Этот фильм наверняка видели многие, поскольку он не такой уж и древний. Его тоже можно отнести в разряд кино про пионерский лагерь, но это лагерь, на который мы смотрим глазами главного героя – со стороны. И с этой стороны он кажется привлекательным. Фактически это противопоставление индивидуального и коллективного. При этом очевидных акцентов не расставляется. Кому-то лучше быть одному. А кому-то в коллективе. Главное, чтоб желания совпали с возможностями. Но вот у главного героя не совпадают. Тогда и лето, которое должно быть солнечным и беззаботным, становится скучным и долгим. Пока не случается настоящая дружба. И в названии фильма присутствует именно она: «Лялька-Руслан и его друг Санька».
Здравствуйте!
Сейчас, когда вспоминают летние каникулы советского времени, речь идёт чаще всего о пионерских лагерях.
Но ведь была и другая практика, более традиционная – дачи. Нет, не организованные дачи от трудовых коллективов, а частные: когда горожане снимали на лето деревенские дома и вывозили детей на природу.
К свежему воздуху, витаминам и отсутствию бытовых удобств.
Вот в таких условиях и проводит лето герой фильма – мальчик, которому не повезло с именем.
«Лялька-Руслан и его друг Санька»: сюжет
Вообще-то мальчика зовут Руслан. Но, как становится ясно из сюжета, имя, выбранное мамой, вызвало семейный скандал. И тогда малыша стали звать просто лялькой. Время шло, мальчик вырос, получил даже разряд по шахматам, но остался Лялькой. Милое семейное прозвище, которое самому ребёнку вовсе не кажется милым.
В современности периодически возникают истории, как ребёнок пришёл в школу, не зная своего настоящего имени. Думал, что его зовут Малыш или Принцесса. Такие случаи вызывают оправданное возмущение с рефреном: В наше время такого не было!
Но вот фильм, снятый в 1980 году, подтверждает: было. Мальчик по имени Лялька.
Следующий логический вопрос: и как ребёнок будет жить с таким именем? Фильм показывает: трудно. Со взрослыми проблем не возникает, а ровесники при первой встрече начинают Ляльку высмеивать.
При этом мама, как это водится за родителями советских времён, привезя ребёнка на дачу, сразу же нашла какие-то неотложные взрослые дела, а сына предоставила самому себе. Мальчик взрослый, самостоятельный, пусть идёт играть с ребятишками.
И Лялька-Руслан пошёл по деревенской улице искать себе друзей. Но у него ничего не вышло. Деревенская компания его обсмеяла, задумчивый рыбак прогнал, а дачник из знакомой семьи оказался неприятным типом. Что делать? Не дружить же с малышами, тем более капризными.
Бродя в одиночестве по окрестностям, Лялька столкнулся с ребятами из соседнего пионерского лагеря. И тут случилась дружба с первого взгляда – с бойким Санькой, предприимчивым и неунывающим.
Санька привык преодолевать любые трудности и отмахиваться от неприятностей. Он тут же предложил Ляльке изменить две буквы в имени и представляться Валькой. А ещё позвал с собой в лагерь.
Лялька-Валька колебался. Но Санька эти колебания решительно отмёл:
- Во фрукт! Да что ты вянешь-то раньше времени?
Конечно, постороннего ребёнка на территории лагеря заметили быстро. И решительно выставили за ворота.
Но настоящей дружбе никакие запоры не помеха.
«Лялька-Руслан и его друг Санька»: создатели фильма
Этот фильм снял Евгений Татарский по повести Виктора Голявкина, написанной десятилетием ранее. Евгений Татарский уже в то время был известным мастером. За плечами у него были «Приключения принца Флоризеля», «Золотая мина», а впереди – «Колье Шарлотты», «Ниро Вульф», «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила».
В детском фильме Татарский снял и своего сына Виктора, в небольшой роли. И персонажа ему предложил самого несимпатичного.
Тем не менее, из всех юных актёров, каждый из которых блестяще справился с предложенным образом, только Виктор в кинематографе и остался – он сейчас достаточно много снимается и снимает сам. Для остальных детей роль в этом фильме стала единственной.
Именно детям отведено основное экранное время. В сюжете они главные – и все играют убедительно. То ли дети раньше были сплошь талантливыми, то ли режиссёры обладали педагогическим мастерством. Но факт остаётся фактом – брали в кадр детей буквально с улицы, без актёрского опыта и связей – и получалось отлично.
У взрослых здесь второстепенные роли. Но и в них заняты настоящие звёзды. Чего стоит хотя бы Михаил Пуговкин – тот самый взрослый, которому доверяют.
И Жанна Прохоренко, которая буквально озаряет кадр.
«Лялька-Руслан и его друг Санька»: наш пионерский лагерь
В фильме между детьми мгновенно возникает крепкая дружба. Настоящая, которая бывает лишь летом в каникулы. А преградой для дружбы становятся строгие правила.
Но настоящий друг всегда приходит на помощь и находит выход. Родительский день, когда открываются ворота, спортивный матч с соседним лагерем, лесной поход – Санька всегда находит возможность встретиться с другом.
Но когда обычный мальчик оказывается рядом с такой яркой звездой, заводилой, душой компании, неизбежно возникают проблемы.
И в фильме показан путь – как эти проблемы решить. Надо всего лишь добавить себе уверенности. Путём регулярных упражнений.
Интересно, что дети совсем не рассчитывают на помощь взрослых. Действительно, советские дети были более самостоятельными. Но это в быту. Принимать действительно серьёзные решения они не могли. Родители делали так, как, по их мнению, лучше для ребёнка. И не замечали, что их сын одинок и очень нуждается в друзьях. В коллективе
- Не хочу я жить частным образом! Пошлите меня в коллектив!
Привлекательность пионерского лагеря в фильме состоит именно в этом – в наличии коллектива, который способен вселить уверенность и воспитать.
Ежедневные занятия, ответственные воспитатели и понимающие вожатые – это прекрасно. Но главным остаётся наличие товарищей, среди которых может найтись один настоящий друг.