Найти в Дзене
Просто Училка

"Шутки в сторону!" Об отмене домашнего задания в школе. Мнение педагогов

Пользуясь случаем, напоминаю, что в моём телеграм-канале уже есть стартовые контрольные работы по математике и алгебре. Присоединяйтесь к нашей весёлой и дружной компании:

Просто Училка live

Председатель гоcдумы предложил читателям обсудить тему:

Отмена домашнего задания

Вот краткие выдержки из поста функционера:

  • Большинство депутатов считают, что школьники перегружены учёбой.
  • Имеется более десяти тысяч комментариев от граждан под темой про нагрузку школьников. Из них половина – подтверждение чрезмерной нагрузки на учеников.
  • Вопрос становится актуальным из-за возможностей выполнения домашних заданий школьниками формально - при помощи интернета и искусственного интеллекта.
  • Предложение присмотреться к мировому опыту.
  • И финальный тезис:
Дети должны развиваться, а не искать готовые ответы.

***

Ну что, товарищи, расходимся?

Пока ещё нет, но если домашние задания будут отменены, мы полностью потеряем контроль над доминантой невежества. Отказаться от ДЗ – это путь наименьшего сопротивления. Допускать такое нельзя ни в коем случае. Потеряем поколения.

Давайте с опорой на основные фразы дам свой педагогический обзор. Я репетитор, работала в школе, по профессии педагог. Имею два диплома о высшем педагогическом образовании. Кому как не мне говорить на эту тему со всей ответственностью. Кстати, многочисленные коллеги присоединяются к моему мнению.

Домашнее задание – вид деятельности, необходимый для закрепления знаний и оттачивания навыков, полученных в школе.

Учитель объясняет, показывает, рассказывает, помогает анализировать, наталкивает на размышления. Ученик в школе пробует, пытается и старается. А потом идёт домой и вырабатывает навык письма, чтения вслух, пересказа, устного счёта, решения задач и так далее.

Навык никто не сможет сформировать за ученика! Без самостоятельного выполнения заданий у него не будет навыка! Он не будет уметь писать, считать, читать!

И я вам прямо скажу: эта деградация уже происходит.

Вы слышали, как школьники сопротивляются письму? Они ненавидят писать.

– Мне проще в уме прорешать! – вальяжно утверждает подросток на уроке.

Ему кажется, что этого достаточно для сдачи ОГЭ. А потом внезапно оказывается, что этот способ нерабочий! Надо брать ручку, листок и выполнять преобразования алгебраических выражений самостоятельно вот этими самыми ручками! В ходе экзамена!

А он не умеет!

Почему?

Потому что школа в последнее время по многим причинам (в комментариях можем обсудить, по каким) потеряла свою образовательную функцию. Она есть, но она не на первом месте.

Поэтому обучение стало ознакомительным. Мы живём в эру ознакомительного обучения, потому что без закрепления (без самостоятельных тренировок) образование может быть только ознакомительным. Больше никаким.

Ученик ознакомился с темой. Он может поддержать разговор на эту тему. Может частично вспомнить и назвать способы преобразования выражений, но преобразовать выражение самостоятельно не способен! Он не умеет, просто знаком с темой. Не более.

Вместо самостоятельного погружения в каждый шаг преобразования, вместо мысленного подбора более удобного и рационального способа решения, вместо километров чисел и тонны букв

он бездумно списывал заданное.

Бездумно! Даже навык письма не улучшился, вот что самое удивительное!

Причастны все. Мы все допустили повальное, тотальное, огульное списывание.

Участвовали под разными предлогами все участники образовательного процесса. И учителя, и родители, и школьники.

  • Учителей загнали в такие узкие и странные рамки, что там шаг вправо/шаг влево – попытка нарваться на неприятности.
  • Родители пашут в поте лица, им некогда. Да и вообще, они в школу ребёнка отдали и вправе рассчитывать на результат!
  • Ученики – дети. Ждать от них сознательного погружения в материал смешно и нелепо.

Не пытайтесь сегодня придираться к словам. Я не в том настроении. Да, есть сознательные ребята, у которых всё получается. Но их несравнимо меньше.

Остальные списывают и домашку, и на контрольных, и на ВПР, и на ОГЭ, и везде, где может "прокатить".

***

Не повезло только репетиторам. Мы последние в этой цепочке несоответствий.

Когда приходит новый ученик, первое, что приходится озвучивать:

"Ты будешь делать ДЗ и отправлять мне фото. Чтобы каждый день. И диктовку устного счёта тоже жду каждый день. Если ты ДЗ делать не будешь, мы не работаем".

И родителям то же самое: "Если ученик три раза не сделал моё ДЗ, мы расстаёмся".

Ещё одно потрясение. Работает! Репетиторский способ работает! У меня телефон завален аккуратными номерами по математике, листами упражнений по русскому, голосовыми тренировками устного счёта.

Какое-то смещение: за деньги да, а в школе бесплатно – ни в коем случае.

***

Некоторое объяснение сложившейся ситуации у меня есть. Оно многим не нравится, но мне оно кажется вполне логичным.

Изначально предполагалось, что учитель – главный человек в классе. Он – старший друг и товарищ. Его главенство не обсуждается. Класс его уважает, не разбираясь, почему, за что, с какой целью и пр.

Старший товарищ даёт задания на дом. Ученик идёт домой и выполняет.

