Эмпирические методы социального познания
Эмпирические методы социального познания – это совокупность приёмов и процедур, направленных на получение знаний об обществе и человеке через непосредственное наблюдение, измерение и эксперимент.
Эмпирические методы опираются на факты, наблюдаемые в реальной действительности.
Один из самых древних методов человеческого познания является метод наблюдения:
Существует много подходов к классификации наблюдения:
Наблюдение имеет ряд преимуществ перед другими эмпирическими методами.
Во-первых, наблюдение даёт прямой доступ к данным и исследователь получает информацию о реальном, а не заявленном поведении.
Во-вторых, наблюдение является гибким методом и может применяться в различных условиях и для изучения широкого круга явлений.
В-третьих, иногда наблюдатель замечает то, что люди сами не осознают или не хотят говорить, что позволяет выявить неочевидные связи.
Популярным и распространённым методом сбора первичной информации в социологии являются опросные методы:
Исследователь для организации и проведения опроса должен следовать определённым правилам:
Наиболее распространёнными методами сбора первичной информации являются интервью, анкетирование и тестирование.
Социологическое интервью – это метод получения социальной информации посредством целенаправленной беседы исследователя с респондентом (опрашиваемым) на основе заранее разработанного плана (гайда). Это форма личного общения, позволяющая глубже понять мнения, установки, мотивы, ценности и переживания людей.
В процессе работы над проектами часто сталкиваюсь с тем, что старшеклассники путают методы анкетирования и тестирования, поэтому предпочитаю составлять таблицу, которая позволяет понять разницу между этими опосредованными методами сбора информации:
Если исследователю необходимо провести диагностику межличностных отношений в группе и выявить неформальных лидеров, то наверняка он будет приметь социометрический метод.
Респондентам предлагают выбрать из членов своей группы тех, с кем они хотели бы или не хотели бы взаимодействовать в определенной ситуации (например, совместная работа или отдых).
Исследователь задаёт конкретный сценарий взаимодействия. Респондентам предлагается выбрать членов группы, которые соответствуют определенным критериям (например, "кого бы вы хотели видеть в своей команде", "с кем бы вы не хотели работать"). После исследователь составляет социоматрицу - таблицу, где фиксируются выборы каждого члена группы. А на основе социоматрицы строится социограмма - это графическое изображение, где члены группы представлены как треугольники (мужчины) и кружки (женщины), а линии показывают направления и характер выборов (стрелки – выбор, линии с зачеркиванием – отвержение). Далее проводится анализ на выявление лидеров (очень популярные), отверженных (никто не выбрал), изолированных (сами никого не выбрали и их никто не выбрал), "звезд", "изобретателей" и т.д.(см. рис. 6).
Метод социальных экспериментов имеет ряд этических ограничений, поэтому используется крайне осторожно.
При проведении социального эксперимента исследователь должен минимизировать влияние посторонних факторов, которые могут исказить результаты.
Его цель - выявить причинно-следственные связи между социальными явлениями.
Для проведения эксперимента нужна независимая переменная, поэтому исследователь сознательно изменяет условия для одной группы (экспериментальной) и оставляет без изменений для другой (контрольной).В процессе социального эксперимента наблюдаются и фиксируются изменения в интересующем явлении.
Проще говоря, социальный эксперимент – это проверка гипотезы о том, как одно социальное явление влияет на другое, путём создания искусственной ситуации, где это влияние может наблюдаться.
Эмпирические методы являются основой для формирования объективных знаний о социальной реальности. Они позволяют:
-проверить теоретические построения и связать абстрактные теории с конкретными фактами;
-открыть новые закономерности и обнаружить явления, которые не были предсказаны теорией;
-разработать практические рекомендации и предложить решения для реальных социальных проблем;
на основе эмпирических данных можно уточнить, развить, модифицировать и дополнить различные теории.
В целом эмпирические методы позволяют нам лучше понять сложность и многообразие социального мира.
Теоретические методы социального познания
Теоретические методы социального познания – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых исследователи анализируют, систематизируют, обобщают и интерпретируют информацию об обществе, формируя абстрактные понятия, категории, законы, теории и модели.
Эти методы работают с идеями, концепциями и логическими связями между ними.
