Почему Роберт Хайнлайн считается великим писателем-фантастом? Потому что затрагивает в своих произведениях самые разнообразные темы, и ни один его роман не похож на предыдущий. Каждый новый роман Хайнлайна – это оригинальная, захватывающая, мудрая фантазия о будущем человека, общества, нашей цивилизации и ее месте во Вселенной. То есть он всегда писал об универсальных вещах, которые касаются каждого человека, всех нас без исключения. Он умело прятал в научно-фантастическую оболочку философскую проблематику так, чтобы докапываться до нее всякий раз доставляло читателю подлинное удовольствие.
Хайнлайн был знатным фантазером. Он смело ставил в своих текстах острые вопросы, пытался на них как-то ответить. И всякий раз с поразительной легкостью завершал очередную историю, приводя читателя в недоумение. Еще с 40-х годов писатель замыслил свою «Историю будущего» - серию произведений, подробно описывающих будущее человечества с XXI по XXIII столетия, с подробными датами, событиями и технологиями, которые появятся в распоряжении людей. И хронологически первым его произведением в этом цикле стал «Пасынки Вселенной», роман в двух частях («Вселенная» и «Здравый смысл»), опубликованный еще в 1941 году в литературных журналах. Отдельной книгой роман выйдет лишь в 1963 году.
«Пасынки Вселенной» - история об экспедиционном полете корабля поколений «Авангард» к Проксиме Центавра для колонизации, рассчитанном на 60 лет. За это время на корабле должно было смениться несколько поколений и по плану цели достигли бы потомки первых астронавтов во втором или третьем колене. Но в ходе полета произошел кровавый бунт, уничтожено 90% экипажа, навигация была сбита, и корабль отклонился от курса. Бунтовщики, сами по себе малообразованные люди, быстро деградировали до средневекового уровня, извратили знания, превратив их в религиозный культ, и осели на нижних уровнях цилиндрического корабля. Со временем популяция выросла и раскололась на две части – мутанты и потомки мятежников. И однажды среди последних появляется человек, который изменит ситуацию, вернув миссии ее первоначальную функцию.
С точки зрения языка повествования, стиля и сюжета это очень простой роман. Но за обманчивой простотой в «Пасынках Вселенной» скрывается целый каскад серьезных философских проблем.
Центральная – это, конечно, инертность человеческого мышления. Любое статичное общество без связей с внешней средой обречено на медленное угасание. Выражаясь языком синергетики, будучи закрытой, такая цивилизация однажды захлебнется в собственном хаосе. Если в обществе не поддерживать должный уровень знаний, если знания не будут передаваться будущим поколениям, невежество приведет к упадку культуры.
Вторая, не столь пессимистичная мысль, показывает нам, что в любом обществе рано или поздно появляется индивид, который при благоприятном стечении обстоятельств меняет порядок вещей к лучшему, и локомотивом революции станет неистребимый человеческий разум. Несмотря ни на что человек обнаружит свое разумное начало. Вопрос только в том, ценой каких жертв удастся сломить сопротивление, устоявшуюся систему ценностей и направить общество по правильному пути.
Хайнлайн рассказывает нам, как Хью Хойланд, главный действующий герой, ведет трудную борьбу с самым опасным противником – с самим собой. И только одержав победу над собственным невежеством, он сможет двигаться дальше. Фактически в «Пасынках» Хайнлайн поет торжественный гимн разуму, который побеждает вопреки всему. Как может показаться, «Пасынки Вселенной» - это роман не об одичавших обитателях гигантского межзвездного корабля поколений. Это произведение о всем человечестве, которое летит сейчас на огромном космическом корабле под названием Земля в свое будущее. И о том, достигнем ли мы истинных целей, хватит ли нам сил и мудрости не сбиться с курса.