Здравствуйте, уважаемые читатели!
Предлагаю вашему вниманию материалы исследований Василия Вохмина , опубликованные им в статье "Свидание с горой Мертвецов" в газете "На смену!" в 1990 году.
Продолжение.
☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆
В Ивделе расположилась чрезвычайная комиссия обкома партии, которая держала связь с Москвой. С невероятной тщательностью проверялся склон, по которому погибшие устремились из палатки. Длинные, до полутора метров, щупы пронзали слой снега. Люди шли фронтом, с небольшим интервалом, стараясь обследовать каждую пядь. На один квадратный метр, говорят, приходилось 6-8 уколов. И так весь световой день, под сильным ветром, на скользкой ледяной корке!
Карабкались без альпинистского снаряжения, падали, получали травмы... И хотя результатов не было, комиссия требовала, настаивала: продолжить поиски. Из Кремля пришло распоряжение "Найти любой ценой"... Было ясно, что погибшие где-то здесь, что уйти далеко они не могли.
А в Свердловске хоронили найденных - пять человек... Траурная процессия двинулась от общежития физтеха по улице Ленина - на площадь перед УПИ. Снизойдут ли власти до того, чтобы позволить на площади траурный митинг? Неужели и в этом проявится страх, рефлекс запретительства? Очень, очень странно вёл себя накануне секретарь парткома. Сорвал объявление о похоронах, потребовал "прекратить самодеятельность".
Траурная процессия подошла к перекрёстку, и тут неизвестно откуда появился милиционер. Движением руки он направил шествие налево, по Кузбасской улице (что сейчас носит имя Гагарина). Отсюда недалеко до Михайловского кладбища. И стало понятно - митинга не будет.
На Михайловском хоронили Игоря Дятлова, Зину Колмогорову, Рустема Слободина и Юру Дорошенко. А вот Юру Кривонищенко - на Ивановском, которое уже числилось закрытым... И это при том, что родные Юры совсем не настаивали на таком варианте, даже речи о нём не вели... О мотивах странного решения властей остается только догадываться.
Ну а как были организованы похороны? Я задал этот вопрос брату Юры - Игорю Алексеевичу, и вот что услышал в ответ:
- У нас было ощущение, что государство в чём-то виновато, хочет загладить свою вину... Ну скажите, разве стал бы кто устраивать такие похороны, если бы ребята погибли по своей "дурости" - замёрзли или заблудились? Был выделен прекрасный военный оркестр. всем распоряжались представители власти. И от нас, родных, не требовалось никаких усилий.
Это было последнее столкновение с представителями власти. А первые произошли в конце февраля - начале марта и оставили крайне неприятный осадок. Всех родителей по очереди вызывали в обком партии, в Политехнический институт. Ответственные работники предлагали - и очень настойчиво - хоронить погибших в Ивделе. При этом способы воздействия на убитых горем людей не отличались разнообразием. Каждому по отдельности внушали, что остальные родители (и даже жители Свердловска) согласны на Ивдель, что только он, несговорчивый, упрямится... Когда кто-то возражал, то получал вежливый, но твёрдый отказ. Секретарь парткома УПИ ссылался на то, что родные живут в разных местах, и собрать их вместе якобы невозможно. Остаётся неясным, почему власти изменили своё намерение.
Первым на месте трагедии оказался Борис Слобцов, студент-третьекурсник УПИ. До этого страшного дня он с группой спасателей проторил по тайге не один десяток километров, поднимался и на Отортен. Собственно, поиск и начался с Отортена - горной вершины, столь притягательной для дятловцев. Но, увы, результатов не было, и даже мансийские охотники, похоже, не забредали в такую глухомань.
Так и шли спасатели, обследуя сначала горные вершины, потом - верховья реки Лозьвы. И только перевалив в долину Ауспии, напали на след группы Дятлова. На запад уходила старая, местами занесённая снегом, лыжня. 26 февраля Слобцов заметил на склоне чёрную точку. Пошли вверх и увидели порванную, полузанесённую палатку Дятлова. Это была та самая высота "1079", что носит ещё мансийское имя "Холат-Сяхл" - "Гора мертвецов".
Каким же предстало место трагедии? Палатка с ветреной стороны была порвана (а вернее, разрезана). Вход в неё виднелся из-под снега. И это была, пожалуй, единственная незасыпанная часть. Конечно, сразу же мелькнула мысль: а где люди? Внутри никого не было, но зато на снегу хорошо отпечатались человеческие следы... Столбики спрессованного снега убегали вниз, на северо-восток. По ним было ясно, что люди покидали палатку без обуви, в одних носках. Трагический исход теперь уже не вызывал сомнений.
