Найти в Дзене

Флотский Дзен. Генерал-секретарский эффект (О визите Генсека Л.И.Брежнева на Северный флот)

"Генеральский эффект". Название термину присвоили военные, заметив, что любая новая техника отлично работает в период испытаний, но как только ее демонстрируют генералам и «высокому начальству», — ничего не ездит, не плавает и не стреляет. А вот "генерал-секретарский эффект" во время визита Генсека на СФ проявил себя по-другому.

В мае-июне 1967 года партийно-правительственная делегация во главе с Генеральным Секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым посетила Северный флот.

1 июня в начале визита Леонид Брежнев вместе с Председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным и другими высокими гостями побывал в Северодвинске

Из открытых источников.
Из открытых источников.

на только что спущенной на воду новейшей атомной подводной лодке К-137 - головной крейсерской субмарине проекта 667А, оснащенной шестнадцатью баллистическими ракетами.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Незадолго до приезда Генсека на лодке побывали Главком ВМФ Сергей Горшков и секретарь ЦК КПСС, «куратор» ВПК Дмитрий Устинов. Горшков «прошел в центральный пост, огляделся и спросил: «А где же командирское место?» Командир пл В.Березовский ответил: «Везде». Обвел вокруг себя рукой. Главком говорит: «Нет, это не годится. Надо, чтобы командир имел определенное место… Вот здесь вот установите авиационное кресло для командира… И буквально через неделю появилось кресло - впервые на наших лодках».

Возможно, посидел в нем и Леонид Ильич.

В ту пору он не был дряхлым и немощным, каким стал в последние годы. Напротив, все, кто сталкивался с Брежневым во время его поездки на Северный флот, отмечают его хорошую физическую форму.

Командир лодки Вадим Березовский рассказывал, что 60-летний партийный лидер легко спускался и поднимался по вертикальным трапам, проходил через переборочные и межпалубные люки. «Помню, - делился он впечатлениями о том давнем событии, - как, преодолев очередной проход, Брежнев крикнул мне: «Эй, командир, я уже научился прыгать, как ты…»

В.Л. Березовский вспоминает: «При выходе с пл полагалось протереть руки спиртом. Для этого с большой кружкой у трапа стоял наш старшина-дозиметрист. После всяких рукояток, комингсов и поручней на ладонях оставалась обычная техническая грязь. И вот, вытирая руки, Брежнев увидел, что из люка поднимается Косыгин. Он громко крикнул ему: «Алексей, иди сюда, здесь спирт дают!»

На крейсере «Мурманск» высокие гости выходили в море, где им показали ряд боевых упражнений и подводный пуск баллистической ракеты с атомной подводной лодки.

Во время одного из морских переходов Леонид Ильич пригласил командира крейсера, капитана I ранга, к столу, а тот ответил ему, что место командира на мостике. И... через некоторое время получил адмиральское звание и повышение в должности.

Вечером высокопоставленная делегация на борту крейсера "Мурманск" взяла курс на Йоканьгскую ВМБ.

2 июня встали на рейде поселка Гремиха (Островной). Для тех, кто не знает, что такое Гремиха, кратенько расскажу. Это самая засекреченная ВМБ на Кольском полуострове, в которой базировались подводные лодки. Именно в Гремиху из Западной Лицы были переведены первые советские атомоходы 627 проекта.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Ещё Гремиху называли «городом летающих собак», по причине сильных ветров в этой местности. Между домами были натянуты тросы, за которые держались горожане, чтобы пройти по улицам во время сильного ветра.

В этот день погода была по-настоящему "гремиханская": температура воздуха -2-3 гр.С, мелкопа@костный снег-позёмка, ветер, к счастью, легкий 2-3 м/с. Крейсерским катером к причалу были доставлены все члены делегации: Генсек Л.И.Брежнев, Предсовмина А.Н.Косыгин, Министр обороны А.А.Гречко, Главком ВМФ С.Г.Горшков, командование СФ и другие.

Перемену погоды, видимо, ожидали, т.к. Л.И.Брежнев был одет в желтую меховую куртку, остальные члены делегации тоже в меховые куртки (не подводницкие "канадки")

Автомобилей ВИП-класса не было, поэтому делегация разместилась в автобусе ПАЗ и штабных Волгах. На автобусной площади посёлка Островной их ждали члены семей подводников - жены и дети.

Леонид Ильич тепло пообщался с жителями, посетил детский сад.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Хотя всем жёнам моряков было строго настрого запрещено говорить о проблемах, они всё равно рассказали Генсеку о бытовых неурядицах: что газеты приходят раз в неделю, что обещали телевидение, но его нет, что в квартирах одна комната проходная и отдохнуть офицеру в семье, где есть дети, практически негде, что трехмиллиметровые стекла не выдерживают здешних ветров, а двойные оконные рамы продуваются насквозь - и прочее в том же духе.

