Чью музыку полтора века путали с Моцартом, какая девочка-композитор покорила дворы Европы и чей голос стал легендой Большого? 11 августа в истории классической музыки.
Композитор, чьи квартеты приписывали Моцарту
11 августа 1748 года
На свет появился немецкий композитор Йозеф Шустер. Едва начав творческий путь, он отправился учиться в Италию — на родину оперы, где познакомился с традицией bel canto — «красивого пения». В Дрездене Шустер поставил свою первую оперу-буффа уже в 1773 году, а спустя несколько лет триумфально прозвучала и его серьёзная опера «Покинутая Дидона» в Неаполе. Вернувшись на родину, композитор возглавил придворный оперный театр и прославился также духовной и камерной музыкой. Именно Шустеру принадлежит цикл из шести струнных квартетов, который на полтора столетия потерял автора — из-за мастерства эти сочинения приняли за ранние квартеты Моцарта! Лишь в 1966 году музыкальный исследователь Людвиг Финшер доказал авторство Шустера, вернув ему заслуженную славу.
Маленькая вундеркинд при дворе принцессы
11 августа 1738 года
Родилась Анна Бон — девочка, которой суждено было стать одной из редких женщин-композиторов эпохи барокко. Дочь итальянского театрального художника и оперной певицы, Анна с четырёх лет воспитывалась музыке в знаменитом Венецианском Оспедале-делла-Пьета — том самом приюте, где когда-то преподавал Вивальди. Детство Анны прошло в разъездах: родители брали её с собой на гастроли через Санкт-Петербург, Дрезден, Потсдам. Ещё не достигнув двадцати, она уже служила при дворах знатных особ Европы: сначала музицировала в Байройте у маркграфини Вильгельмины, сестры прусского короля, а затем при дворе князя Эстерхази в Австрии, где сотрудничала с самим Йозефом Гайдном. Анна Бон сочиняла изящные сонаты и арии, выступала как певица, однако после замужества в 1760-х её след теряется. Тем не менее, её ранний блестящий путь — от придворной музыкантши до придворного композитора — остался яркой страницей музыкальной истории.
Возрождение барокко: дирижёр Рэймонд Леппард
11 августа 1927 года
Родился британец Рэймонд Леппард. Он прославился тем, что подарил новую жизнь старинной музыке. Окончив Кембридж в 1950-х, Леппард увлёкся забытыми операми эпохи барокко. Его дебют в Лондоне с собственным камерным ансамблем состоялся в 1952-м, а вскоре дерзкий энтузиаст принялся реконструировать на сцене оперы Монтеверди и Рамо. Не все специалисты одобрили смелые авторские редакции Леппарда, зато публика была в восторге: благодаря ему оперы XVII века снова зазвучали для широкой аудитории. В 1960-е маэстро подготовил новые издания старинных партитур, популяризировав забытый репертуар. Позже Рэймонд Леппард покорил и Америку — руководил оркестрами в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Индианаполисе, записал десятки пластинок, от симфоний Вон-Уильямса до произведений Бетховена и Чайковского. Именно ему мир обязан возрождением интереса к музыке эпохи Барокко в XX веке. Великий дирижёр дожил до 92 лет, оставив после себя богатейшее музыкальное наследие и благодарных поклонников старинной оперы.
Маэстро в изгнании и возвращении: Рафаэль Кубелик
11 августа 1996 года
Скончался чехословацкий дирижёр Рафаэль Кубелик на берегу Люцернского озера в Швейцарии. Его жизнь сложилась как захватывающий роман: сын прославленного скрипача Яна Кубелика, он дебютировал с оркестром в 19 лет и подавал большие надежды. После Второй мировой войны молодой маэстро возглавил чешский Национальный оркестр, но в 1948-м отказался присягнуть коммунистическому режиму и эмигрировал на Запад. В следующих десятилетиях Кубелик покорил мировые сцены: руководил Чикагским симфоническим оркестром и Королевской оперой Ковент-Гарден, где познакомил англичан с операми Яначека, а в 1970-х стал музыкальным директором легендарной Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Но сердце Рафаэля всегда принадлежало родине. Спустя 42 года изгнания, в 1990 году, 76-летний маэстро вернулся в свободную Прагу и на открытии фестиваля «Пражская весна» поднял дирижёрскую палочку, чтобы исполнить симфоническую поэму Сметаны «Моя родина» — символичнее момента трудно представить. Для всего мира Кубелик стал примером художника, который даже вдали от дома нёс людям свою культуру и дождался часа, когда смог вновь сыграть для своего народа.
