Я провел потрясающую субботу, подробнее обязательно расскажу Вам завтра или во вторник. У меня был первый по настоящему хороший день за много-много месяцев.
Одним из приятных моментов для меня стал поход в кинотеатр. Последний раз я ходил в кино в марте. В другой жизни. И тогда еще обсуждал фильм с Мамой и писал для Вас отзыв.
Теперь я могу только написать отзыв для Вас, и очень благодарен Вам, за то что читаете и комментируете. Мама обязательно бы спросила о моих впечатлениях после просмотра, она очень радовалась если мои культпоходы заканчивались положительными эмоциями и расстраивалась за мое потерянное время если фильм оказывался проходным или пуще того, какой либо чушью.
Я долго думал идти на новый фильм ужасов "Одно целое" или подождать и через пару недель посмотреть дома, но что удивительно для меня, мне очень захотелось прогуляться, желательно в общественное место и если честно для меня с раннего детства поход в кинотеатр, это - праздник и маленькая магия.
Выключается свет в зале, загорается луч кинопроектора. Зрители замирают - и я на некоторое время погружаюсь в другую реальность, на время забывая обо всех проблемах и невзгодах.
Тем более с каждым днем проката все больше и больше появлялось хороших отзывов о данной картине, хвалебные рецензии сделали своё дело и я принял окончательное решение идти в кино.
Естественно, прочитав такое количество статей о фильме я понимал, что это не совсем классический фильм ужасов - а скорее произведение, которое метафорически через популярный жанр оценивает современную модель отношений между людьми.
Ибо эта модель претерпела, что у нас в стране, что во всем мире такие кардинальные изменения со времён моих детства и юности, что некоторыми моими ровесниками и людьми постарше, то что сейчас происходит в обществе, воспринимается практически, как фильм ужасов.
Институт брака существует, но полностью переродился. Люди сейчас ,естественно, продолжают строить отношения, съезжаются, живут вместе, но часто без официальной регистрации отношений в течении долгого времени.
Итак главные герои фильма - Милли и Тим, пара примерно 35-летнего возраста, которые живут вместе уже около 10 лет без заключения официальных обязательств, строя карьеры и покоряя вершины одного из мировых мегаполисов, о детях персонажи фильма пока даже не задумывались.
Милли развивается профессионально в системе образования, водит машину, спокойна, рациональна и логична. Тим - ищет себя, периодически работает приглашенным музыкантов в группах и пытается создать хит, который позволит ему достичь Олимпа в музыкальной индустрии, прекрасно готовит, обладает тонкой душевной организацией, до сих пор переживает детские травмы и отвечает в паре за эмоции.
Еще один акцент, не случайно сделанный в фильме. Смена гендерных ролей в паре, ролей, которые выстраивались веками. Глава семьи, принимающая решения - женщина. Ведомый и подстраивающийся партнер, которому нужны помощь и поддержка - мужчина.
Милли получает блестящее предложение по работе в одном из провинциальных, удаленных городков региона и так как именно она кормилица и лидер в отношениях, Тиму приходится без особого желания последовать за своей партнершей.
О - этот новый термин - партнер/партнерша...
Еще один акцент в фильме - когда у Милли новые коллеги спрашивают, переехал ли с ней муж...она теряется и не понимает как назвать Тима...Пытается именовать мужем - но вроде не женаты, называет парнем и сама себя поправляет, парень в течении 10 лет...ну тоже так себе определение и она находится - отвечает - он мне не муж и не парень...мы партнеры...
Еще одно глобальное изменение в обществе. Раньше семьи создавали ради появления детей...вернее не так...
Люди встречались, влюблялись, пылали страстью и как правило женились. Понятно, что десятки лет назад, что сейчас - романтика и конфетно - букетный период рано или поздно заканчиваются...но раньше к этому времени уже обычно были дети...и в основном они являлись скрепами державшими супругов вместе.
Сейчас же все чаще встречаются пары партнеров...именно партнеров, пары без детей и держит их в первую очередь удобство...ведь жить вместе и покорять мегаполисы и Олимпы гораздо легче вместе...общие увлечения, экономические выгоды...и это тоже наша новая реальность.
В паре наших героев страсть уже утихла, как мне кажется остались хорошие дружеские отношения или как говорит Милли - "Я не уверена, что между нами любовь, может быть это уже привычка".
