайским правительством самостоятельно.
В первую очередь заботы Муравьёва касались переноса границы за Амур или хотя бы на Амур. По реке, которую китайцы называли Чёрным Драконом, с мая началось движение войск и русских гражданских поселенцев в Приамурье. Первый сплав из 77 судов, включая два парохода, возглавил лично губернатор, а первыми мирными мигрантами стали члены 51 семьи из Иркутской губернии, за которыми последовали две сотни забайкальских казаков.
Айгунский договор
После сложных переговоров с китайцами, в ходе которых Муравьёв проявил невероятное упорство, 16 мая 1858 года между Россией и Китаем был подписан Айгунский трактат. Границу передвинули на русло Амура.
Китай признал полное право русских на земли по рекам Амур и Уссури. Отторгнутые в 1689-м громадные пространства, сосредоточившие в себе богатейшие природные ресурсы и исключительно удобную береговую линию, стали неотъемлемой собственностью России. Самое же примечательное состояло в том, что подобное беспрецедентное «приобретение» свершилось без всякого применения вооруженной силы, без единого выстрела. Именно этот факт сделал дальневосточную эпопею Н.Н. Муравьева одной из самых замечательных страниц в российской истории.
Николай Муравьёв получил за заключение этого договора титул графа Амурского и чин полного генерала.
Основание города Хабаровска
В июне 1858 года Муравьев-Амурский приказал разместить очередной военный пост недалеко от впадения в Амур реки Уссури. Возникшее там позже поселение назвали Хабарово, потом название превратилось в Хабаровку, а со временем деревня выросла в город Хабаровск, на набережной которого в 1891 году по проекту скульптора Александра Опекушина появился бронзовый монумент Муравьёву-Амурскому с пятью памятными досками в честь его сподвижников.
Проект монумента лично утвердил Александр III. Пятиметровая бронзовая фигура графа была отлита в Санкт-Петербурге по частям, а постамент из блоков сооружен по проекту военного инженера. Открытие памятника было приурочено ко времени посещения города наследником престола, будущим императором Николаем II.
В первые годы советской республики, по решению Дальревкома от 26 января 1925 года, скульптура была сброшена с постамента и переплавлена. Спустя 60 лет было решено восстановить памятник по сохранившейся в музее модели.
30 мая 1992 года, в день рождения города Хабаровска, бронзовый губернатор вернулся на свой пьедестал.
В заключение я хотела бы привести слова замечательного русского писателя И.А. Гончарова, который писал о Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском: «В беседах с ним я успел вглядеться в него, наслушаться его мыслей, намерений, целей. Какая энергия! Какая широта горизонтов, быстрота соображений, неугасающий огонь во всей его организации, воля, боровшаяся с препятствиями…»