Позже прокурор Ивделя осмотрит палатку, составит краткий протокол. Из чего мы узнаем, что "место ночлега представляет из себя площадку, выровненную от снега", что на дне площадки "уложены 8 пар лыж". Что ещё? Из вещей обнаружены телогрейки, 9 пар ботинок, валенки, тёплые меховые куртки, носки, шапка, посуда, вёдра, топоры, одеяла... Из продуктов - сухари, сгущёнка, сахар, концентраты...
А вот деталь, которая не вошла в протокол. На крыше палатки (на снегу) спасатели увидели фонарик. Значит, кто-то находился "на улице" и мог криком испугать всю группу? Этого вопроса мы коснёмся в дальнейшем. А пока заметим, что фонарик принадлежал Игорю Дятлову. В Ивдель ушла радиограмма.
К тому времени поиски вели 7 спасательных групп. Их забрасывали вертолётом в узловые точки маршрута (гора Ойко-Чакур, Отортен, перевалы между Пурмой и Вишерой). Надо было дать "отбой", и все эти силы стягивать сюда, в верховья Ауспии. 27 февраля был создан объединённый штаб спасательных отрядов. А тем временем группа Слобцова подыскивала место для базового лагеря.
Двое спасателей ушли далеко по склону в северо-восточном направлении. Внимание привлекал крупный кедр, возле которого вроде бы можно разбить лагерь. Но что это там, под его кроной?.. В каком-нибудь метре от ствола лежали два [погибших]. Рядом был потухший костёр, обломанные кедровые сучья. Спасатели наткнулись на тела Дорошенко и Кривонищенко. Правда, Юру Дорошенко приняли сперва за Сашу Золотарёва - его лицо прикрывала ледяная корка.
Описывая место происшествия, руководитель поисков Е.П.Масленников уточняет: на Кривонищенко были ковбойка, порванные белые кальсоны, плавки; на Дорошенко - майка, ковбойка, тёплые кальсоны и трусы. А какая погода стояла в день гибели? Ураганный ветер, мороз, сильный буран? Ребята развели довольно приличный костёр, но горел он часа полтора. Кто-то из них забирался на кедр, обламывал сучья тяжестью своего тела. Ветки были толстые, и, чтобы обломать их, требовалась недюжинная сила и... эмоциональное потрясение. Таково мнение многих, с кем я встречался в последнее время. Что же до прокурора, то он зафиксировал и телесные повреждения: содрана кожа, окровавлены пальцы...
Позже, при вскрытии выяснится, что эти двое (и ещё Дятлов, Колмогорова, Колеватов) умерли от замерзания. Ссадины и кожные раны "могли возникнуть в результате падения и ушиба"... Наверное - могли, если группа так стремительно уходила вниз, по коварному фирну, спотыкаясь об укрытые снегом камни.
В тот же день, 27 февраля, спасатели нашли Дятлова. Игорь лежал лицом вверх, левой рукой опираясь на ветку березы. На правой ноге был шерстяной носок, на левой - хлопчатобумажный. Сравнительно с предыдущими одет он был теплее: меховая куртка, свитер, лыжные брюки. Наверное, возвращался обратно к палатке? Место его нахождения говорило именно об этом. От кедра он ушел на 300-400 метров.
Ближе всех к палатке продвинулась Зина Колмогорова (ещё метров на 250-300). Положение её тела наталкивало на мысль, что Зина боролась с ветром, карабкаясь по склону. Лицо её было в крови, на спине виднелись ссадины. 5 марта при помощи щупов отыскали Рустема Слободина, который лежал на полпути между Дятловым и Колмогоровой. Тела располагались на одной прямой по направлению к палатке. И хотя Зина ушла дальше всех, ей ещё было ползти и ползти - 850 метров! Не такое уж малое расстояние для ветреной февральской ночи, когда мороз под 30 и друзья - где-то позади.
Полёт до горы Холат-Сяхл показался мне бесконечно долгим. Сразу же за Ивделем мелькнули внизу какие-то отвалы... Потом наш АН-2 "прошёл" над газопроводом, над долинами текущих с гор речек. И снова тайга, тайга, где нет признаков человеческого жилья... Но зато - во множестве - следы человеческой деятельности в виде вырубок и сгоревшего леса. До чего же изувечили люди этот нетронутый когда-то край!
После марта 59-го в хронике поисковых работ следует перерыв до мая. Конечно, всё это время работы не прекращались. Но стала ясна их бессмысленность, и в апреле здесь осталась одна маленькая группа. Что ж, надо было ждать таяния снега. Остальных ребят обнаружили 6 мая... Тела их находились в ручье, в 50 метрах от того самого кедра. А рядом был настил из пихтовых веток, видимо, предназначенный для них. Его сооружали ещё живые товарищи, сооружали для мёртвых? Медицинское заключение отчасти подтверждает эту версию.