Помните советский шедевр 1984 года "Любовь и голуби" и диалог двух героинь:
А если это любовь, Надя?
Кака любовь?
ТАКА любовь! Вот о чём вы должны были сначала подумать, Наденька.
Ну не знаю я уж.. Сколько лет с ым прожили, чё ж воевали мы что ли с ним? Всё у нас хорошо было.
А привычка?
Кака привычка?
Элементарна! Привычка. Потому я и спрашиваю вас: любите Вы этого человека?
И если в 1984 году зрители вместе с героиней Надежды, воспринимали все размышления Раисы Захаровны о любви и привычке, как бред экзальтированной одинокой женщины, то в 2025 грустный диагноз, который ставит своим отношениям героиня Милли, воспринимается уже как реальность и вполне себе обыденная вещь.
Люди в наше время из-за общих интересов и выгод продолжают оставаться вместе и совместное проживание действительно может превращаться в дружбу и привычку. Теперь это называют новым модным термином "созависимые отношения".
Об этом написала потрясающие строки - поэт Ольга Королевская:
Ну вот и всё. Расстались. Больно. Сложно.
Общенья нить тонка, как паутина,
И врозь нельзя, и вместе невозможно —
Обид нелепых главная причина
Эти слова отлично отображают главную сюжетную завязку фильма. Переехав в новый дом в очаровательной глуши, герои отправляются на прогулку в местную лесополосу, где попадают в некие обстоятельства, которые буквально меняют их физиологию.
После возвращения, их разум и тела начинают претерпевать, пугающие метаморфозы - с каждой минутой, часом и днем прошедших после возвращения из леса их все больше тянет к друг другу как физически, так и ментально. Они буквально умирают друг без друга даже на расстоянии нескольких метров.
Созависимые отношения: "И врозь нельзя, и вместе невозможно —
обид нелепых главная причина".
И на этой особенности современного мира - авторы фильма также делают акцент.
"...обид нелепых главная причина..." - когда люди понимают, что скорее вынуждены обстоятельствами оставаться вместе и в этом уже нет их искреннего желания - начинаются "токсичные отношения" - еще один модный термин.
Милли обращается к Тиму, часто, используя уменьшительно-ласкательные слова: малыш, милый, зайчик - но по оттенкам в интонации, по мимике героини мы понимаем, что в эти моменты она готова огреть своего спутника чем-то тяжелым по голове. Она та, которая тащит все на себе, та которая добивается, и та в которой осталось больше чувств и желаний к совместной жизни - вынуждена постоянно подавлять в себе мысли и вопросы, рвущиеся наружу, о причине утраченного интереса со стороны Тима, терпеть его инфантилизм, равнодушие и отстраненность.
Тим же позволяет себе двусмысленные шутки с обидным подтекстом, потому что постоянно внутри себя хранит опасения, что он недостоин быть с Милли, что не соответствует её уровню ни по её мнению, ни по мнению общих друзей и знакомых. Да он внешне согласился, уступить первенство в паре и чувствует себя почти комфортно - но отголоски общественного мнения, исторически сложившиеся традиции, хоть и отходящие постепенно в сумрак веков, но все еще присутствующие в части социума, давлеют над ним и не дают возможности искренне наслаждаться своей ежедневной уютной жизнью, под защитой Милли.
Как много социального подтекста для фильма ужасов не правда ли ?
Но и тревожных, страшных, параноидальных моментов в фильме достаточно. Режиссер мастерски создает гнетущую, давющую атмосферу в которой два в принципе несчастных героя пытаются разобраться в себе, в друг друге, в правилах того кошмара, который появился в их жизни.
Как быть вместе и при этом не уничтожить друг друга, ни специально, ни случайно ? Как жить вместе, быть вместе и при этом суметь выжить ? Если на расстоянии друг от друга они почти умирают, а при приближении к друг другу у них начинаются физиологические изменения, которые могут привести к страшной и мучительной гибели.
Этот фильм снимался не ради развлечения, не случайными и очень не глупыми людьми.
