Как собаки помогали в мирное время и на войне кочевникам Великих степей? Почему монголы ценили «бровастых» собак? Зачем они отрезали мертвым собакам хвосты и хоронили их в горах и на курганах? Какая порода поразила Марко Поло и почему сейчас она находится на грани вымирания? Об этом и о многом другом в новой серии собачьего цикла Глеба Таргонского.
Мы оставляем загадочный и гостеприимный Китай и направляемся на север. За Великой китайской стеной нас ждут бескрайние степи великого зеленого коридора от Волги и Днепра до современной Монголии. Здесь зарождались великие цивилизации кочевых народов. Скифы, сарматы, гунны, тюрки, монголы: имя им – великие армии завоевателей. Сама природа и связанный с ней образ жизни делал из людей ловких, смелых воинов. Кочевники не знали границ, к которым привыкли жители земледельческих государств. Они жили в постоянном движении, разбредаясь по степи отдельными группами и племенами. Иногда эти племена объединял мудрый и сильный вождь, что грозило другим народам набегами и завоеваниями. В основном кочевники питались мясом, которое попадало к ним в руки двумя путями: забой скота и охота. Скот и дикие звери давали также шкуры, которые шли на утепления шатров, одежду. В охоте кочевники полагались в основном на лук и стрелы и гнались за зверями на своих быстрых лошадях.
И с древнейших времен кочевникам помогали собаки. Точнее, сперва первобытные племена стали путешествовать за стадами степных животных параллельно со стаями собак, потом научились жить и охотиться вместе, а потом уже приручили лошадей. Собаки помогали пасти скот, принимали участие в походах. Китайские источники говорят о свирепых хунну, которые мчались по китайским рисовым полям, сопровождаемые кровожадными псами. Но сегодня мы поговорим в основном про монгольских собак.
Для монголов, как и для многих других кочевников космос был разделен на враждебное бескрайнее пространство и стойбище рода («гэр»). В него включали шатер, разделенный на четыре части. В северной был расположен алтарь, здесь находился глава рода и иногда почетные гости, в западной находятся остальные мужчины, в восточной – женщины. Рабы и слуги находятся в южной части при входе в шатер. Собак в шатер не пускают, они охраняют стойбище за пределами шатра, однако их непременно включают в понятие «гэр». С этим связано традиционное монгольское приветствие, которое звучит не очень-то приветливо: «Придержи собаку!»
Традиционно у кочевников ценились собаки со светлыми густыми бровями. Считалось, что под ними «спрятаны» некие тайные глаза, которые позволяют видеть не только волков и чужаков, но и злобных духов. Особое уважительное отношение монголов к собакам заключалось в том, что им, в отличии от тех же лошадей, давали имена. Кроме того, верность собак ценилась суровыми монголами настолько, что они верили, что собака после смерти обязательно вернется в виде преданного друга. Поэтому, когда собака умирала, хозяин говорил ей на ухо, что хочет, чтобы она вернулась к нему. Затем он отрубал ей хвост, чтобы обмануть духов, которые должны были принять собаку за человека. По возможности собаку хоронили в горах или на вершинах курганов, чтобы по ней не ходили люди, и чтобы духи неба и ветров быстрей забрали ее к себе. В рот животному клали кусок мяса или сала, чтобы душа быстрее добралась до духов. Впрочем, согласно некоторым поверьям, душа верной собаки может вернуться в тело щенка, если называть его по имени умершей.
Самая известная монгольско-бурятская порода – это банхар, что по-монгольски значит «пушистый, толстый». В бурятском языке популярно другое название «хотошо» – «домашний волк». Это крупная порода, собаки которой могут достигать веса в шестьдесят килограммов. Исследователи считают, что эта порода происходит от тибетских мастиффов. Согласно бурятским легендам, такие собаки раньше сопровождали страшных горных великанов. Издавна они помогали пасти скот, участвовали в монгольских завоеваниях. Их величине поражался великий венецианский путешественник Марко Поло.
Вообще, «банхаром» монголы называли разные породы, например хавсар, уземчин или тайга, однако банхар были столь популярны, что их название стало обозначать собаку вообще. После Монгольской революции, когда часть населения Монголии стала переезжать в города. В Монголию попали разные собачьи породы и многих банхаров бросили в степи. Здесь они одичали, стали нападать на скот и даже серьезно навредили популяции снежных барсов. Примерно с 1950-х гг. власти регулярно объявляли отстрел диких банхаров. К тому же охотников подстегивало то, что шерсть банхаров пользовалась спросом в СССР, где в 60-70-х гг. из нее делали модные шубы и пальто. Сейчас популяцию пытаются спасти благодаря питомникам, крупнейшим из которых является «Их Монгол».
В следующий раз мы отправимся на корейский полуостров и узнаем множество интересных историй про роль собак в становлении корейских государств, их место в корейской мифологии и искусстве.
Оставайтесь с нами и не забывайте гладить песиков!
Идея, редакция цикла и текст: Глеб Таргонский
🐕Подписывайтесь на группу Глеба в ВК
#Собачьяистория_ЦИ #ГлебТаргонский_ЦИ #Собачьяистория@dighistory