Новый российский мессенджер MAX от компании VK – это одна из самых «горячих» тем Рунета в последнее время. Несмотря на то, что первая бета-версия мессенджера была выпущена еще 26 марта 2025 года, массово о нем заговорили после 24 июня. В этот день был опубликован федеральный закон «О создании многофункционального сервиса обмена информацией», в соответствии с которым в России должно быть создано мобильное приложение, которое объединит функции мессенджера и государственных электронных сервисов (типа Госуслуг), позволит удостоверять личность через цифровой ID, а также может быть использовано для связи с органами власти и образовательными учреждениями.
Было решено, что таким приложением станет мессенджер MAX после добавления в него соответствующих функций. То есть MAX фактически официально стал «государственным» мессенджером и частью стратегии «цифрового суверенитета», инициированной Кремлем и Минцифры РФ с целью постепенно заместить иностранные сервисы отечественными аналогами. Более того, уже с 1 сентября 2025 года предусматривается обязательная предустановка данного мессенджера на все вновь выпускаемые мобильные устройства в России.
Всем привет! Вы читаете блог сотрудников интернет-магазина MFshop.ru! Мы рассказываем о необычных гаджетах, технологиях и «закулисье» мира интернет-торговли. Всем заранее спасибо за лайки, подписки и комментарии!
У нас открылся филиал в Санкт-Петербурге – SPB812.ru. Добро пожаловать!
Вроде бы, все хорошо, однако на данный момент MAX подвергается жесткой критике в Рунете и имеет достаточно низкую репутацию как в плане функциональности, так и в плане безопасности. Мы решили изучить самые популярные претензии к мессенджеру и попробовать разобраться, так ли все плохо на самом деле?
Претензия №1: никакой уникальности
Внешний вид и функционал мессенджера MAX на данном этапе очень сильно напоминает (можно даже сказать копирует) Telegram с элементами WhatsApp: те же личные и групповые чаты, голосовые сообщения, звонки, видеосвязь, стикеры, эмодзи, инструменты для создания чат-ботов и мини-приложений. Многие пользователи открыто обвиняют разработчиков в том, что они взяли Телеграм Павла Дурова и просто кое-где «натянули» на него новые скины. При этом сам Телеграм продолжает подвергаться в России критике со стороны государства вплоть до угроз его блокировки.
Наше мнение: данная претензия кажется нам наиболее слабой. Лично мы не видим никаких проблем в том, что MAX похож Telegram. В какой-то степени это даже хорошо: привычный интерфейс позволяет новым пользователям максимально быстро адаптироваться. Зачем изобретать что-то новое, если уже есть хорошее привычное?
Претензия №2: показушное «импортозамещение»
Независимые технические специалисты, которые с интересом полезли «под капот» к MAX’у с удивлением обнаружили, что при разработке российского «государственного» мессенджера использовалось достаточно много открытых программных библиотек, созданных программистами из других стран, включая «недружественные»: США, Польшу и даже Украину. То есть MAX не написан исключительно российскими программистами, как можно было бы подумать.
Более того, было установлено, что MAX вообще не написан «с нуля» – он создан на базе мессенджера ТамТам, выпущенного еще в 2017 году все той же компанией VK (на тот момент она называлась Mail.ru Group). Данный мессенджер в свое время тоже подвергался достаточно жесткой критике, поэтому у пользователей есть опасения, что технические и не только проблемы ТамТама могли в полной мере переехать в MAX.
Наше мнение: использование открытых программных библиотек само по себе – не преступление. Их используют даже самые крупные мировые компании при разработке ПО, это позволяет экономить время и ресурсы. Да и безопасность таких библиотек всегда очень тщательно проверяется.
Ну а что касается того, что MAX создан не «с нуля» – это, опять же, как нам кажется, связано с желанием или даже необходимостью максимально сэкономить время на разработку мессенджера. Безусловно, хочется, чтобы такой масштабный проект, как «государственный» мессенджер разрабатывался с чистого листа с учетом самых современных требований и технологий. С другой стороны, грех не использовать какой-то «фундамент» при его наличии – главное, чтобы его хорошо почистили и адаптировали к современности.
Претензия №3: много багов и уязвимостей
Бета-тест MAX’а поначалу не слишком задался. Пользователи начали массово жаловаться на различные технические проблемы: вылеты, зависания, «срывающиеся» звонки, недоступность некоторых заявленных функций и т.д. Чуть позже подключились все те же независимые технические специалисты и так называемые «белые хакеры», обнаружившие в мессенджере ряд уязвимостей, включая критические. Разработчики уже выпустили ряд важных обновлений для мессенджера, но до его идеального технического состояния, будем честны, еще далеко.
Наше мнение: технические проблемы у любого нового программного продукта, тем более находящегося на этапе бета-тестирования – это нормально. Однако разработчики явно слегка поторопились и выпустили откровенно «сырую» версию мессенджера.