Праздник дружбы и оттепели: VI Всемирный фестиваль молодёжи
11 августа 1957 года
Летом 1957 года Москва превратилась в пёстрое оживлённое море из песен, танцев и объятий народов — здесь проходил VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Он длился две недели и завершился 11 августа 1957 года грандиозным концертом и карнавалом на стадионе «Лужники». В фестивале приняли участие 34 тысячи юношей и девушек из 131 страны мира. Под лозунгом «За мир и дружбу» столица СССР впервые столь открыто распахнула двери перед иностранцами. Это яркое событие пришлось на разгар хрущёвской оттепели и запомнилось атмосферой невиданной свободы — москвичи могли свободно общаться с гостями даже на Красной площади, для всех желающих открыли ворота Кремля и парк Горького. Более 800 культурных мероприятий — концертов, спектаклей, конкурсов — прогремели за эти дни. Фестиваль-1957 стал рекордным по масштабу и стал символом надежд на взаимопонимание между странами. Многие советские люди впервые услышали мировую музыку, увидели иностранные танцы и моду. Этот праздник молодости оставил неизгладимый след, вдохновив целое поколение верить в язык искусства, который понятен всем народам.
История дня: Мария Максакова — легенда советской оперы.
Летом 1919 года семнадцатилетняя девушка из церковного хора провинциального городка впервые вышла на сцену оперы. В селе Красный Яр юная Мария Максакова дебютировала в партии Ольги в «Евгении Онегине», покорив местную публику глубиной голоса и талантом перевоплощения. Так начался путь будущей примадонны. Родом из Астрахани, Максакова получила музыкальное образование на родине и уже к 1923 году стала солисткой Большого театра. За 30 лет на главной сцене страны она спела десятки партий — от жгучей Кармен в опере Бизе до благородной Любавы в «Садко» Римского-Корсакова. Особенным триумфом стали образы Марфы в «Хованщине» и Марины Мнишек в «Борисе Годунове»: за них Максакова была удостоена сталинских премий высшей степени и впоследствии получила ещё одну за концертную деятельность. Обладательница тёплого, гибкого меццо-сопрано, она сочетала блестящее вокальное мастерство с яркой актёрской игрой и темпераментом. Не случайно её называли лучшей Кармен своего времени. Помимо сцены, Мария Петровна передавала опыт молодым: преподавала в ГИТИСе, возглавляла Народную певческую школу и жюри вокальных конкурсов. Её мемуары и статьи раскрывают секреты оперного искусства. Максакова оставалась в строю до последнего дня — выступала вплоть до лета 1974 года. 11 августа 1974 года великая певица скончалась в Москве на 73-м году жизни. Прощаясь с ней, страна склоняла головы — ведь ушла целая эпоха. Но дело жизни легендарной меццо-сопрано продолжает её внучка, тоже Мария Максакова, ставшая солисткой Большого театра. Такая вот музыкальная династия и история, которая не заканчивается.
Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!
#классическаямузыка #историямузыки #11августа #сегоднявистории #барокко #belcanto #опера #камернаямузыка #струнныеквартеты #композиторы #дирижёры #опернаясцена #ЙозефШустер #АннаБон #РэймондЛеппард #РафаэльКубелик #МарияМаксакова #Моцарт #Гайдн #Монтеверди #Рамо #Сметана #МояРодина #ПражскаяВесна #БольшойТеатр
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.