Найти в Дзене
Мяч над сеткой

Панков – отличный пример современного связующего. Взгляд Сергея Шляпникова

Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Продолжаем разговор о ключевой позиции на волейбольной площадке. Так называют фигуру связующего тренеры. Для яркой образности даже иллюстрируют масштаб ценности игроков этого амплуа, некоторые в кулуарных разговорах заявляют прямо: «Дайте мне эту связку – я и готов гарантировать медали».

Наш волейбол исторически богат на отличных связующих, каждое поколение, и у мужчин, и у женщин, может смело гордиться несколькими знаковыми мастерами, все они стабильно подтверждали высочайший класс на международном уровне, но…Если главный тренер мужской сборной России Констанин Брянский называет наших блокирующих лучшими в мире, а бывший главный тренер женской команды Зоран Терзич восхищается российскими доигровщицами, то со связующими, похоже, наступил период пробуксовки.

Что стоит на пути к подготовке высококлассного распасовщика? Что мы утеряли из достижений прежней эпохи? Почему бывшие нападающие в роли главных тренеров могут стать препятствием для развития связующих, а набор игроков высокого класса иногда превращается в посредственную команду?

До того, как возглавить первую сборную России Сергей Шляпников почти 20 лет работал со сборными младших возрастов
До того, как возглавить первую сборную России Сергей Шляпников почти 20 лет работал со сборными младших возрастов

Продолжаем разговор с председателем тренерско- методической комиссии и куратором образовательных проектов Всероссийской Федерации волейбола (ВФВ), президентом и главным тренера «Ярославича» Сергеем Шляпниковым.

-2

По примеру футбола и хоккея

Какие качества должен в себе сочетать связующий? Конечно, хотелось бы, чтоб связующий был и двухметровым, и координированным, обладал всеми элементами игры. Но для меня важны качества, о которых я говорил выше. Если связующий – молчун, то это проблема для команды. Лидерские качества могут проявиться очень быстро, уже в детском возрасте, это видно - может ли игрок управлять командой, прислушивается ли она к нему, берет ли на себя инициативу в упражнениях, как себя ведет за площадкой. Думаю, мы должны прийти к специальной подготовке связующих. Если в футболе и хоккее с вратарями занимаются отдельные тренеры, то почему так не должно быть со связующими? В некоторых клубах это уже практикуется, и дальше на мой взгляд, теме подготовки связующих будет уделяться все больше внимания.

У молодежи сейчас много разных изьянов, не только технические и тактические. Например, не всем хватает силы добросить мяч из первой зоны в четвертую. Но все стараются пасовать ссверху.ПочеЯ останавливал упражнение, спрашивал. Ребята отвечают: «Мы же связующие, должны сверху пасовать». Но если сил не хватает полноценную передачу выполнить! А почему не снизу? Ведь они должны уметь одинаково пасовать обоими способами, чтобы компенсировать какой-то свой недостаток. Объяснил им это, попробовали пасовать снизу – все получается.

Евгения Старцева почти на полтора десятилетия стала знаковой связующей для женской части российского волейбола
Евгения Старцева почти на полтора десятилетия стала знаковой связующей для женской части российского волейбола

Виртуозные руки связующего компенсируют изъяны физической готовности

Я отметил, что многим молодым ребятам не хватает сил – это и есть их общая особенность, поколение нынешних спортсменов недостаточно физически одарено, по разным причинам. Другая распространенная особенность – ошибки в технике передачи. Чаще это проявляется при высокой передаче – связующие не до конца выпрямляют руки. Это критично. Да, какие-то ошибки можно компенсировать мастерством. Например, Вадик Хамутцких под конец игровой карьеры уже не добегал до мячей, но за счет виртуозной работы рук исполнял передачи великолепно. Другой пример – Владимир Иванович Кузюткин, бывший главный тренер женской сборной России. Я застал Кузюткина действующим волейболистом, видел как он пасовал за голову от груди – но делал это на высоком уровне! Раньше было много неординарных, но мастеровитых игроков.

Сергей Гранкин в качестве основного связующего сборной России побеждал на Олимпиаде и чемпионате Европы, и остается востребованным в качестве игрока даже после сезона тренерской работы
Сергей Гранкин в качестве основного связующего сборной России побеждал на Олимпиаде и чемпионате Европы, и остается востребованным в качестве игрока даже после сезона тренерской работы

Сейчас роль связующего в общей командной игре сильно понизилась, очков особо не приносят. Для иллюстрации, что мы утеряли - когда я пришел в ростовский СКА, тренер Александр Александрович Дьяченко заставлял меня даже есть левой рукой. Зачем? Чтобы я левой владел в игре – при схеме 5-1 связующий должен был всегда готов атаковать. Соответственно, вырастала нагрузка на блокирующих соперника. Даже если связующий не ударил, мог на себя вытянуть центрального блокирующего и выключить его. Я за одну партию атаковал 3-4 раза, а сейчас этим никто не занимается, даже связующие –левши за матч столько не атакуют.

-5

Поэтому мне всегда нравился Паша Панков – связующий, который полноценно участвует в атакующей игре. С мощной силовой подачей, активным блоком, смело и часто атакует, по тем же причинам всегда нравился Дима Ковалев, мы с ним выиграли молодежный чемпионат мира в 2011 году, потом Лигу Наций, когда он был основным связующим сборной.

