Предлагаю немного отвлечься от истории быта и поговорить о самом процессе написания книг.
Честно говоря, я никогда не думала, что буду писать книги. Сразу уточню, писателем себя не считаю, так как для меня писатель — это Ф. Достоевский, А. Чехов, Л. Толстой, А. Дюма, В.Шекспир и другие классики мировой литературы.
Я же — автор книг, которые рассказывают о быте, старинных предметах, традициях и культуре. Мое дело — рассказывать о прошлом, оживлять его на страницах, чтобы оно не растворилось в забвении и не исказилось под влиянием реалий нашего времени.
Почему-то многие уверены, что я, как Кэрри Брэдшоу из телесериала «Секс в большом городе», беру кофе, удобно усаживаясь за столиком в уютном кафе, открываю компьютер и, постукивая пальцами по клавиатуре, начинаю писать книгу. Когда я такую версию впервые услышала, то очень удивилась и отметила, что за окном в это время обязательно должен стоять еще и грузовик, доверху набитый книгами. Возможно, кому-то удается написать книгу именно так, но точно не мне.
Написание книги для меня — это тысячи часов за клавиатурой, стертые буквы на клавишах, бесконечное редактирование с желанием переделать уже сделанное.
Вдохновение и идея
Каждая книга начинается с идеи. Иногда она приходит мгновенно, иногда зреет годами. Что-то пока так и осталось у меня в планах.
Одного вдохновения, конечно же, недостаточно. Нужны знания! Чтение старинных книг, изучение предметов и погружение в источники обязательно. А еще важно научиться превращать идею в четкий план.
Однажды один блогер, которому я написала, что он строит свой контент на моих книгах, ни разу не упомянув источник вдохновения, ответил мне, что у него есть мои книги, но у меня, в списках используемой литературы много старинных книг, а значит, это открытые источники, к которым он и обратился и упоминать меня он не обязан.
Конечно, сами по себе старинные книги — да, открытые источники ( у них тоже есть авторы), но собрать их, вычитать, сверить факты, изучить десятки предметов, систематизировать все в стройный, связный текст и подать в понятной форме — это уже авторская работа. И присвоить мой текст, прикрывшись словами «информация из открытых источников» — это все же воровство.
Мои «открытые источники» — это книги, найденные на блошиных рынках и выигранные на аукционах. Некоторые из них — настоящие библиографические редкости. Я разыскивала их месяцами и годами, чтобы изучить, проанализировать и, главное, показать своим читателям редкие старинные иллюстрации в отличном качестве.
Процесс
Писать книгу — это не сидеть в ожидании муз, а упорно работать над текстом каждый день. На мой взгляд, вдохновение приходит только к тем, кто трудится, умеет настроиться и знает, что такое настоящая самодисциплина.
Книга рождается через черновик, в котором много шероховатостей. Потом начинается правка, и вот тут наступает самое интересное. Ты словно скульптор, убираешь лишнее, добавляешь детали, подбираешь синонимы, оттачиваешь каждое предложение.
Кстати, весь иллюстративный ряд тоже моя забота и ответственность.
Потом книга отправляется в издательство, где над ней начинает работать целая команда. Кто-то занимается корректурой, кто-то создает макет, кто-то отвечает за цветокоррекцию. Я всегда говорю, что несмотря на то, что на обложке книги стоит моя фамилия, это результат работы многих людей. Каждый из них вкладывает в книгу частичку себя.
Есть и сроки. Куда без них? Они как палка о двух концах: помогают держать в поле зрения весь проект, но, когда начинают поджимать, оборачиваются недосыпом, усталостью и замыленным глазом. Именно в этот момент нужно взять себя в ежовые рукавицы, так как уровень усталости начинает нереально нарастать.
И вот, наконец, книга уходит в типографию. Ты впервые за долгое время выдыхаешь, позволяя себе роскошь просто жить без правок, сроков и бесконечных перепроверок. Можно расслабиться на некоторое время, восстановить силы и заняться теми делами, что накопились во время работы над книгой.
И вот она, в руках, с запахом свежей типографской краски! Листаешь, смотришь, радуешься и понимаешь, что ее жизнь только начинается. Книга — как ребенок. Ты его родил, вырастил, вложил в него колоссальный труд и с волнением отпускаешь во взрослую жизнь. Книга начинает жить своей жизнью, а ты своей. И если решаешься садиться за новую книгу, то все начинается с самого начала.
Про дополнительные качества, без которых не обойтись
А еще автору успешных книг нужно стать железобетонным. Как сказал мой друг по университету, ныне успешный адвокат: «Самая часто воруемая собственность — интеллектуальная. И самые часто нарушаемые права — авторские». И факты их воровства тяжело доказуемые. Если своруют машину, то сразу понятно, что своровали, кто — вор, кто — пострадавший. С интеллектуальной собственностью все куда сложнее. Доказать факт кражи бывает непросто. Да и люди, увы, так устроены, что при таком воровстве себя вором не считают.
Мы все понимаем, что нельзя зарабатывать деньги, лайки, подписчиков, хвалебные отклики, воруя чужой труд и чужие знания, но желающих въехать в рай на чужом горбу, к сожалению, немало, тем более сейчас, когда разного уровня блогеров и «экспертных экспертов» развелось, как грибов после дождя.
И пока ты работаешь над новой книгой, кто-то другой спокойной снимает видео, устраивает курсы/лекции, основанные на твоем труде и собирает за это деньги, лайки, подписчиков и комплименты. И поверьте, чувствует себя замечательно и вором себя не считает.
Мы все так же прекрасно знаем, что все тайное рано или поздно становится явным, но покажите мне хоть одного блогера или «экспертного эксперта», которого это остановило бы. Поэтому и говорю, что нужно стать железобетонным и продолжать свою работу, то есть начинать новую книгу, что я и планирую делать с приходом осени.
Спасибо большое за то, что дочитали эту статью до конца. ❤️