Найти в Дзене
Обществознание

Методы изучения общества и человека

Оглавление

Эмпирические методы социального познания

Эмпирические методы социального познания – это совокупность приёмов и процедур, направленных на получение знаний об обществе и человеке через непосредственное наблюдение, измерение и эксперимент.

Эмпирические методы опираются на факты, наблюдаемые в реальной действительности.

Один из самых древних методов человеческого познания является метод наблюдения:

Рисунок 1. Материал из методических разработок автора
Рисунок 1. Материал из методических разработок автора

Существует много подходов к классификации наблюдения:

Рисунок 2. Интеллект-карта составлена автором
Рисунок 2. Интеллект-карта составлена автором

Наблюдение имеет ряд преимуществ перед другими эмпирическими методами.

Во-первых, наблюдение даёт прямой доступ к данным и исследователь получает информацию о реальном, а не заявленном поведении.
Во-вторых, наблюдение является гибким методом и может применяться в различных условиях и для изучения широкого круга явлений.
В-третьих, иногда наблюдатель замечает то, что люди сами не осознают или не хотят говорить, что позволяет выявить неочевидные связи.

Популярным и распространённым методом сбора первичной информации в социологии являются опросные методы:

Рисунок 3. Интеллект-карта составлена автором на основе учебника "Обществознание" под ред. А. Ю. Лазебниковой, В. С. Басюка. - М. Просвещение. - 2025. - 10 кл. Ч. 1. - С. 19.
Рисунок 3. Интеллект-карта составлена автором на основе учебника "Обществознание" под ред. А. Ю. Лазебниковой, В. С. Басюка. - М. Просвещение. - 2025. - 10 кл. Ч. 1. - С. 19.

Исследователь для организации и проведения опроса должен следовать определённым правилам:

Рисунок 4. Материал из методических разработок автора
Рисунок 4. Материал из методических разработок автора

Наиболее распространёнными методами сбора первичной информации являются интервью, анкетирование и тестирование.

Социологическое интервью – это метод получения социальной информации посредством целенаправленной беседы исследователя с респондентом (опрашиваемым) на основе заранее разработанного плана (гайда). Это форма личного общения, позволяющая глубже понять мнения, установки, мотивы, ценности и переживания людей.

В процессе работы над проектами часто сталкиваюсь с тем, что старшеклассники путают методы анкетирования и тестирования, поэтому предпочитаю составлять таблицу, которая позволяет понять разницу между этими опосредованными методами сбора информации:

Рисунок 5. Материал из методических разработок автора
Рисунок 5. Материал из методических разработок автора

Если исследователю необходимо провести диагностику межличностных отношений в группе и выявить неформальных лидеров, то наверняка он будет приметь социометрический метод.

Рисунок 6. материал из методических разработок автора
Рисунок 6. материал из методических разработок автора

Респондентам предлагают выбрать из членов своей группы тех, с кем они хотели бы или не хотели бы взаимодействовать в определенной ситуации (например, совместная работа или отдых).

Исследователь задаёт конкретный сценарий взаимодействия. Респондентам предлагается выбрать членов группы, которые соответствуют определенным критериям (например, "кого бы вы хотели видеть в своей команде", "с кем бы вы не хотели работать"). После исследователь составляет социоматрицу - таблицу, где фиксируются выборы каждого члена группы. А на основе социоматрицы строится социограмма - это графическое изображение, где члены группы представлены как треугольники (мужчины) и кружки (женщины), а линии показывают направления и характер выборов (стрелки – выбор, линии с зачеркиванием – отвержение). Далее проводится анализ на выявление лидеров (очень популярные), отверженных (никто не выбрал), изолированных (сами никого не выбрали и их никто не выбрал), "звезд", "изобретателей" и т.д.(см. рис. 6).

Метод социальных экспериментов имеет ряд этических ограничений, поэтому используется крайне осторожно.

Рисунок 7. Материал из методических разработок автора
Рисунок 7. Материал из методических разработок автора

При проведении социального эксперимента исследователь должен минимизировать влияние посторонних факторов, которые могут исказить результаты.

Его цель - выявить причинно-следственные связи между социальными явлениями.

Для проведения эксперимента нужна независимая переменная, поэтому исследователь сознательно изменяет условия для одной группы (экспериментальной) и оставляет без изменений для другой (контрольной).В процессе социального эксперимента наблюдаются и фиксируются изменения в интересующем явлении.

Проще говоря, социальный эксперимент – это проверка гипотезы о том, как одно социальное явление влияет на другое, путём создания искусственной ситуации, где это влияние может наблюдаться.

Эмпирические методы являются основой для формирования объективных знаний о социальной реальности. Они позволяют:

-проверить теоретические построения и связать абстрактные теории с конкретными фактами;
-открыть новые закономерности и обнаружить явления, которые не были предсказаны теорией;
-разработать практические рекомендации и предложить решения для реальных социальных проблем;
на основе эмпирических данных можно уточнить, развить, модифицировать и дополнить различные теории.

В целом эмпирические методы позволяют нам лучше понять сложность и многообразие социального мира.

Теоретические методы социального познания

Теоретические методы социального познания – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых исследователи анализируют, систематизируют, обобщают и интерпретируют информацию об обществе, формируя абстрактные понятия, категории, законы, теории и модели.

