Московское метро, открытое в 1935 году, сейчас насчитывает 14 линий и 271 станцию, обеспечивая около половины пассажирских перевозок в мегаполисе и спасая москвичей и гостей столицы от многокилометровых пробок на поверхности. Каждый день в подземке совершается в среднем 7-8 млн. поездок.
Сегодня мы собрали самые необычные факты о самом популярном и незаменимом для столицы виде транспорта, о которых многие пассажиры могут не догадываться.
#1
Самая глубокая станция метро в Москве - Парк победы, расположенная на глубине 73 метра. На поверхность пассажиров поднимает основной эскалатор длиной 126 метров. Тем не менее, самый длинный эскалатор в столичном метро длиной 130 метров установлен на станции Марьина роща Большой кольцевой линии, хотя глубина залегания этой станции чуть меньше - 72 метра.
#2
Максимальная машрутная скорость 47,8 км/ч достигается на Калининской линии за счёт большой длины перегонов между станциями (в среднем 2,3 км) и использования относительно современных поездов 81-760/761 "Ока". Время поездки между конечными составляет 21 минуту.
Далее по скорости движения следуют недавно открытые Некрасовская (45,8 км/ч) и Троицкая (45,2 км/ч) линии.
#3
Самой загруженной станцией по входу-выходу пассажиров в 2024 году стала Комсомольская (Кольцевая линия) - 163 тыс. человек в день. Напротив, самой малолюдной станцией в подземке оказалась Мнёвники, где за день бывают менее 2 тыс. пассажиров.
#4
Хотя первой станцией метро чаще всего считают Парк культуры или Сокольники Сокольнической линии, это не совсем так, поскольку 15 мая 1935 года в один день открылись сразу 13 станций первой очереди метро на участке от Сокольников до Парка культуры с ответвлением после Охотного ряда к Смоленской.
#5
Первые поворотные турникеты в столичном метро появились в 1952 году на станции Красные Ворота, но они не прижились из-за малой пропускной способности. В 1958 году началась установка турникетов со свободным проходом, которыми к 1961 году были оборудованы все станции. Ранее пассажиры проходили в подземку по бумажным билетам, которые на входе компостировали контролёры.
#6
В 1930-е годы слово "метро" как сокращение от "метрополитен" было принято употреблять в мужском роде. Так, в столице в те годы были развешены агитплакаты "Наш метро - лучший в мире!", выходила газета "Советский метро". Однако со временем слово сменило род на более привычный сейчас средний наподобие заимствований, оканчивающихся на букву "о".
#7
Наземная станция Кутузовская имеет самую изогутую платформу с радиусом всего 600 метров, в связи с чем машинист не видит последние вагоны поезда. Станцию построили под мостом вдоль Малого кольца МЖД, поэтому, как и ж/д пути, ее пришлось загнуть. Всего 6 станций в столичном метро имеют "загнутые" платформы.
#8
Большая кольцевая линия с её длиной 57,5 км является самой длинной подземной линией метро в Европе. Более протяженные линии подземки действуют только в Китае.
#9
Самые узкие посадочные платформы шириной менее 2 метров имеет станция Москва-Сити на ответвлении Филевской линии. В свое время этот участок проектировался как мини-метро.
#10
Самая широкая станция Нижегородская имеет 4 пути в одном зале, образуя пересадочный узел между Большой кольцевой и Некрасовской линиями. Её ширина - 58 метров.
#11
Самая мелкая станция из подземных - Печатники Люблинско-Дмитровской линии, построенная на глубине всего 5 метров и открытая в конце 1995 года. Из-за малой глубины, связанной с находящимися ниже плывунами, верхняя часть станции выступает над уровнем земли и присыпана земляным холмом, а пересадка на Большую кольцевую линию также проходит на уровне земли.
#12
Самый длинный перегон метро между станциями Крылатское и Строгино имеет длину 6625 метров по осям платформ. Поездка по нему занимает 7-8 минут. Напротив, самым коротким перегоном длиной 497 метров является Деловой центр - Москва-Сити. Тем не менее, из-за кривых и стрелок поезд проходит его на малой скорости.
#13
Линии метро на схемах не всегда имели индивидуальные цвета. С открытия и до 1957 года их рисовали в черно-белом варианте или красным цветом, однако в преддверии Всемирного фестиваля молодежи, который принимала столица, для удобства многочисленных иностранных туристов каждая линия получила собственный цвет. Новация прижилась, и теперь каждая линия имеет свой цвет, причём старые линии хранят оттенок с 1957 года.
#14
С конца 1970-х годов в московском метро в целях безопасности нет урн для мусора, чтобы у злоумышленников не было возможности бросить в них взрывчатые вещества. Кроме того, отсутствие мусорок улучшает санитарное состояние метро. Ближайшие урны установлены перед входом в подземку.
#15
Станция Охотный ряд чаще всех меняла своё название, а именно 4 раза. С открытия в 1935 году и до 1955 года она называлась Охотный ряд, когда была переименована в Имени Кагановича. В 1957 году станции вернули первоначальное название, однако в 1961 году вновь переименовали в Проспект Маркса. Название продержалось до 1991 года, когда станция вновь стала Охотным рядом.
#16
На наиболее загруженных линиях в часы-пик интервалы движения составляют всего лишь 80-90 секунд, являясь самыми короткими во всем мире.
#17
За 90-летнюю историю московского метро были навсегда закрыты лишь две наземные станции, которые изначально носили временный характер и находились на территории депо: Первомайская (1954-1961) и Калужская (1964-1974). Обе станции были конечными, и после продления линий необходимость в них пропала. Их названия были присвоены другим станциям поблизости.
#18
Самой длинной станцией в метро является Воробьёвы горы с длиной платформы 282 метра вместо стандартных 162 метров. Станция также уникальна тем, что находится на метромосту через Москву-реку, с которого открывается живописный вид на лесопарк и окрестности.
#19
Самые старые поезда, которые на 2025 год эксплуатируются в столичной подземке - "номерные" вагоны модели 81-714/717.5 выпуска 1990-1996 годов. Их можно встретить на Люблинско-Дмитровской и Замоскворецкой линиях.
👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!