Что касается уязвимостей, особенно критических – тут, конечно, все намного серьезней. Понятно, что у мессенджера, тем более претендующего на статус «государственного» и чуть ли не обязательного для многих учреждений уязвимостей в системе безопасности быть не должно. Так что тут разработчикам MAX’а предстоит еще много работы. Но, к чести компании VK, она активно работает над поиском и устранением уязвимостей в мессенджере. Была даже запущена публичная программа для «белых хакеров» по поиску уязвимостей в мессенджере – за предоставление сведений о критических «дырах» в системе безопасности программы и помощь в их устранении обещаны награды аж до 5 миллионов рублей.
Претензия №4: конфиденциальность под вопросом
В соответствии с новыми российскими законами MAX хранит все пользовательские данные исключительно на российских серверах, что исключает их «утечку» за границу. Это называется одним из ключевых преимуществ данного мессенджера перед иностранными разработками.
Это однозначно хорошо, однако у пользователей есть другие опасения в плане конфиденциальности их данных. Во-первых, мессенджер использует не совсем понятные и прозрачные (а потому неизвестно, насколько надежные) методы шифрования данных. Во-вторых, политика конфиденциальности мессенджера предусматривает, что он может собирать различные данные о пользователях, а потом при необходимости передавать их любому органу государственной власти или местного самоуправления. Пользователей этот пункт особенно «напрягает» – есть опасения, что государство может через MAX следить за населением страны, а переписки и звонки через мессенджер в принципе нельзя считать по-настоящему конфиденциальными.
Наше мнение: это, как нам кажется, самая главная и существенная претензия к мессенджеру. Однозначно, если разработчики не смогут доказать, что MAX в плане конфиденциальности данных как минимум не хуже того же Телеграма, массовый пользователь в новый мессенджер переходить не захочет. А обещанная интеграция MAX’а с Госуслугами только усиливает опасения за сохранность личных данных.
Претензия №5: навязчивость
Больше всего негатива в публичном пространстве MAX сейчас получает за то, что его ну уж очень агрессивно пытаются продвигать и сделать чуть ли не обязательным. Мы уже сказали, что с 1 сентября его предустановка станет обязательной на все новые смартфоны. Также мессенджер агрессивно продвигается различными компаниями: некоторые мобильные операторы позволяют пользоваться им даже с нулевым балансом (в отличие от других мессенджеров), банки и маркетплейсы переводят поддержку только в MAX, создавая неудобства для пользователей других мессенджеров, за регистрацию в MAX’е многие сервисы дарят различные подписки и другие бонусы.
Более того, ходят слухи о том, что все госструктуры и госкомпании могут принудительно перевести сотрудников на MAX, плюс мессенджер может стать чуть ли не обязательным для использования Госуслуг. А в Рунете все чаще появляются истории о том, что учеников школ и их родителей, студентов вузов в добровольно-принудительном порядке заставляют устанавливать себе MAX, тем самым «накручивая» его популярность.
Наше мнение: разработчики MAX’а зря выбрали столь агрессивную стратегию продвижения мессенджера – заявляем это со всей ответственностью, как профессионалы, разбирающиеся в современном маркетинге. Чем сильнее ты что-то навязываешь людям, тем сильнее от них идет обратная негативная реакция, в результате чего страдает репутация продукта.
MAX’у сейчас очень важен и нужен позитивный пиар: упор на то, что мессенджер активно развивается, ошибки исправляются, удобство повышается, функциональность расширяется. «Из-под палки» можно заставить пользоваться новым мессенджером только ограниченное число людей, при этом большинство из них не будут активными пользователями приложения – они просто зарегистрируются, раз «надо», и все. А реальную пользовательскую базу можно наработать только в одном случае: если MAX станет действительно удобной и надежной альтернативой тому же Телеграму.
Что в итоге?
Лично нам, именно как представителям бизнеса, сама идея «государственного» мессенджера MAX, привязанного ко всем ключевым сервисам, нравится. Через него можно и настроить общение с клиентами, и организовать внутренние корпоративные чаты, при этом все будет прозрачно для государства – бизнесу сплошные плюсы. А потенциальные риски для конфиденциальности данных в этом случае не так страшны – у нас легальный бизнес и скрывать нам нечего, даже если за чатами реально будет следить ФСБ (а такие «страшилки» сейчас тоже ходят).
Другое дело – рядовые пользователи. Понятно, что подавляющему числу честных людей скрывать тоже нечего. Однако само ощущение жизни «под колпаком» и чувство, что твои переписки теоретически может читать кто-то другой, пусть даже представитель власти, неприятно.
Именно это, как нам кажется, сейчас является главной проблемой мессенджера MAX. Все ошибки рано или поздно исправят, уязвимости закроют, интерфейс доработают. А вот именно безопасность и конфиденциальность мессенджера пользователям нужно доказать. Нужно убедить людей, что использование MAX’а не нарушает тайну личной жизни, а сведения об отдельных пользователях если и раскрываются, то в исключительных случаях и только при наличии веских причин.
А вы что думаете?