Я со своим 12-летним сыном Максом прилетела в Магадан исполнять его мечту – побывать на краю России. И своё давнее желание я тоже наконец-то исполнила.
Мне очень хотелось испытать на себе смену часовых поясов, существенную смену, а не час-два.
Я никогда не понимала, почему люди говорили, что прям неделю не могли прийти в себя после перевода часов, когда их ещё переводили на летнее и зимнее время. Я эту перемену чувствовала ровно один день, даже полдня, когда приходилось спать на час меньше или больше. А потом всё – спишь же ровно столько, что и раньше.
А вот разница в 8 часов – это совсем другое! Ведь это так удивительно – вылетаешь в 9 вечера, а прилетаешь в 12 дня, прошло вроде как 15 часов, а летел-то ты семь! А обратно и того чуднее – вылетаешь позже, чем прилетаешь, на часах вообще почти ничего не изменится.
Итак: рейс "Москва-Магадан" из аэропорта Шереметьево.
Из-недавней хакерской атаки на Аэрофлот, я очень переживала, что рейс задержат или отменят, что будут огромные очереди, и я попаду не в ту. Хотя мы летели "Россией", но всё же билеты приобретались на сайте Аэрофлота, мало ли что.
Опыта перелётов и пребывания в аэропортах у меня считай, что и нет. Полёт из Анапы в Курск 10 лет назад не в счёт.
Реально могу сравнивать лишь с прошлогодним полётом с детьми в Калининград из Шереметьева. Но тогда проблем не возникло, если не считать, что мы, приехав заранее, чуть не опоздали в самолёт из-за того, что я не знала, что для прохода в зону вылета нужно отстоять огромную очередь предрейсового досмотра. Хотя я у всех сотрудников спрашивала, что и когда мне делать и предупреждала, что лечу впервые да ещё и одна с тремя детьми. Ну ничего, всё успела и теперь уже в этом вопросе не ошибусь.
В этот раз мы с Максом прибыли в аэропорт за три часа и буквально за полчаса всё прошли: и два досмотра, и регистрацию со сдачей чемодана. Очередей не было вообще. От входа в аэропорт до выхода в зону посадки – полчаса!
Единственная очередь, которую я увидела, была на выход на посадку. Она была огромна, так как наш самолёт рассчитан примерно на 500 мест. Но и эту очередь мы не стояли.
Очередь меня устрашала, поэтому мы сели поблизости, и я решила, что лучше ждать сидя и пойти на посадку последними. Зато придётся меньше стоять в автобусе, который повезёт к самолёту, и в самом самолёте тоже меньше ждать пока все погрузятся.
Пока очередь на посадку довольно медленно двигалась, пришла сотрудница аэропорта и позвала пассажиров на Магадан выходить и через соседнюю дверь, и мы с Максом моментально откликнулись на зов и оказались первыми во второй очереди. И потом у самолёта, когда мы вышли из автобуса, для нас открыли второй вход по второму трапу. Таким образом, мы даже в самолёт поднялись не в толпе.
Посадка должна была начаться за 40 минут до официального времени вылета, но началась за час.
На наш рейс почему-то не было электронной регистрации, которая обычно за сутки открывается, и можно выбрать места. Регистрировались в аэропорту.
Мне обязательно нужно было, чтобы, во-первых, не разделили с ребёнком, слышала, что бывают такие случаи, а, во-вторых, мне нужно было место у окна. Мы ж новички, нам важно смотреть в окошко на землю и облака. Но девушка, которая регистрировала, сказала, что нам досталось место у прохода и соседнее с ним, а бесплатных мест у окна нет вообще.
Я, естественно, спросила, а есть ли платные места? Девушка сказала, что есть одно, но неизвестно, можно ли в этот ряд сажать ребёнка, так как это крайний ряд, где много места для ног, и он может быть у аварийного выхода. Стала куда-то звонить, уточнять. Оказалось, что ребёнка в тот ряд посадить можно, но не у окна. Я согласилась, доплатила 5400 за двоих. Меня оформили к окну, а Макса рядом посередине.