Эти методы работают с идеями, концепциями и логическими связями между ними.

Основополагающим методом теоретического социального познания являются методы анализа документов. О значении текстов для гуманитарных наук я уже писала ранее, поэтому не буду ещё раз объяснять, что данный метод является наиболее востребованным среди исследователей-гуманитариев.

Методы анализа документов – это совокупность приёмов и процедур, используемых исследователем для получения социальной информации путём изучения содержащейся в документах информации.

Документы в социальных исследованиях – это любые материальные носители социальной информации, зафиксированные на бумаге, пленке, магнитном носителе или в электронном виде.

Документ рассматривается как источник сведений о прошлом, настоящем, людях, событиях, процессах, мнениях и установках. Исследователь "читает" документ, чтобы извлечь из него нужную информацию.

Типы документов, используемых в социальных исследованиях:

Рисунок 10. Интеллект-карта составлена автором на основе учебника "Обществознание" под ред. А. Ю. Лазебниковой, В. С. Басюка. - М. Просвещение. - 2025. - 10 кл. Ч. 1. - С. 21.
Рисунок 10. Интеллект-карта составлена автором на основе учебника "Обществознание" под ред. А. Ю. Лазебниковой, В. С. Басюка. - М. Просвещение. - 2025. - 10 кл. Ч. 1. - С. 21.

Работа с документами имеет как положительные, так и отрицательные черты:

Рисунок 11. Материал из методических разработок автора
Рисунок 11. Материал из методических разработок автора
Методы анализа документов являются неотъемлемой частью социального исследования, позволяя получить ценную информацию из разнообразных источников и дополнить данные, собранные другими методами.

Метод экспертных оценок – это один из качественных методов исследования, основанный на сборе и анализе мнений специально отобранных специалистов (экспертов) по интересующей проблеме, прогнозированию или оценке. Он используется, когда объективные данные недостаточны, противоречивы, или когда требуется учесть субъективные, интуитивные знания и опыт.

Рисунок 12. Материал из методических разработок автора
Рисунок 12. Материал из методических разработок автора

Метод экспертных оценок применяется для прогнозирования и оценки будущих тенденций в науке, технике, экономике, политике, социуме. К этому методу обращаются экономисты для анализа и оценки качества продуктов, услуг, проектов и/или технологий и политологи для формирования общественного мнения по актуальным вопросам внутренней и/или внешней политики.

Метод экспертных оценок – это ценный инструмент, когда нужно собрать мнения квалифицированных специалистов для решения сложных задач, особенно в условиях неопределенности.

Важно помнить о его субъективности и тщательно подходить к отбору экспертов и организации процесса сбора и анализа их мнений.

Метод социального прогнозирования - это попытка заглянуть в будущее, опираясь на анализ настоящего и прошлого.

Рисунок 13. Материал из методических разработок автора
Рисунок 13. Материал из методических разработок автора

Основные задачи социального прогнозирования:

1)Определение вероятных будущих событий, состояний, тенденций.
2)Определение возможных последствий тех или иных решений, действий, явлений.
3)Разработка стратегий и сценариев для достижения желаемого будущего или предотвращения нежелательных последствий.
4)Выявление потенциальных проблем и угроз, позволяющее принять превентивные меры.

Социальное прогнозирование – это не предсказание будущего с абсолютной точностью, а скорее обоснованное предположение о вероятных вариантах развития событий, основанное на анализе имеющихся данных и закономерностей.

Метод научной абстракции – это фундаментальный логический приЁм познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств, связей и отношений предметов или явлений и фиксации на определенных, интересующих исследователя сторонах. Это процесс упрощения реальности для того, чтобы выделить и понять её ключевые элементы, закономерности и сущностные характеристики.

Рисунок 14. Материал из методических разработок автора
Рисунок 14. Материал из методических разработок автора

Важно помнить, что абстракция – это не отрицание реальности, а специальный приём познания, который помогает проникнуть в сущность явлений. Однако слишком сильная или неоправданная абстракция может привести к отрыву от реальности и потере практического значения.

Социокультурный метод часто сочетается с другими подходами, такими как: этнографический (для глубокого погружения в культуру для её понимания "изнутри"); исторический (для анализа развития явлений во времени); социологический (для изучения социальных структур, групп, отношений) и антропологический (для анализа человека как существа, создающего и изменяющего культуру).

Рисунок 15. Материал из методических разработок автора
Рисунок 15. Материал из методических разработок автора

Теоретические методы играют ключевую роль в построении стройной и последовательной системы знаний об обществе. Они позволяют:

-систематизировать и обобщить разрозненные факты;
-выявить глубинные закономерности и причинно-следственные связи;
-создать объяснительные модели и теории, которые помогают понять и предсказать социальные явления;
-развить научное мышление и способность к критическому анализу.

Без теоретических методов социальное познание свелось бы к простому сбору фактов, лишенному глубины и объяснительной силы.

Данная статья завершает цикл публикаций по вопросу Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках из темы 1.12 кодификатора 2025 года. Читать рекомендую в следующем порядке:

1) "Что такое социальное познание";

2) "В чём специфика социального познания";

3) "Как различать социальные и научные факты";

3) "Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках".

Удачи в подготовке к ЕГЭ! Спасибо, что дочитали:)

-16