Для режиссера Майкла Шэнкса это первая серьезная кинематографическая работа, но при этом в интервью он говорил, что в некоторых случаях история в фильме автобиографична — он вложил в сюжет личные переживания, так как 16 лет находится в отношениях. Главный герой картины, Тим, почти списан с Шэнкса, а некоторые трагические события, произошедшие с его семьёй, взяты из реальных фактов жизни автора картины. И по всей видимости Майкл, накопил как человек в себе много душевной боли от происходивших с ним и с его семьей событий, чтобы суметь очень талантливо выразить это в художественном произведении, а он как режиссер талантлив, этого отрицать нельзя.
Исполнители главных ролей Элисон Бри и Дэйв Франко уже 13 лет являются парой в реальной жизни, и предполагаю, что как и многие из нас за эти годы они прошли и через романтические взлеты и через эмоциональные падения, вызываемые бытом, профессиональным стрессом, выгоранием, да и просто накопившейся усталостью друг от друга, давайте признаемся, что это наша реальность. При этом они смогли сохранить семью, и отлично транслируют свой жизненный опыт посредством экрана зрителю.
Так вот - авторы фильма, в попытках найти для самих себя и для зрителя ответы на тайны закрученного сюжета, не перестают препарировать общество сегодняшнего дня.
Опытным путем, герои фильма устанавливают, что одним из решений проблемы, вызываемой их внутренними изменениями - становится прием популярных седативных средств, которые тормозят ментальные и физиологические процессы. Причем именно эта часть сюжета отыгрывается с черным юмором - а как иначе, когда в наши дни практически все пытаются решить многие личные вопросы - посещением психологов, коучей, проработкой детских травм. Эти способы имеют право на жизнь, но мне как и авторам фильма кажется, что сейчас их уже используют не всегда по назначению, а наоборот либо чтобы создать видимость бурной деятельности по решению проблем, либо чтобы переложить ответственность за проблемы и их решение с себя на кого угодно - на психолога, коуча, родителей.
И вот этой современной тенденции, противится голос моей Матушки у меня в голове: "Тима, не надо мне рассказывать про свою депрессию. Если наступила депрессия, значит мало работаешь, иди поработай побольше и всё пройдет" - и могу сказать этот способ, по крайне мере в моем случае отлично работает.
Также создатели фильма явно осуждают пары, которые расстаются при возникновении первых трудностей. Одной из главных тем сюжета, является всем известная работа Платона "Легенда об Андрогине":
Согласно этой легенде, люди изначально были четырёхрукими, четырёхногими существами с двумя лицами на одной голове и назывались «андрогинами». Они обладали великой силой и мощью и однажды задумали поднять восстание против богов, чтобы самим править миром.
Боги, узнав об этом, разгневались, и верховный правитель Зевс наказал непокорных: разделил каждое существо пополам и разбросал эти «половинки» по всему свету. Так появились современные люди — двурукие, двуногие, с одним лицом на голове.
С тех давних пор разделённые «половинки» ищут друг друга.
И если им удаётся встретиться под земным небом в нашей реальности - то происходит слияние тел и душ, дающее им не бывалое счастье от соединения. Но дорога к счастью не бывает простой, и авторы ясно дают понять, что иногда прекрасно дополняя друг друга, люди настолько запутаны информационным шумом, общественным мнением, что отказываются решить простые проблемы в коммуникации и расходятся, потеряв свой шанс на счастье.
И тут опять с ними в унисон слышится голос моей Мамы: "Семья -это тяжёлый труд. А ещё это компромисс. И снова труд." И вновь не могу не согласиться с этой точкой зрения.
Уф...как я мог предположить, отправляясь на модный фильм ужасов, что посмотрю одну из умнейших картин последнего времени, которая пытается найти компромисс между ценностями людей родившихся в двадцатом веке и людей родившихся после наступления миллениума.
Что в сюжете хоррора я увижу искреннюю и мудрую попытку ответить на вопрос, как двум людям счастливо прожить жизнь, не потеряв и не разрушив ни себя, ни своего спутника.
И самое главное я увижу на экране настоящий фильм ужасов: атмосферный, давящий, интригующий и пугающий.
Так что обязательно посмотрите, мне кажется с годами этот фильм не устареет, а перейдет в разряд культовой классики.
Спасибо, что прочитали. А Вам всем желаю или найти свои половинки или сохранить их независимо от обстоятельств и мнения общества. И пусть это будет не привычка, а любовь до гробовой доски.
Хотя бы в своих очерках я могу верить в сказки и желать своим читателям небольшого жизненного чуда. Всех обнял.