Всё. Точка.

Сейчас давно уже в школе нет уважения к учителю. Поэтому когда он даёт ДЗ, ученики кивают и списывают. И им ни один учитель не может ничего сделать. Ругать нельзя, двойки ставить нежелательно. Механизмов управления дисциплиной нет.

Тут уместно упомянуть про смещение вектора с образования на отчётность. Сегодняшняя школа борется за рейтинги, за показатели, за оценки. Эта борьба сказывается и на учениках. Ещё и поэтому администрации школы в некоторых ситуациях проще закрыть глаза на действительные знания и поставить несуществующую оценку. Но приличную. Такую оценку, которая не подорвёт требуемый показатель.

Отсюда берутся самые сложные ученики. Мальчик перешёл в восьмой класс, а у него в голове нет даже третьего. Он никогда (!) не делал домашнее задание самостоятельно! И только сейчас, только в восьмой класс его перевели с академической задолженностью. А я утверждаю, что там действительная задолженность класса со второго. Со второго!

Почему это отставание раньше было никому не заметно?! А потому что рейтинг школы! Отчётность испортить – большой грех! А жизнь испортить... Ну, одним упущенным школьником больше, одним меньше.

"Не мы такие. Жизнь такая!"

***

Как только появились первые сайты с готовыми домашними заданиями, вот тогда надо было давать решительный отпор. И учителя пытались.

Но, как вы видите, это ни к чему не привело.

Списывание перестало быть зазорным. Оно стало нормальным. Даже необходимым. Мотивация узнать, понять, научиться снизилась, мотивация получить оценку, баллы, бонусы увеличилась.

Не знать, а сдать!

При таком подходе и правда достаточно списать. Учитель посмотрел, дежурно черкнул четвёрку – и все довольны!

***

Отработка навыков не происходит. Отсюда и половина статей на моём канале.

Я вижу, чего не знают, чего не умеют современные школьники. Мне уже не страшно, нет. Я и мои коллеги, мы научились с этим работать. А вот гражданам, не связанным с педагогикой, некоторые статьи кажутся дикими. Дескать, они такого низкого уровня знаний не встречали.

Ничего, друзья. Дайте срок.

"Скоро это станет всем заметно"

(Отсылка к одному из классических произведений)

Тогда, когда ГДЗ и прочие ресурсы только показали свой обворожительный оскал, вот тогда надо было рубить, не думая. Но школа не смогла отстоять основную часть образовательного процесса. И обучение стало просто хождением в школу. На уроках что-то происходит. Учитель что-то болтает у доски. Что? А, ерунда. Дома спишем.

Без выполнения домашних заданий нынешняя система образования (базирующаяся на остатках старой советской образовательной системы) нежизнеспособна в смысле выращивания и становления профессионалов.

Нам грозят тысячи свободных непристроенных рук. И несколько сотен светлых голов. Остальные головы пусты. Только руки. Да и то не в каждом случае. Чтобы работать руками, надо уметь пользоваться головой. Увы.

Вы меня простите. Я честно рассказываю вам то, что вижу каждый день. Я не одна. Репетиторов очень много. И мы все видим одно и то же:

деградацию существующей системы школьного образования.

***

А в верхах просто складывают руки.

Мы не справились – давайте отменим!

Если мы не хотим потерять эти остатки, отказываться от ДЗ нельзя. Пусть будет хотя бы в таком виде. Есть мотивированные ребята, есть ответственные родители, есть упёртые учителя.

Разумеется, такое положение дел с ДЗ, как сегодня, никому не нужно.

Ну что, отменяем?

***

Председатель предлагает ответить на три вопроса.

1. Насколько эффективно выполнение домашнего задания в текущем виде?

Уже ответила. Эффективность ДЗ в реальности, а не в отчётности, настолько низкая, что этими смешными цифрами запросто можно пренебречь.

2. По каким предметам оно действительно необходимо и в какой форме?

По математике, письму и чтению самостоятельно тренироваться необходимо. Иначе мы эти навыки окончательно потеряем. Честно? Мы их уже стремительно теряем.

3. Где оно должно выполняться: в школе после уроков или дома?

Хорошая попытка. Можно было бы попробовать наладить выполнение самостоятельного выполнения заданий в школе. Но для этого придётся расстаться с кучей лишнего, что сейчас в школе есть.

Вместо театра – письмо.

Вместо "Шагов к пятёрке" – чтение.

Вместо "ОРКСЭ" – устный счёт.

Погружённых в школьные тайны товарищей сразу попрошу не заводиться. Я понятия не имею, что из этой чуши является обязательным предметом, а что – внеурочной деятельностью. Я дышать хотела на это безобразие.

Превратили школу в балаган!
А дети не умеют ни писать, ни читать, не считать!

Ещё и последний оплот ставят под сомнение.

***

Очень надеюсь, что у администраторов телеграм-канала просто не хватило тем для обсуждения. Решили обсудить отмену домашнего задания.

Буду надеяться. Или же всё-таки...

(Ой всё, капли. Где мои капли?!)

Переходим к обсуждению. Спокойствие, только спокойствие.

Присмотритесь к трём заданным вопросам и попробуйте на них ответить😐👍

Оказать помощь каналу в виде донатов можно здесь. Благодарю всех, кто меня поддерживает в эти максимально непростые блогерские времена🙏