Найти в Дзене
Oldfag TV

Ода серому цвету: Как «Шпион, выйди вон!» доказал, что настоящий шпионаж — это не взрывы, а головная боль

Оглавление

Современные зрители, воспитанные на том, что шпион должен как минимум трижды за фильм спасти мир, чаще всего ассоциируют этот жанр с дорогими спецэффектами, погонями, от которых укачивает, и гаджетами, которым позавидовал бы и Тони Старк. Однако, к разочарованию любителей экшена, реальный мир шпионажа — это унылые кабинеты, бесконечные стопки бумаг и психологические дуэли, где главное оружие — хорошо подвешенный язык и папка с компроматом. Кинофраншизы вроде «Джеймса Бонда» и «Миссии невыполнимой», конечно, делают вид, что вдохновлялись реальными событиями, но на самом деле превратили тонкое искусство разведки в зрелищный цирковой номер. Большинство из них, как водится, выросли из популярных книжек, созданных в тени Холодной войны, когда паранойя была не диагнозом, а стилем жизни. «Шпион, выйди вон!» идёт по тому же пути, но выбирает совершенно другой, мучительно реалистичный подход.

«Шпион, выйди вон!» — это не просто роман, а настоящая библия для ценителей «медленного» шпионажа, написанная Джоном ле Карре. И он, в отличие от многих авторов, знал, о чём пишет, ведь сам успел поработать на МИ5 и МИ6, пока его карьеру не разрушил знаменитый шпион Ким Филби — один из членов «Кембриджской пятёрки», работавший на СССР. Эта травма предательства красной нитью проходит через всё творчество ле Карре. В центре сюжета — списанный в утиль шпион Джордж Смайли, которого вытаскивают с пенсии, чтобы он нашёл «крота» в верхушке британской разведки, именуемой «Цирк». В книгах про Смайли вы почти не найдёте драк, зато с избытком — двойных игр, изнурительных допросов и гениальных логических построений. Роман стал культовым, по нему сняли эталонный сериал, и вот, наконец, до него добрался и Голливуд, выпустив в 2011 году фильм, набитый британскими звёздами под завязку. Главную скрипку, разумеется, поручили сэру Гэри Олдману.

Гэри Олдман опять гениален? Какая неожиданность!

-2

От Дракулы до Уинстона Черчилля, Гэри Олдман, кажется, может сыграть даже телефонный справочник, и это будет достойно «Оскара». Его фанатичная преданность делу сделала его идеальным кандидатом на роль Смайли. Визитная карточка персонажа — очки в толстой оправе. И что вы думаете? Олдман не просто взял реквизит у ассистента. О нет, он лично отправился в культовый магазин очков в Пасадене, где перемерил сотни пар, пока не нашёл ту самую. Какая самоотдача! Кроме того, ему, британцу, пришлось заново учиться говорить с родным британским акцентом, чтобы голос персонажа звучал идеально. Поистине, титанический труд.

Его Смайли — полная противоположность ярким, кричащим героям. Он наблюдателен, стоичен и настолько умён, что это почти пугает. Он — мастер долгой игры, выживающий в мире намёков и полуправды. Фильм выжимает максимум из своего звёздного состава: здесь и Колин Фёрт, и Джон Хёрт, и Тоби Джонс. Но что ещё интереснее, он дал площадку тогда ещё не таким знаменитым, но уже невероятно талантливым Марку Стронгу, Тому Харди и Бенедикту Камбербэтчу. Они настолько органично вписаны в ансамбль, что не перетягивают на себя одеяло, а создают сложную и живую ткань повествования. «Шпион, выйди вон!» — это кино о полутонах и о том, что не сказано. Задача, прямо скажем, не из лёгких как для актёров, так и для режиссёра Томаса Альфредсона.

Как переплюнуть идеал (и не облажаться)

-3

Задолго до фильма 2011 года, в 1979-м, BBC выпустила легендарный мини-сериал с сэром Алеком Гиннессом в роли Смайли. Тот самый Гиннесс, который для многих стал Оби-Ваном Кеноби, здесь показал высший пилотаж актёрского мастерства. Сериал был невероятно точен к первоисточнику и длился почти семь часов, позволяя себе неспешно смаковать каждую деталь. Так что у фильма 2011 года была задачка со звёздочкой: уместить всё это величие в два с небольшим часа и не разочаровать фанатов. А ведь книга, вдохновлённая реальным скандалом с «Кембриджской пятёркой», требовала приземлённости, а не голливудского блеска.

Режиссёр Томас Альфредсон, до этого снявший пронзительную вампирскую драму «Впусти меня», к вызову был готов. В эпоху, когда цифровая картинка становилась всё чётче и ярче, Альфредсон принял смелое (или старомодное, как посмотреть) решение снимать на плёнку, чтобы сохранить дух 70-х. Он выстраивал кадр с такой скрупулёзностью, что каждая сцена выглядит как картина в музее, а цветовая палитра фильма — серая, коричневая, унылая — сама по себе создаёт ощущение тоски и паранойи. И всё это — в его первом англоязычном фильме. Неплохой дебют.

Так стоит ли это вашего драгоценного времени?

-4

Фильм 2011 года с первых кадров даёт понять: спешки не будет. В первые 18 минут фильма Джордж Смайли не произносит ни слова. За это время в фильме о Бонде уже взорвали бы три вертолёта и соблазнили бы четырёх красавиц. Здесь же всё о герое говорит его молчание, его язык тела, то, как камера скользит по его лицу. В этом фильм и сериал удивительно похожи: они оба понимают, что характер персонажа раскрывается не в диалогах, а в паузах между ними.

Шпионские триллеры должны будоражить ум, а не только спинной мозг. «Шпион, выйди вон!» — это чистой воды детектив, действие которого разворачивается в декорациях скучнейшей госслужбы. Офисы здесь — поля сражений, архивы — арсеналы, а слухи — густые леса, где прячутся предатели. Это кино точно не для тех, кто привык смотреть фильмы, параллельно листая ленту в телефоне. Здесь пропустишь один взгляд, одно слово — и потеряешь нить повествования. Зато для ценителей настоящего кино это визуальное пиршество и мастер-класс по актёрской игре. Обязательно к просмотру, если вы любите шпионаж без глянца и прикрас.

Понравился пост? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!