Найти в Дзене
Interjournalist Maxim Novikovski

Самый неизвестный советский "Жигуль". Прародитель легендарной "восьмёрки", Нивы и Таврии

История этого редкого советского автомобиля прошла незамеченно, хотя это был одним из самых первых советских Жигулей итальянского концерна Фиат в СССР. Об этом автомобиле не писали в средствах массовой информации, его нельзя было увидеть на улицах городов и деревень. А ведь автомобиль этот был достаточно ярким и нужным для страны, и мог бы найти своего покупателя. На основе этого автомобиля впоследствии появится первая Нива Ваз-2121, Таврия Заз-1102 и культовая "восьмёрка" Спутник Ваз-2108. Самый неизвестный советский "Жигуль". Прародитель легендарной "восьмёрки", Нивы и Таврии... ВАЗ-Э1101 – советский экспериментальный переднеприводной автомобиль, первый трёхдверный хэтчбек, разработанный на Волжском автозаводе в 1969 году, параллельно с запуском в серию моделей 2101, 2102 и 2103. Приставка "Э" навсегда осталась в истории модели 1101 - "экспериментальный" автомобиль. ВАЗ-Э1101 являлся малолитражным автомобилем и оснащался четырёхцилиндровым поперечно расположенным двигателем объёмо

История этого редкого советского автомобиля прошла незамеченно, хотя это был одним из самых первых советских Жигулей итальянского концерна Фиат в СССР. Об этом автомобиле не писали в средствах массовой информации, его нельзя было увидеть на улицах городов и деревень. А ведь автомобиль этот был достаточно ярким и нужным для страны, и мог бы найти своего покупателя. На основе этого автомобиля впоследствии появится первая Нива Ваз-2121, Таврия Заз-1102 и культовая "восьмёрка" Спутник Ваз-2108.

Самый неизвестный советский "Жигуль". Прародитель легендарной "восьмёрки", Нивы и Таврии...

ВАЗ-Э1101 – советский экспериментальный переднеприводной автомобиль, первый трёхдверный хэтчбек, разработанный на Волжском автозаводе в 1969 году, параллельно с запуском в серию моделей 2101, 2102 и 2103. Приставка "Э" навсегда осталась в истории модели 1101 - "экспериментальный" автомобиль.

ВАЗ-Э1101 являлся малолитражным автомобилем и оснащался четырёхцилиндровым поперечно расположенным двигателем объёмом 900 куб. см и мощностью 50 л. с. Машина имела 4-ступенчатую МКПП. Над двигателем работала группа конструкторов под руководством Михаила Коржова.

-2

ВАЗ-Э1101 был полностью, включая большую часть узлов разработан на ВАЗе во время запуска классических моделей, сконструированных на основе итальянского Fiat 124. Какие-то элементы заимствовались от других автомобилей, но подвергались изменениям и переработке. Например, червячный механизм рулевого управления был взят от "Запорожца", а передняя панель салона – уменьшенная версия только что разработанной ВАЗ-2101. Также от классической модели ВАЗ-Э1101 получил передние фары, задние фонари, дверные ручки и колёсные диски. Был выбран переднеприводный вариант, как более перспективный.

Передняя подвеска ВАЗ-Э1101 была типа Мак Ферсон. Автомобиль имел сцепление с тросовым приводом и передние дисковые тормоза с плавающей скобой. В приводе передних колёс вместо ШРУСов использовались сдвоенные карданные шарниры.

Габариты автомобиля достаточно компактные. Длина кузова ВАЗ-Э1101 не превышала - 3,1 м, а высота – 1,3 м.

-3

При разработке пластилинового макета данного автомобиля, для экономии времени, использовалась зеркальная схема – правую часть кузова делал Юрий Данилов, а левую – Владимир Ашкин. Проект Данилова был лаконичным и более минималистичным, чем проект Ашкина, а также отличался простотой изготовления, и преимущество было отдано ему.

Первый ходовой образец ВАЗ-Э1101 был готов в конце 1971 году. А уже в январе 1972 года он отправился на испытания. Конструкция автомобиля оказалась "сырой" и недоработанной – передачи переключались с трудом, ломались центрирующие пальцы двойных карданов в приводе, в салон проникали выхлопные газы, спидометр не работал из-за тросика, проложенного с крутыми поворотами (пришлось установить справа вторую комбинацию приборов), из двигателя за испытательную смену вытекало практически всё масло.

-4

В 1973 году все конструктивные недочёты были устранены – появилась модель ВАЗ-2Э1101, имевшая более мощный двигатель – 55 л. с. Над дизайном этого автомобиля работали Владислав Пашко и Игорь Гальчинский.

ВАЗ-Э1101 и его продолжение ВАЗ-2Э1101 были перспективными разработками и о серийном производстве не было речи. В 1975 г. проект передали на Запорожский автозавод. С участием тольяттинских специалистов был создан автомобиль ВАЗ-3Э1101 "Ладога", на базе которого позже разработали серийный ЗАЗ-1102 "Таврия".

-5

ВАЗ-Э1101 позволил отработать определённые конструкторские решения, которые применялись позже в разных автомобилях – ВАЗ 2121 "Нива", ВАЗ-2108 "Спутник", ЗАЗ-1102 "Таврия". По сути, Ваз-1101 (Э) стал прародителем всех трёхдверных хетчбеков современных автомобилей. Он даже конструктивно чем-то напоминает Ниву.

-6

МОЙ ВК ТУТ

МОЙ ТЕЛЕТАЙП ТУТ

МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ ТУТ

МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ

НА МОЙ ЖЖ ТУТ

МОЙ ОК ТУТ

Все предоставленные материалы являются собственностью автора. При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна.

#жигули #история #совесткиеавтомобили #авто #фиат #автопром #ссср #ваз1101 #ваз2121 #ваз2108 #заз1102 #таврия #нива #восьмерка #максимновиковский #совесткийавтопром #зарулем #яндекс #дзен #автомобили