Найти в Дзене
Книжная башня

"Двойная звезда" Роберта Хайнлайна

Роман знаменитого американского фантаста Роберта Хайнлайна «Двойная звезда» (другие названия «Двойник», «Мастер перевоплощений») занимает особое место в его творчестве. Во-первых, это произведение не входит ни в юношеский цикл, ни в цикл «Мир как миф», и ни коим образом не относится к подробной «Истории будущего» писателя, куда входят множество рассказов, повестей и романов, объединенных одной концепцией. То есть это полностью самостоятельное произведение. Во-вторых, написанный в 1956 году, роман нельзя отнести к научной фантастике, а ведь Хайнлайн славился именно как строго научный фантаст, подробно описывающий технику и технологии будущего, или социальный фантаст, исследующий малые группы, дискриминацию и межрасовые отношения. В «Двойной звезде» автор решил изменить направление творчества и обратиться к гуманитарной фантастике. Хайнлайна очень заинтересовала тема перевоплощения одной личности в другую. Точнее, ее психологический аспект. Так, по сюжету романа талантливый актер Лоренц

Роман знаменитого американского фантаста Роберта Хайнлайна «Двойная звезда» (другие названия «Двойник», «Мастер перевоплощений») занимает особое место в его творчестве. Во-первых, это произведение не входит ни в юношеский цикл, ни в цикл «Мир как миф», и ни коим образом не относится к подробной «Истории будущего» писателя, куда входят множество рассказов, повестей и романов, объединенных одной концепцией. То есть это полностью самостоятельное произведение.

Во-вторых, написанный в 1956 году, роман нельзя отнести к научной фантастике, а ведь Хайнлайн славился именно как строго научный фантаст, подробно описывающий технику и технологии будущего, или социальный фантаст, исследующий малые группы, дискриминацию и межрасовые отношения. В «Двойной звезде» автор решил изменить направление творчества и обратиться к гуманитарной фантастике. Хайнлайна очень заинтересовала тема перевоплощения одной личности в другую. Точнее, ее психологический аспект.

Так, по сюжету романа талантливый актер Лоренц Смит получает выгодное предложение, от которого невозможно отказаться – какое-то время изображать популярного политика Джона Джозефа Бонфорта, которого выкрала конкурирующая политическая партия. Актеру меняют внешность, заставляют выучить биографию политика, но этого мало. Требуется вжиться в роль так, чтобы окружающие не отличали его от Бонфорта, и Смит приступает к трансформации. Он меняется во всем: в жестах, мимике, тембре голоса, стиле разговора, изучает и перенимает привычки, характерные особенности политика, пытается мыслить, как Бонфорт.

Перевоплощение происходит настолько хорошо, что Смит-Бонфорт успешно выступает на пресс-конференциях, запускает предвыборную кампанию и даже летит на Марс для свидания с кланом марсиан, тонко чувствующим ложь. Тем временем обнаруживается настоящий Бонфорт, но он настолько плох, что о возвращении к работе не может быть и речи. Актер вынужден продолжать игру, которая становится все более похожа на правду; Смит уже не просто играет, он живет жизнью Бонфорта и в какой-то момент понимает, что фактически превратился в другого человека.

Происходит любопытная вещь. Смит растворился в Бонфорте без остатка, полностью посвятив себя политике и настолько поверив в свою новую личность, что окончательно принял идеологию и взгляды оригинала. Произошло идеальное перевоплощение, на фоне которого известие о смерти настоящего Бонфорта восприняли как должное. Прежний, оригинальный политик уже никому не нужен, ведь его роль блестяще играет новый человек. Хайнлайн подчеркивает психологический феномен – в глазах общества и политиков любая знаменитость, «звезда», это на самом деле не живой человек (в смысле личность), а некий «образ». То есть набор известных устойчивых черт, позволяющих его идентифицировать, но не более. И остальное совершенно не важно! Поразительно, но именно благодаря этому Смит так успешно превратился в Бонфорта. И конечно, чтобы стать кем-то, нужно им быть, верить в этого кого-то как в себя: система Станиславского в действии.

Описанная в романе ситуация оказалась весьма захватывающей и чем-то близкой к правде. Кроме того, в романе «Двойная звезда» Хайнлайн основательно проехался по миру политики, где все врут всем в глаза, а предательство, интриги и популизм – обычное дело. Сама по себе ситуация, когда приходится прибегать к помощи актера, красочно иллюстрирует мир политики как дорогостоящее шоу, где обывателю «втюхивают» нужный образ для достижения своих целей и не о каких высших идеалах никто конечно же не думает.

Хайнлайн редко обращается к столько специфичным темам, как психология или политика, но если делает это, то крайне удачно и в своем узнаваемом стиле. На выходе получается интересная история, каковой оказалась «Двойная звезда». Сейчас это уже классический роман, и на тему тотального вхождения в роль написано и снято достаточно произведений. Но оригинальная история Хайнлайна всегда будет вызывать интерес своим прекрасным языком, сюжетом и идеей.