Густавианский стиль – это шведская версия французского неоклассицизма, который относится примерно к 1772-1785 годам. Крупнейшим представителем шведского стиля был сам король Густав III. Он взошел на престол в 1771 году и был прекрасно образован, воспитан и покровительствовал искусствам: Густав основал Шведскую академию, создал национальный костюм и построил Шведскую королевскую оперу.
Известно, что в феврале-марте 1771 года Густав посетил Париж, где и усвоил вкус к французскому неоклассическому стилю. Вернувшись в Швецию, он привез с собой французских краснодеревщиков, чтобы построить свой Версаль, но увы ненадолго. Во второй половине 18 века Швеция не относилась к числу богатых стран, как Франция или Англия и поэтому, когда заграничным мебельщикам стало нечем платить – за дело взялись местные мастера - тогда и появился «густавианский стиль».
На этапе зарождения стиля в нем явно ощущалось французское влияния, но некоторые приемы просто нельзя было воплотить из-за ограниченных природных материалов и недоступности ценных пород дерева. Поэтому мебель создавали из местных пород сосны и березы, а для инкрустаций использовали дерево подороже. Главным зачинщиком шведского стиля был придворный краснодеревщик Георг Хаупт, именно он наделили мебель светлыми, разбеленными оттенками, он упростил линии кресел, хотя и был верен рокайльным мотивам, которые были интерпретированы им очень мягко и деликатно.
В последствии элементы рококо были заменены римскими и египетскими мотивами, под влияние которых Густав III попал во время своей поездки в Италию. Вкус короля во время этой поездки радикально обновился: его настолько очаровала античность, насколько оттолкнуло все, что еще содержало пережитки барокко.
Важно отметить, что величие всех дворянских построек неизбежно сдерживалось одним фактором - Густав III и придворные были протестантами, а религиозная этика не позволяла с головой окунуться в парадную роскошь, интерьеры все-равно так или иначе прославляли величие императора, но в деликатной и не крикливой манере.
Позднее в конце 18 века «густавинаский стиль» стал проникать в дома простых горожан. Им было достаточно покрасить старую мебель и перетянуть кресла в бледные тона, чтобы приблизиться к стилю императорского двора. Расписная мебель заменила дорогостоящие изделия с инкрустацией, а вместо обоев использовали крашенные деревянные панели, так стиль «шведского Версаля» стал доступными, уютным и известным на весь мир.