Основополагающим методом теоретического социального познания являются методы анализа документов. О значении текстов для гуманитарных наук я уже писала ранее, поэтому не буду ещё раз объяснять, что данный метод является наиболее востребованным среди исследователей-гуманитариев.
Методы анализа документов – это совокупность приёмов и процедур, используемых исследователем для получения социальной информации путём изучения содержащейся в документах информации.
Документы в социальных исследованиях – это любые материальные носители социальной информации, зафиксированные на бумаге, пленке, магнитном носителе или в электронном виде.
Документ рассматривается как источник сведений о прошлом, настоящем, людях, событиях, процессах, мнениях и установках. Исследователь "читает" документ, чтобы извлечь из него нужную информацию.
Типы документов, используемых в социальных исследованиях:
Работа с документами имеет как положительные, так и отрицательные черты:
Методы анализа документов являются неотъемлемой частью социального исследования, позволяя получить ценную информацию из разнообразных источников и дополнить данные, собранные другими методами.
Метод экспертных оценок – это один из качественных методов исследования, основанный на сборе и анализе мнений специально отобранных специалистов (экспертов) по интересующей проблеме, прогнозированию или оценке. Он используется, когда объективные данные недостаточны, противоречивы, или когда требуется учесть субъективные, интуитивные знания и опыт.
Метод экспертных оценок применяется для прогнозирования и оценки будущих тенденций в науке, технике, экономике, политике, социуме. К этому методу обращаются экономисты для анализа и оценки качества продуктов, услуг, проектов и/или технологий и политологи для формирования общественного мнения по актуальным вопросам внутренней и/или внешней политики.
Метод экспертных оценок – это ценный инструмент, когда нужно собрать мнения квалифицированных специалистов для решения сложных задач, особенно в условиях неопределенности.
Важно помнить о его субъективности и тщательно подходить к отбору экспертов и организации процесса сбора и анализа их мнений.
Метод социального прогнозирования - это попытка заглянуть в будущее, опираясь на анализ настоящего и прошлого.
Основные задачи социального прогнозирования:
1)Определение вероятных будущих событий, состояний, тенденций.
2)Определение возможных последствий тех или иных решений, действий, явлений.
3)Разработка стратегий и сценариев для достижения желаемого будущего или предотвращения нежелательных последствий.
4)Выявление потенциальных проблем и угроз, позволяющее принять превентивные меры.
Социальное прогнозирование – это не предсказание будущего с абсолютной точностью, а скорее обоснованное предположение о вероятных вариантах развития событий, основанное на анализе имеющихся данных и закономерностей.
Метод научной абстракции – это фундаментальный логический приЁм познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств, связей и отношений предметов или явлений и фиксации на определенных, интересующих исследователя сторонах. Это процесс упрощения реальности для того, чтобы выделить и понять её ключевые элементы, закономерности и сущностные характеристики.
Важно помнить, что абстракция – это не отрицание реальности, а специальный приём познания, который помогает проникнуть в сущность явлений. Однако слишком сильная или неоправданная абстракция может привести к отрыву от реальности и потере практического значения.
Социокультурный метод часто сочетается с другими подходами, такими как: этнографический (для глубокого погружения в культуру для её понимания "изнутри"); исторический (для анализа развития явлений во времени); социологический (для изучения социальных структур, групп, отношений) и антропологический (для анализа человека как существа, создающего и изменяющего культуру).
Теоретические методы играют ключевую роль в построении стройной и последовательной системы знаний об обществе. Они позволяют:
-систематизировать и обобщить разрозненные факты;
-выявить глубинные закономерности и причинно-следственные связи;
-создать объяснительные модели и теории, которые помогают понять и предсказать социальные явления;
-развить научное мышление и способность к критическому анализу.
Без теоретических методов социальное познание свелось бы к простому сбору фактов, лишенному глубины и объяснительной силы.
Данная статья завершает цикл публикаций по вопросу Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках из темы 1.12 кодификатора 2025 года. Читать рекомендую в следующем порядке:
1) "Что такое социальное познание";
2) "В чём специфика социального познания";
3) "Как различать социальные и научные факты";
3) "Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках".