Найти в Дзене
КАНАЛ ПРО ВОКАЛ

Певцы-кастраты: чудовищная практика или золотой век вокального искусства?Часть II

Часть I тут https://dzen.ru/a/aH-y8j9lLWXNId9j Современное академическое пение очень отличается от пения эпохи кастратов, наполнением звука, способом забора дыхания и формой открытия рта, требуемой степенью артистичности и т.д. Эти технические нюансы служат конечной цели - созданию художественного произведения, потому можно говорить о том, что отличаются и эстетические каноны вокала двух эпох. Тем не менее, если бы в истории пения не было позорной страницы с певцами-кастратами, современное вокальное искусство и опера, обязанные этим несчастным очень многим, могли бы ныне больше не существовать. Эпоху кастратов можно назвать золотым веком пения; именно в это время вокальное искусство стремительно развивается и достигает необыкновенных высот техники и выразительности. Этому способствуют необычные организмы кастратов, сделавших их подлинными вокальными машинами. По ряду причин этого мы, конечно, не слышим в записях последнего (и единственного, попавшего на пленку) кастрата Алессандро Мор

Часть I тут https://dzen.ru/a/aH-y8j9lLWXNId9j

Современное академическое пение очень отличается от пения эпохи кастратов, наполнением звука, способом забора дыхания и формой открытия рта, требуемой степенью артистичности и т.д. Эти технические нюансы служат конечной цели - созданию художественного произведения, потому можно говорить о том, что отличаются и эстетические каноны вокала двух эпох.

Тем не менее, если бы в истории пения не было позорной страницы с певцами-кастратами, современное вокальное искусство и опера, обязанные этим несчастным очень многим, могли бы ныне больше не существовать.

Эпоху кастратов можно назвать золотым веком пения; именно в это время вокальное искусство стремительно развивается и достигает необыкновенных высот техники и выразительности. Этому способствуют необычные организмы кастратов, сделавших их подлинными вокальными машинами. По ряду причин этого мы, конечно, не слышим в записях последнего (и единственного, попавшего на пленку) кастрата Алессандро Морески.

Алессандро Морески
Алессандро Морески

«Ave Maria» Баха-Гуно в исполнении Морески

https://www.youtube.com/watch?v=KLjvfqnD0ws

Но мы можем реконструировать хотя бы отчасти профессиональный облик этих певцов по нотным текстам созданных для них арий и воспоминаниям очевидцев.

Вокальными машинами кастраты становились в первую очередь благодаря системе дыхания и резонаторов, по-мужски мощных. Эти две части голосового аппарата обеспечивали звуку силу, полётность и яркость. В биографии Фаринелли есть факт его соревнования с трубой - весьма звонким инструментом, и то, что Фаринелли вышел из этой битвы победителем, говорит само за себя.

Карло Броски Фаринелли
Карло Броски Фаринелли

Мужские мощные легкие позволяли также долго не обновлять дыхание, исполнять длительные фиоритурные пассажи, не разрывая музыкальную фразу. Хотя, конечно, это умение дополнялось тщательнейшими тренировками в искусстве экономного расходования певческого дыхания и его грамотного распределения.

Третья часть голосового аппарата - непосредственно гортань с голосовыми связками - развивалась по женскому типу. Голос сохранял свою высоту после полового созревания, но обрастал как у взрослого дополнительными обертонами, что делало тембр более красочным и насыщенным, нежели детский. По записям Морески можно сделать вывод, что голоса кастратов звучали как женские, однако некоторые современники отмечали, что они более резкие и сухие. В любом случае, они отличались разнообразием оттенков, и педагоги староитальянской школы пения настаивали, что эту сторону мастерства необходимо развивать, добиваясь того, чтобы голос звучал светло и темно, тепло и холодно, сухо и мягко и т.п.

Женский тип развития гортани и связок певцов-кастратов придавал голосу гибкость и способность справляться с мелкой техникой, всеми типами мелизмов и колоратур. Весь ассортимент технических сложностей родился в ту эпоху. Кастратам мы обязаны появлением трелей, филировке звука, резким сопоставлением регистров звучания и многому другому.

Джусто Фернандо Тендуччи
Джусто Фернандо Тендуччи

Разнообразие приемов, штрихов, украшений, а также искушение продемонстрировать весь спектр возможностей голоса были столь велики, что возникла ария da capo, форму которой можно обозначить как А В А1, где А1 являлась сильно варьированным повтором А. В этой заключительной части, отданной на растерзание исполнителям, от авторского текста порой не оставалось и следа, так как певцы навешивали едва ли не на каждую ноту грозди украшений от себя. В самом конце арии, в специальном месте, где оркестр останавливал игру, вокалист вставлял пространное импровизационное украшение – каденцию, которая вполне могла длиться минуту-две.

Пример каденции в моём исполнении тут

https://youtube.com/shorts/w8dhg3fK8ng

Но, несмотря на то, что впоследствии очень многие современники стали осуждать практику чрезмерного украшательства, характерного для вокального искусства кастратов, умение орнаментировать мелодию и сочинять каденции являлось для них обязательным. Отсутствие такого навыка, работа по колоратурам и мелизмам, написанным для певца кем-то другим, например, педагогом или композитором, вызывала насмешки и осуждение. А пение без украшений вообще имело мало смысла.

Славились кастраты и искусством работы со словом. Каждая буква должна была быть отчетливо произнесена, а текст разборчив. Но идеальные дикция и артикуляция служили высшей цели – передаче смысла и чувства. Здесь как раз требовалось владение оттенками окраски тембра. В результате одно и то же слово певец мог пропеть со множеством различных интонаций, в зависимости от контекста и желания исполнителя выразить то или иное настроение.

Сцена из оперной постановки XVIII столетия
Сцена из оперной постановки XVIII столетия

Слабым местом искусства кастратов являлось актерское мастерство и пластика. Оперу эпохи их расцвета, XVII-XVIII веков, осуждают за схематичность и примитивность этой стороны сценического искусства. Поистине, каноническая картинка: кастрат выходит на хорошо освещенное место сцены, принимает свою самую красивую позу и в течение 6-8 минут (стандартное время для арии), совершенно не порываясь проявить хотя бы долю актерского мастерства, распевает об одном состоянии – любви, разочаровании, жажде мести, желании умереть…

Но это осуждение отрицает эстетические представления той эпохи, в которой главным было упоение красотой звучания человеческого голоса, достигшего пределов совершенства. Совершенства, утраченного нашим временем…

Если вам удобнее видеоформат, переходите на мой канал

rapunzellia — полная коллекция видео на RUTUBE

Зайке на сливки, мне на кофе ► Сбер 5336 6900 4465 1919