Найти в Дзене

«Возвращение блудного сына», как символ надежды и милосердия

Здравствуйте, дорогие друзья! Перед нами «Возвращение блудного сына» Рембрандта ван Рейна — одна из самых пронзительных и глубоких картин в истории искусства, рассказывающая вечную историю о прощении, любви и искуплении. Сюжет картины основан на евангельской притче, известной, пожалуй, каждому. Сын попросил у отца свою часть наследства и уехал в чужую страну, где безрассудно растратил все деньги. В той стране начался голод, и бывшему богачу пришлось наняться свинопасом, чтобы не умереть с голоду. Вспомнив о том, как хорошо жили работники у его отца, он решил вернуться домой и попроситься к нему на работу. И вот, измученный, голодный, раскаявшийся сын возвращается в отчий дом. Отец, увидев его издали, бежит навстречу и заключает его в объятия. На просьбу сына принять его в работники, отец отвечает отказом. Он велит слугам принести лучшую одежду, перстень на палец и заколоть откормленного теленка, чтобы устроить пир в честь возвращения блудного сына. Старший сын, возвращаясь с поля и усл
Оглавление

Здравствуйте, дорогие друзья! Перед нами «Возвращение блудного сына» Рембрандта ван Рейна — одна из самых пронзительных и глубоких картин в истории искусства, рассказывающая вечную историю о прощении, любви и искуплении.

Рембрандт. Возвращение блудного сына. ок. 1666–1669. Холст, масло. 260 × 203 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рембрандт. Возвращение блудного сына. ок. 1666–1669. Холст, масло. 260 × 203 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Евангельская притча

Сюжет картины основан на евангельской притче, известной, пожалуй, каждому. Сын попросил у отца свою часть наследства и уехал в чужую страну, где безрассудно растратил все деньги. В той стране начался голод, и бывшему богачу пришлось наняться свинопасом, чтобы не умереть с голоду. Вспомнив о том, как хорошо жили работники у его отца, он решил вернуться домой и попроситься к нему на работу.

И вот, измученный, голодный, раскаявшийся сын возвращается в отчий дом. Отец, увидев его издали, бежит навстречу и заключает его в объятия. На просьбу сына принять его в работники, отец отвечает отказом. Он велит слугам принести лучшую одежду, перстень на палец и заколоть откормленного теленка, чтобы устроить пир в честь возвращения блудного сына.

Старший сын, возвращаясь с поля и услышав пение и ликование, спросил у слуги, что происходит. Узнав о возвращении брата и устроенном в его честь пире, он обиделся. Когда отец позвал его, он ответил:

«Я столько лет служил тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».

На это отец ответил ему:

«Сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Притча эта — о всепрощающей любви Бога, который радуется о каждом раскаявшемся грешнике. Именно эту историю и запечатлел Рембрандт на своем полотне.

Свет во тьме

Вся картина пронизана ощущением глубокого покаяния. Темное помещение, в котором разворачивается действие, освещено лишь слабым лучом света. Преобладают темные, приглушенные тона, создающие атмосферу тишины и созерцания.

Именно свет становится главным выразительным средством Рембрандта. Он высвечивает главные фигуры, притягивая к ним взгляд зрителя, и оставляет в тени все остальное, словно подчеркивая, что в этот момент важны только двое — отец и сын.

Герои

В центре композиции — фигура отца, обнимающего своего вернувшегося сына. Его глаза закрыты, лицо исполнено любви и сострадания. Руки отца лежат на плечах сына, и если присмотреться внимательно, можно заметить, что они разные. Одна рука более сильная, мужская, другая — нежная, женственная. Исследователи творчества Рембрандта сходятся во мнении, что таким образом художник хотел показать единство материнского и отцовского начала в любви и прощении.

-2

Сын стоит на коленях перед отцом, склонив голову. Мы не видим его лица, но можем представить его раскаяние и стыд. Одна туфля спала с его ноги, что символизирует его падение и унижение. Вся его поза говорит о смирении и готовности принять любое наказание.

-3

В правом углу картины видна, вероятно, фигура старшего сына, скрестившего руки на груди. Его лицо выражает обиду и непонимание. Он не может принять прощение, которое отец дарует брату.

-4

Сидящий в тени человек смотрит на происходящее. Его черный головной убор резко контрастирует со светлыми лицами отца и сына.

В центре полотна можно различить лицо еще одного родственника (или слуги), который с удивлением и, возможно, даже с радостью наблюдает за этой сценой. В верхнем левом углу — возможно, мать, возможно — служанка.

-5

Есть мнение, что две фигуры справа — это отец и блудный сын в прошлом, до отъезда сына. На это указывает красный плащ, который можно увидеть и на отце, и на стоящей фигуре.

-6

Лица всех персонажей написаны прерывистыми тонкими мазками, что придает им особую живость и эмоциональность.

Рембрандт – блудный сын?

Известно, что Рембрандт пережил взлеты и падения, богатство и бедность, славу и забвение. Возможно, именно поэтому ему так близка эта история о прощении и возвращении к своим истокам.

Вечная история о любви и прощении

«Возвращение блудного сына» Рембрандта — философское размышление о природе любви, прощения и раскаяния.

Спасибо за внимание! До новых встреч на нашем канале, дорогие друзья!