Куда делись игровики-универсалы?

На сборах мы сейчас даем такие упражнения, которые помогают развить атакующий навык и периферическое зрение. К сожалению, многие наши связующие смотрят лишь на свою сторону площадки, а для организации атаки надо учитывать многое и на стороне соперника. Куда поменялся «маленький», готов ли блокирующий соперника играть с первым темпом, да много нюансов! Раньше волейболисты были универсальными игровиками. Мы на тренировках постоянно во что-то играли- в футбол, баскетбол. Это так же помогало развивать волейбольные навыки и мышление.

А сейчас что?! Массовый спорт давно ушел из дворов, тот же футбол. Это конечно, сказывается на всестороннем развитии спортсмена. Я Семена Полтавского вспомнил – он был отличным игровиком-универсалом. В детстве очень много играл, везде чувствовал мяч, партнера, выделялся чувством пространства. А сейчас даешь ребятам поиграть в футбол – у них на поле хаос, все бегут в зону, где мяч.

С другой стороны, отбор на высший уровень происходит жесткий, наша Суперлига - очень мощный турнир, один из сильнейших в мире. С какими-то серьезными недостатками в Суперлиге закрепиться невозможно. Но если тот же связующий недоучен и ограничен функционально, допустим, двухметровый парень-левша не атакует, не владеет силовой подачей, блок у него только с места? Конечно, у игрока с такими данными потенциальные возможности гораздо выше, чем он использует.

Алексей Бабешин год назад пополнил представительство связующих среди главных тренеров женской Суперлиги
Алексей Бабешин год назад пополнил представительство связующих среди главных тренеров женской Суперлиги

Есть и обратные примеры. Про Панкова и Ковалева я уже сказал. Другой хороший пример – наш новый связующий Чеслав Свентицкис. Он среди игроков своего амплуа - первый по количеству набранных очков. Я потому и взял его в «Ярославич», что он активно участвует в командной игре – атакует сам, много очков приносит на блоке, по этому показателю Свентицскис на виду даже среди нападающих! Так же много очков набирает с подачи.

Но при подборе связующих надо всегда учитывать, что у тебя за команда, в какой волейбол она будет играть. Или же при комплектовании учитывать, какой у нее связующий. Если вы берете того, кто играет остро, но у вас нападающие первого темпа в атаке пассивны, то зачем вам такой связующий? Бывает другое несовпадение. Обойдусь без названий команд и фамилий, но иногда в команду набирают быстрых крайних нападающих, а связующий не играет быстро. В итоге у них ничего не получается. Не сходятся.

Скорость передачи зависит от уровня технического навыка. У одного связующего передача долетает на край сетки за секунду, а у другого секунду и две десятых. Это заметная разница. Другой нюанс – траектория передачи. У нас на это мало внимания обращают. Есть же разница между завышенной передачей, когда точка встречи с мячом только одна, и передачей параллельно сетке, когда с мячом нападающий может встретиться в трех точках. Это важно? Важно! Технике передачи нужно уделять большое внимание.

Нельзя набрать просто 14 человек без учета их игровых качеств. Надо заранее представлять, в какой волейбол может играть команда, как совместить сильные и слабые стороны. Допустим, если нет сильных принимающих, значит, вы не сможете часто играть первым темпом или быстро на краю. Тогда вам нужны нападающие, которые могут забивать с высоких передач.

Модель идеального связующего

Пока у нас разработаны характеристики только для мужских сборных младших возрастов. Первый критерий – как пасует, игровые качества, далее – есть ли высокий прыжок. 80 сантиметров это уже считается хорошим показателем. Норматив в беге «елочкой» - 22 секунды. Связующий должен успевать выходить под мяч, правильная позиция позволяет иметь бОльшую вариативность для передачи, поэтому перемещаться по площадке надо быстро.

Есть модельные характеристики и в игре на блоке – это в среднем 0,4 за партию. То есть за пять партий связующий должен ставить от двух результативных блоков.

Кроме названных качеств, еще и рост – от 195 и выше. При прочих равных факторах рост может стать преимуществом. Но важно к этому не привязываться! Если связующий соответствует вышеназванным критериям, если он постоянно заряжен на атаку, хорошо играет в защите, то все компенсирует.

Для девочек нормативы еще в процессе разработки. Девочки стали приезжать к нам на сбор позже, поэтому для них модельные характеристики еще не готовы. Но там схожая ситуация. Тоже в свое время погнались за большими, затронула эта тенденция и связующих. Хотя невысокие обычно хорошо координированы, подвижнее, в некоторых ситуациях не проиграют в защите мяч, который большая скорее всего проиграет. В общем, в женском волейболе проблема со связующими тоже есть. Сейчас у нашей женской сборной колоссальный атакующий потенциал, но в полной мере пока не реализуется. Главное – мы проблемы видим и понимаем, как их надо решать.

Если Вам статья понравилась – Вы лайкнули. А если вдруг забыли подписаться, но увлечены волейболом и намерены его познавать вместе с нами, то сейчас же и подписались!