Выслушав женщин, Леонид Ильич повернулся к свите и произнес историческую фразу: «Товарищи, надо ж сделать...» - и после небольшой паузы добавил: «...чтобы празднование пятидесятилетия советской власти люди смогли посмотреть». Так это было или иначе, но телевидение - станцию «Орбита» - запустили в Гремихе 7 ноября 1967 года. Чуть позже началось и строительство домов новой планировки - с тройными рамами. К концу 60-х в поселке были сданы Дом офицеров, школа и госпиталь.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Главным пунктом в посещении пос.Островной была береговая техническая база по перезарядке реакторов подводных лодок с уникальным сухим доком. Осушение и заполнение происходило приливом и отливом. Высота максимальной приливной воды в "сизигию" была настолько значительной, что позволяла подводным лодкам и кораблям свободно заходить в док и при отливе садиться на кильблоки. Следующий максимальный прилив - через 20-24 суток. Время для ремонта атомных пл достаточное.

Примечание: на этой же территории в 1961 году правительственная делегация во главе с Первым Секретарем ЦК КПСС Н.С.Хрущевым встречала возвращающуюся с Северного Полюса апл К-3 "Ленинский комсомол"

Теперь об одном из самых ярких примеров генерал-секретарского эффекта.

Высокопоставленной делегации решили показать хранилище отработанного ядерного топлива реакторов атомных пл. По регламенту вход в хранилище полагался в спецодежде и с дозиметрами. Решили не соблюдать эти условия и ограничились покраской всего хранилища в 2 слоя.

Хранилище представляло собой 4 бассейна глубиной 6 метров, в которых находилось 8 комплектов отработавших активных зон реакторов апл.

На входе в хранилище располагался пункт дозиметрического контроля с рамкой. Проход через него обязателен и при входе, и при выходе. На посту стоял красавец-богатырь матрос Торхов.

Всему личному составу было строго настрого приказано в разговоры не вступать, стоять по стойке "Смирно".

Первым через пост прошел, конечно, командир базы капитан 1 ранга С.В.Краузе. Он строго посмотрел на дозиметриста, взглядом напомнив строгий приказ. Вторым пошел Леонид Ильич. Он внимательно взглянул на матроса. Тот не выдержал взгляда и представился "Матрос Торхов!" На что Генсек ответил "Брежнев", крепко пожал руку и похлопал по огромному плечу. Грозный командир С.В.Краузе в изумлении был готов пройти обратно через рамку, шепотом напомнить матросу приказ о молчании и похлопать повыше плеча, где-то в район уха, но произошло невероятное. Из уважения к Л.И.Брежневу и, учитывая менталитет того времени, все члены делегации А.Н.Косыгин, А.А.Гречко, С.Г.Горшков и др. "под копирку" последовали примеру Первого лица. События развивались стремительно. Трудно утверждать со 100% гарантией, но примерно так: "Матрос Торхов" - "Косыгин", рукопожатие, похлопывание; "Матрос Торхов" - "Гречко", рукопожатие...

Что было потом с матросом, трудно представить. Не знаю, мыл ли он руки после этого, но гордился по-настоящему. За нарушение приказа матрос Торхов взыскания не получил.

В хранилище гостей встречал начальник службы перезарядки Грешняков Иван Григорьевич в парадной форме, но, как потом отметили, в неуставном вязаном черном галстуке.

Вся группа разместилась над хранилищем, где гамма-фон в несколько раз превышал допустимый, и внимательно выслушала краткую технологию перезарядки ядерных реакторов. И.Г.Грешняков ответил на вопросы и проводил гостей к аварийному выходу из хранилища на стенку "Сухого дока" (легендированное название береговой технической базы).

Далее была встреча с личным составом БТБ и офицерским составом кораблей, дислоцирующихся на этой территории. Для делегации были расставлены скамейки и оборудована трибуна. Выступил А.Н.Косыгин. В отличие от других он был в элегантном пальто и шляпе. Его речь была очень искренней и душевной.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

"Генерал-секретарский эффект" проявил себя прямо противоположно "Генеральскому эффекту": вся техника при Генсеке работала отлично, показательная стрельба баллистической ракетой пл из подводного положения и т.п. была произведена успешно, никаких накладок в общении с офицерами, мичманами, матросами, жителями гарнизона не случилось.

Борис Копылов. Редактировал BV.

От шеф-редактора: Через 2 года командовать береговой технической базой был назначен капитан 2 ранга Бондаренко Виталий Иванович. Служить в Гремиху он прибыл вместе с супругой Капитолиной Ивановной и 3 сыновьями - будущей династией офицеров-подводников. Впрочем это совсем другая история.

Слева-направо нижний ряд: Бондаренко Виталий Иванович, Капитолина Ивановна, Леонид. Верхний ряд: Александр, Владимир.
Слева-направо нижний ряд: Бондаренко Виталий Иванович, Капитолина Ивановна, Леонид. Верхний ряд: Александр, Владимир.

Ваш Bond Voyage.

Все рассказы сборника "Флотский Дзен" здесь.

Флотский Дзен | Литературная кают-компания "Bond Voyage" | Дзен

====================================================== Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================