Все найденные (кроме Саши Колеватова) были смертельно травмированы. У Люды Дубининой обнаружились переломы рёбер, следы обильного кровотечения в грудную полость. У Коли Тибо - закрытый перелом черепа с обильным кровоизлиянием. Саша Золотарёв умер от перелома ребер и "внутреннего кровотечения в плевральную полость". Эти повреждения явились "результатом воздействия большой силы с последующим падением, броском или ушибом..."
Как развивались события в канун трагедии? Многие пытались ответить на этот вопрос, и, надо сказать, их версии не очень-то разнятся. Мы же будем опираться на показания Евгения Поликарповича Масленникова, мастера спорта по туризму, ныне покойного. Во-первых, потому что он был руководителем поисков и получал всю информацию. И, во-вторых, его показания очень подробны и обстоятельны. они вбирают в себя всё остальное.
Итак, что же предшествовало беде? Путь туристов лежал на Отортен. Сначала по Лозьве, потом - по Ауспии. 31 января группа прошла 14 километров и начала подъём на перевал. Мрачные отроги высоты "1079" встретили их ветром.
Дятлов писал в дневнике, что скорость его была подобна скорости воздуха при подъёме самолета.. Ели и редкий березняк остались позади. Место - явно непригодное для ночёвки и, тем более, для устройства лабаза. Усталые, измученные они спустились вниз и заночевали в лесу, на берегу Ауспии. Назавтра, 1 февраля, устроили лабаз и, облегчённые, двинулись на перевал. Это было уже после обеда, так что переход оказался коротким. По мнению Евгения Поликарповича, туристы загнули влево, и в этом была их ошибка. Ничего не подозревая, они оказались на главном Уральском хребте. Вершину же "1079" приняли за нужный им перевал, который остался восточнее. "По моему мнению, намеренно остановиться на ночевку в этом месте, зная о том, что это склон главного хребта, Дятлов не мог,- пишет Евгений Поликарпович.- Он был очень осторожным человеком и опытным туристом". Момент катастрофы застал группу в палатке...
Слева по борту тянутся на Север горные гряды. Это главный Уральский хребет, его видно за многие десятки километров. В горах всё ещё лежит снег, хотя на календаре - конец июня, и погода стоит удивительно жаркая. - Нет, снег не стает,- отвечает мне Анатолий Забелин, охотник-любитель, тоже глядя в иллюминатор. Мы находимся в воздухе ровно час. Когда же? Когда? Дверь в кабину распахнута, и спустя минуту я уже слушаю пояснения Шамиля Закрипова, заместителя начальника авиаотряда: - Видишь впереди вершину? Прямо за ней - устье Ауспии, и мы сворачиваем вот сюда, влево,- тычет он пальцем в карту.
Самолёт резко кренится на бок и столь же резко выпрямляется. Мы летим над долиной Ауспии, строго на Запад, к Уральскому хребту. Чтобы пройти эти километры, Игорю Дятлову и его товарищам понадобились в 59-м не одни сутки. Самолёт же покрывает это расстояние за 7-10 минут. И вот уже маячат впереди нужные нам вершины - "880" и "1079". Виднеется перемычка между ними - "Перевал Дятлова"... Название, кстати, закрепилось не только в лексиконе туристов, но и на авиационных картах.
АН-2 делает круг над горой. Мы видим пологие склоны, язычок снега у вершины. Мрачный безлесый пейзаж... Видимо, Холат-Сяхл не случайно получила такое имя. Действительно - гора мертвецов. В какой-то момент я ловлю себя на мысли, что мы пересекли водораздел и летим в небе Коми АССР. Но самолёт разворачивается, и под нами - снова восточный склон.
- Смотри, смотри, вот здесь установлен барельеф,- не отрывается от иллюминатора Анатолий Забелин, - Вот на том камне, видишь?
Позади нас остаётся гряда гранитных останцев. Где-то здесь, на склоне, нашли в феврале 59-го покинутую людьми палатку. Эх, жаль нет с нами очевидцев - участников поисковых работ... По их рассказам я пытался представить это место. Но, честно говоря, не думал, что он производит столь гнетущее впечатление.
С первого дня и по сию пору трагедию опутывает туман слухов. Что заставило опытных туристов бежать из палатки? Бежать, возможно, ночью, в мороз, под пронизывающим ветром? Версий, как понимаете, множество... Но почти все они уязвимы и обычно чего-то не учитывают. Самой же слабой, на мой взгляд, является гипотеза следствия о "стихийной силе, не допускавшей ни малейшего промедления". Да, медлить ребята не могли, разрезая палатку изнутри. Но "стихийная сила" - это слишком расплывчато. А что под ней - выходит, гадайте сами?!
☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆
Продолжение следует...
До свидания, уважаемые читатели!
Хорошего вам настроения!