"Off the Spectrum" Джины Риппон, изданная в апреле 2025г., наверное, лучшее, это я когда-либо читала о РАС. Не только о женском "фенотипе", а вообще.
Как получилось, что многие девочки оказались вне диагноза? Почему практически все исследования и анализы до недавнего времени исключали девочек и женщин с РАС, даже если они были официально диагностированы? Почему все современные тесты ориентированы преимущественно на выявление РАС у мальчиков? Как игнорируются женские специнтересы? Почему маскинг наиболее часто характерен для женщин? Почему сенсорные особенности при РАС чаще проявляются у девочек и женщин? Почему именно у девочек и женщин с РАС чаще отмечаются нарушения пищевого поведения, самоповреждения и нарушения гендерной идентичности?
На все эти вопросы можно найти ответы в этой книге. Причем не просто заключения, а то, как эти выводы были получены, какие исследования проведены, что показал метаанализ данных и какие перспективные направления для изучения из этого следуют.
Несмотря на то, что я прочла уже две книги и несколько статей о маскинге, только благодаря этой книге я его, наконец, начала понимать
Во-первых, это компенсаторное поведение, которое заключается в поиске способов освоить навыки, не получаемые автоматически («Я учусь тому, как люди используют своё тело и мимику для взаимодействия, наблюдая за ними по телевизору или в кино, а также читая художественную литературу»). Во-вторых, это маскировка или сокрытие аутичных особенностей, которая заключается в маскировке «неуместного» аутичного поведения, например нетипичных эмоциональных реакций или их отсутствия («Я тренирую мимику и язык тела, чтобы они выглядели естественно»). Наконец, существует ассимиляция, которая подразумевает попытку слиться с окружением, следуя заранее подготовленному сценарию («В социальных ситуациях я чувствую, что “играю роль”, а не являюсь самим собой»). Уже сам факт появления таких мер даёт представление о том, насколько сложным является маскировочное поведение, и, как это ни парадоксально, позволяет лучше понять правила и сценарии социального поведения, о которых рассказывают люди с аутизмом.
Очень интересны описываемые в книги эксперименты по изучению фукнционирования аутичного и нейротипичного мозга.
в нормально развивающемся мозге существует паттерн гамма-волн, распространяющихся от сенсорных областей к лобным долям и постепенно ослабевающих по мере прохождения игры. Затем последовали альфа-волны, распространяющиеся в обратном направлении, от лобных долей к сенсорным областям, которые мы охарактеризовали как сигнал «обратите внимание, проверьте это», переходящий в успокаивающий сигнал «здесь нет ничего нового, ошибок не допущено, продолжайте в том же духе».
Но у наших участников с аутизмом активность мозга была иной. Сообщение «обратите внимание», передаваемое гамма-волнами прямой связи, сохранялось на том же уровне интенсивности, но за ним не следовало успокаивающее сообщение об отсутствии ошибок, передаваемое альфа-волнами обратной связи. Поступление каждого стимула вызывало довольно преувеличенную реакцию «что это такое?», которая, в свою очередь, постоянно активировала системы регистрации ошибок в мозге. К сожалению, высокоэффективная реакция включения сопровождалась неэффективной реакцией выключения.
В книге признается, что хотя нейробиологии и изучают довольно долго, как у людей с аутизмом работает социальный мозг, но о до сих пор в исследования брали преимущественно только мальчиков и мужчин с синдромом Каннера и что женский аутизм по типу "хамелеон" вообще не изучен и малопонятен. Правда, боюсь, тут есть простор для тех, кто готов диагностировать высокофункциональных женщин куда угодно, только не в РАС. Мол, видите, их мозг работает совсем не так, как мозг аутистов. Так что нечего примазываться к диагнозу.... Например, у женщин сенсорная гиперреактивность была сильнее связана с усилением функциональной связи между сетью значимости и областями социальной регуляции, включая префронтальные области и переднюю часть поясной извилины., чего нет у мужчин с РАС.
Если звуки, запахи и свет привлекают больше внимания, то сложно сосредоточиться на более тонких социальных нюансах. Это согласуется с традиционной картиной аутизма, согласно которой сенсорная информация с большей вероятностью привлечёт внимание аутичного человека (или сенсорная перегрузка с большей вероятностью вызовет социальное избегание). Однако результаты, полученные от участниц с аутизмом, у которых, как мы знаем, уровень сенсорных нарушений выше, чем у участников с аутизмом мужского пола, указывают на то, что их система значимости, по-видимому, более тесно связана с механизмами социального поведения. Как можно объяснить эти результаты? Авторы статьи предположили, что это может быть связано со склонностью женщин с аутизмом отслеживать и регулировать поведенческие последствия чрезмерной сенсорной чувствительности и избегать неловких ситуаций в обществе. Почти подавленные сенсорной информацией, они, тем не менее, отдают приоритет подавлению любой реакции, которая может привлечь к ним внимание или не соответствовать социальным тонкостям ситуации. Так что, возможно, они больше сосредоточены на управлении социальным впечатлением, чем их коллеги по Каннеру.
На русском языке издана книга предыдущая Джины Риппон "Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге". В ней она говорит, что различия между женским и мужским мозгом практически отсутствуют и разрушает мифы о разнице «мужского» и «женского» и объясняет, почему это разделение отравляет жизнь не только женщин, но и мужчин. Однако сейчас она кое-что пересмотрела, и в новой книге она признает некоторое свои ошибки, во всяком случае в том, что касается мужского и женского аутичного мозга.