Найти в Дзене

История мебели: Густавианский стиль

Густавианский стиль – это шведская версия французского неоклассицизма, который относится примерно к 1772-1785 годам. Крупнейшим представителем шведского стиля был сам король Густав III. Он взошел на престол в 1771 году и был прекрасно образован, воспитан и покровительствовал искусствам: Густав основал Шведскую академию, создал национальный костюм и построил Шведскую королевскую оперу.

Известно, что в феврале-марте 1771 года Густав посетил Париж, где и усвоил вкус к французскому неоклассическому стилю. Вернувшись в Швецию, он привез с собой французских краснодеревщиков, чтобы построить свой Версаль, но увы ненадолго. Во второй половине 18 века Швеция не относилась к числу богатых стран, как Франция или Англия и поэтому, когда заграничным мебельщикам стало нечем платить – за дело взялись местные мастера - тогда и появился «густавианский стиль».

Эту на обложку. Интерьер Nordiska Museet. Фото Каролина Кристесен
Эту на обложку. Интерьер Nordiska Museet. Фото Каролина Кристесен

На этапе зарождения стиля в нем явно ощущалось французское влияния, но некоторые приемы просто нельзя было воплотить из-за ограниченных природных материалов и недоступности ценных пород дерева. Поэтому мебель создавали из местных пород сосны и березы, а для инкрустаций использовали дерево подороже. Главным зачинщиком шведского стиля был придворный краснодеревщик Георг Хаупт, именно он наделили мебель светлыми, разбеленными оттенками, он упростил линии кресел,  хотя и был верен рокайльным мотивам, которые были интерпретированы им очень мягко и деликатно.

В последствии элементы рококо были заменены римскими и египетскими мотивами, под влияние которых Густав III попал во время своей поездки в Италию. Вкус короля во время этой поездки радикально обновился: его настолько очаровала античность, насколько оттолкнуло все, что еще содержало пережитки барокко.

Важно отметить, что величие всех дворянских построек неизбежно сдерживалось одним фактором - Густав III и придворные были протестантами, а религиозная этика не позволяла с головой окунуться в парадную роскошь, интерьеры все-равно так или иначе прославляли величие императора, но в деликатной и не крикливой манере.

Позднее в конце 18 века «густавинаский стиль» стал проникать в дома простых горожан. Им было достаточно покрасить старую мебель и перетянуть кресла в бледные тона, чтобы приблизиться к стилю императорского двора. Расписная мебель заменила дорогостоящие изделия с инкрустацией, а вместо обоев использовали крашенные деревянные панели, так стиль  «шведского Версаля» стал доступными, уютным и известным на весь мир.

Шведский диван из позолоченного дерева и бронзы
Приписывается шведскому придворному мебельщику Эфраиму Штолю, начало XIX века. Аукцион Christie’s
Шведский диван из позолоченного дерева и бронзы Приписывается шведскому придворному мебельщику Эфраиму Штолю, начало XIX века. Аукцион Christie’s
Еще одна пара «звериной» мебели от Эфраима Штоля, ок. 1800-1810, Стокгольм, Швеция
Еще одна пара «звериной» мебели от Эфраима Штоля, ок. 1800-1810, Стокгольм, Швеция
Стол из сатинового дерева, инкрустированный эбеном и мозаикой из мрамора. Стол принадлежит работам прославленного шведского мастера Георга Хаупта, который возвеличивал в своих работах французский стиль и старался не отставать от парижских высоких стандартов фанеровки. Ок 1769 года. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Стол из сатинового дерева, инкрустированный эбеном и мозаикой из мрамора. Стол принадлежит работам прославленного шведского мастера Георга Хаупта, который возвеличивал в своих работах французский стиль и старался не отставать от парижских высоких стандартов фанеровки. Ок 1769 года. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Ларс Шёберг, бывший куратор Национального музея в Стокгольме, был одним из первых, кто занялся реставрацией и сохранением шведских домов и антиквариата XVIII века. Интерьер в стиле Густава III, представленный выше, взят из собственного дома Шёберга. Фото: The House Directory
Ларс Шёберг, бывший куратор Национального музея в Стокгольме, был одним из первых, кто занялся реставрацией и сохранением шведских домов и антиквариата XVIII века. Интерьер в стиле Густава III, представленный выше, взят из собственного дома Шёберга. Фото: The House Directory
Любимец Густава III Георг Хаупт спроектировал для покоев короля потайную кровать, которая в собранном виде ничем не отличался от комода. Эта обманка была создана для королевского пажа, который неустанно должен был быть рядом и оберегать покой своего хозяина. Фото Royalpalaces.se
Любимец Густава III Георг Хаупт спроектировал для покоев короля потайную кровать, которая в собранном виде ничем не отличался от комода. Эта обманка была создана для королевского пажа, который неустанно должен был быть рядом и оберегать покой своего хозяина. Фото Royalpalaces.se
Еще один шедевр Георга Хаупта- минеральный кабинет 1774 года. Он изготовлен из различных пород дерева и украшен коллекцией минералов. Кабинет занимает почетное место в комнате наук и естественной истории в замке Шантийи, Франция.
Еще один шедевр Георга Хаупта- минеральный кабинет 1774 года. Он изготовлен из различных пород дерева и украшен коллекцией минералов. Кабинет занимает почетное место в комнате наук и естественной истории в замке Шантийи, Франция.