Найти в Дзене

Глава 3. Речь

К двум годам, ребенок обычно говорит простыми фразами. Предложение еще не содержит прилагательных и наречий, только существительные и глаголы. Ребенок пока еще не знает признаков предметов, он только начинает их понимать и будет набирать багаж знаний вместе с расширением словарного запаса. Давайте вспомним развитие речи с рождения. Первый год – время существительных. Мама держала ребенка на руках и называла предметы, которые были в поле зрения. Второй год ребенок учился действовать и узнавал глаголы, оказывалось, что его поступки называются определенными словами. Третий год жизни это время прилагательных и наречий. Малыш учится понимать мое и чужое, большое и маленькое, живое и неживое, настоящее и игрушечное, цвета и формы. Поэтому в речи взрослым нужно использовать признаки предметов, пространства и времени. Все качественные характеристики связываем с реальностью. Закономерность развития с использованием признаков проявляется в ведущей деятельности ребенка – игре. Так, пирамидка и по
Изображение сгенерировано ИИ
Изображение сгенерировано ИИ

К двум годам, ребенок обычно говорит простыми фразами. Предложение еще не содержит прилагательных и наречий, только существительные и глаголы. Ребенок пока еще не знает признаков предметов, он только начинает их понимать и будет набирать багаж знаний вместе с расширением словарного запаса.

Давайте вспомним развитие речи с рождения. Первый год – время существительных. Мама держала ребенка на руках и называла предметы, которые были в поле зрения. Второй год ребенок учился действовать и узнавал глаголы, оказывалось, что его поступки называются определенными словами. Третий год жизни это время прилагательных и наречий. Малыш учится понимать мое и чужое, большое и маленькое, живое и неживое, настоящее и игрушечное, цвета и формы. Поэтому в речи взрослым нужно использовать признаки предметов, пространства и времени. Все качественные характеристики связываем с реальностью. Закономерность развития с использованием признаков проявляется в ведущей деятельности ребенка – игре. Так, пирамидка и попытка поместить один предмет в другой – это изучение размера и формы. Легко учить цвета, если они имеют для ребенка смысл. Красные ягодки можно есть, а зеленые нельзя, к красному платью надо выбрать красные колготки, в машинку стиральную только белые вещи нужно положить.

Память в это время у детей просто феноменальная. Ребенок выучит родной язык к трем годам, а чтобы ему было легче, важно наполнять слова конкретным смыслом. Разумеется, малыш способен запомнить цифры и буквы, но они будут мертвым грузом, который не используется и не имеет смысла, знания потеряются. Это абстрактные понятия, их время еще не пришло. Пока энергия развития необходима для понимания своих чувств и желаний, и навыка совершать действия для их удовлетворения. Акцент нужно делать на чувственное развитие, все знания должны подкрепляться действиями. Память и внимание малыша и так максимально функционируют, а конкретное мышление естественно и правильно для этого возраста.

Вопрос: Нашему сыну 2 года 3 месяца. Говорить начал около 2‑х лет и, как нам и предсказывала логопед, очень активно. Примерно 2 недели назад заметили заикание (когда слово начинается на слог, на который заканчивается предыдущее). Он очень расстраивается, когда не получается сказать, и замолкает. Мы записались к логопеду. А как нам себя вести? И какие могут быть причины заикания?

Ответ: Запинки в речи нужно игнорировать, просто не замечать и не подсказывать. Ребенок правильно замолкает. Это срабатывает защита, чтобы патологический стереотип не закрепился. Даже такая лечебная техника есть для взрослых детей, накладывается режим молчания на несколько дней, можно только писать, и после этого речь плавная. Запинки в речи называются логоневрозом. Желательна консультация психотерапевта. В остром периоде может понадобиться всего несколько встреч, чтобы понять, в чем напряжение и как отношения перестроить.

Часто дают очень вредные рекомендации, что ребенку нужен покой и на него нельзя сердиться, быть строгим. И, чтобы он не плакал, родители начинают ему угождать, и процветает психопатоподобное поведение. Дети чувствуют выгоду от своего заикания, и оно закрепляется прочно. Поэтому важно жить, как обычно, игнорировать запинки, позволять малышу помолчать, и сходить к детскому психотерапевту.

Вопрос: Моему сыну 2 года, он практически не разговаривает, говорит «правильно» несколько слов, остальное – на своем языке. Я из‑за этого очень переживаю, постоянно себя виню. Мы с ним читаем, разговариваем, но он не хочет повторять слова.

Меня напугала знакомая, что если он сейчас не будет разговаривать, то потом ему будет трудно читать, писать и, соответственно, учиться в школе. Умом я понимаю, что нельзя программировать себя на плохой исход, но ничего не могу поделать. А весной мы собираемся в детский сад. Как нам подготовиться?

Ответ: Ребенок растет, и для каждой функции есть свое время созревания. Мальчики развиваются медленнее девочек, и у них в ранние годы все навыки формируются медленнее. Еще важный признак – способности взаимосвязаны между собой, и если прочие навыки развиваются гармонично, то и речь просто дозревает. К двум годам ребенок осваивает свое тело в целом, а не только язык. Он учится пользоваться горшком, самостоятельно кушает, снимает одежду и обувь. В играх появляется сюжет, используются в нем жизненные ситуации. Охотно смотрит книжки и слушает стихи и сказки, содержащие в сюжете повторы.

Двухлетний возраст – это время постоянных повторов. Поэтому стихи и мультики можно повторять много раз, ребенок сам просит. Сказки тоже содержат повторы: «Колобок», «Теремок», «Семеро козлят» и т. д. Помним, что ребенок учит язык, и называем предметы и признаки. Когда ребенок непосредственно держит игрушку и смотрит на нее, не нужно бесконечно просить повторить, просто сами называйте.

Продолжение следует...
Приобрести книгу в электронном или бумажном виде можно на площадках: Издательство RideroOzonWildberriesЛитРес