Оказалось, что это замечательные места, правда не было кармашка для личных вещей, а столик можно было достать из подлокотника и положить себе на колени. Всё это не совсем удобно, но зато не нужно перелезать через соседа, чтобы выйти, можно встать поразминаться и никому не мешать, что при многочасовом сидении важно. И да – здорово, когда можно свободно вытягивать ноги. На обратном пути снова попрошу такие места.
В самолёте пришлось сидеть довольно долго, и только через 50 минут сидения, он поехал.
В билете было указано, что вылет в 20:10, но мы только в 20:20 поехали.
Начались стандартные покатушки по полю. Самолёт ехал очень-очень медленно, буквально две минуты ехал, потом стоял минут 10, гудел. В салоне распространился специфический запах, наверно топлива. Потом опять ехал, и стоял, выруливал на взлётную полосу, ожидал, пока взлетят другие самолёты перед нами. Взлетел секунд за 30 с момента очередного начала движения.
25 минут мы катались, взлетели в 20:45.
"Земля, прощай! В добрый путь." Вспомнился советский мультик. Я почему-то волновалось, и мне казалось, что с самолётом должно случиться что-то плохое. Но всё прошло благополучно.
Через час лёта дали напитки, а ещё через 40 минут еду. Почти в 11 вечера.
Не привыкла я так поздно питаться. Я бы наверно и не ела вовсе, но натощак могу себя плохо почувствовать, поэтому выбрала поесть через силу и без удовольствия.
Меня невыносимо клонило в сон, а Макс был бодр и весел. Он хотел есть, пить, осматривать самолёт, играть. Выпросила для него у стюардессы головоломку. Никакого рюкзачка с детским развлекательным барахлишком сыну не дали, так как это выдаётся детям до 11 лет, но одну головоломку всё же по моей просьбе дали – Пифагор – собирать из деталей фигуры по образцу. В неё-то и играл Макс несколько часов подряд.
В 21 час мы наблюдали закат, а в 23 часа за окном стало светло. Рассвет.
Так удивительно. Ведь в моём телефоне поздний вечер.
Меньше чем за полчаса от момента, когда начало светать, наступил яркий солнечный день!
Дети гомонили и плакали, взрослые переговаривались в полный голос, стюардессы сновали туда-сюда. В салоне стоял шум, не располагающий ко сну. Ночь вообще не ощущалась. И даже меня в какой-то момент перестало так яростно клонить в сон. Но спать было надо, потому что нам предстоял насыщенный день в Магадане.
Моё кресло непрерывно пинал сзади ребёнок, а может и его мать, которая причитала, что их должны пересадить в бизнес класс "всё равно он полупустой, жалко им что ли", отец семейства ходил требовать у стюардесс пересадить туда, где его ребёнку будет хорошо. Я мечтала, чтобы их пересадили, но стюардесса наверно решила, что не имеет права испортить полёт людям, купившим места в бизнесе. А может по какой другой причине. Вряд ли это семейство угомонились бы в Бизнесе.
Ребёнок ещё и постоянно что-то кричал, на самом деле не кричал, это он так говорил. Звонким голоском.
Но свет по требованию матери ребёнка выключили во всём салоне, там такая боковая подсветка была над окном, я и не заметила, что был свет, потому что уже в принципе было светло. Иллюминатор они закрыли, так как за ним светило солнце. А на моих часах полночь. Ребёнок неугомонно что-то выкрикивал и колошматил моё сидение.
Нет, я не пробовала договариваться с родителями того ребёнка, потому что была уверена, что это бессмысленно. К тому же, я слышала, что мать поминутно шикала на ребёнка, чтобы тот замолчал, и я прекрасно понимала, что ничего бо́льшего она уже не сделает, ну не умеют малыши разговаривать шёпотом. А пинал, он тоже не специально, а в попытках лечь-сесть поудобнее. Потом ещё и мать стала пытаться лечь с ребёнком на всех трёх креслах, а отец семейства наверно больше часа летел стоя, и стоял почти передо мной и раздражал этим.
Дважды мы с сыном воспользовались туалетом, первый раз свободно, очереди не было, а второй раз, когда объявили, что скоро нужно будет пристёгиваться, и туалеты закроют. Вот тогда пришлось стоять и ожидать человек 8 впереди. Сколько всего туалетов в самолёте, я не узнавала, но поблизости от наших мест, их было 4 в центре салона. Подойти можно было с двух сторон из двух проходов. Ряды в самолёте были 3+4+3 кресла, то есть два прохода – между 3 и 4, и между 4 и 3. И с обеих сторон стояли очереди, и каждая караулила по два туалета со своей стороны, не претендуя на два других.
Когда по магаданскому времени было 11 часов утра, а по Москве 3 ночи, объявили, что самолёт идёт на снижение, я окончательно проснулась.
В 3:40 сели. То есть 11:40.
В 11:50 вышли, и довольно быстро получили чемодан на ленте.
Прямо напротив выхода из аэропорта, буквально в 5 метрах располагалась остановка. Я решила не тратиться на такси раз и тут далеко идти не надо, и в Магадане остановка рядом с гостиницей.
Через час после приземления мы отъехали от аэропорта на автобусе (в 12:40). Заплатила 640 рублей за двоих и чемодан, а Яндекс-такси 1800 стоило.
От аэропорта до Магадана около 50 км, час с капелькой ехали.
Заселились, разложили вещи.
Мне чудовищно хотелось спать. И уверена, что не потому, что дома в это время 6 утра было, наоборот – в 6 утра я обычно встаю. Просто я в дороге не спала нормально. В таких случаях я и в своём часовом поясе могу лечь абсолютно в любое время суток.
Легла я спать в итоге в тот день в 21:20 по времени Магадана, то есть в 13:20 по Москве. И благополучно проспала всю магаданскую ночь. И Макс тоже спал хорошо.
На ночь я выключила телефон, иначе бы меня разбудили какие-либо звонки или сообщения, например, из детского сада, что мама пришла за Машей, а Сашу заберёт брат и тому подобное.
Утром я проснулась в 8 часов, естественно по времени Магадана. И чувствовала я себя, как утром, а не как в полночь, которая предположительно должна была быть на моих биологических часах (по московскому времени).
Потом про самочувствие напишу отдельную статью, чтобы рассказать и про обратную смену часового пояса. Почувствую ли я джетлаг? Многие рассказывают о дискомфорте синдрома смены часового пояса — рассогласование ритма человека с природным суточным ритмом.
При таком длительном перелёте меня больше напрягла не смена времени, а неудобное положение тела. Вроде и удобно мне было, но не долго. Руки как-то не ложились, спина болела, копчик ныл. Хотя мне доводилось сутки на автобусе до моря ехать, но там как-то разминаешься на технических остановках каждые 2-3 часа. А в самолёте особо не походишь, а сидишь в нём намного дольше, чем летишь.
Чуть больше 8 часов мы провели в самолёте, а летели 6 часов (изначально говорилось, что полёт будет длиться 7 часов, потом – 6:15, а вышло без пяти минут 6 часов).
Вот это и выматывает в авиаперелётах: добираться до аэропорта обычно дольше, чем до железнодорожного вокзала, приезжать надо минимум за два часа до вылета, а не за 20 минут до отправления, а то и за 5, в аэропорту часто случаются очереди, потом ещё долго сиди в самолёте, ещё и место выбрать нормально нельзя, ещё и места в самолёте может не хватить. Нет, я лучше поездом, где это возможно.
- Присоединяйтесь ко мне в Телеграмме, там в режиме онлайн показываю Магадан и рассказываю о наших приключениях, мы ещё там:
- Здесь первые впечатления от Магадана: