Найти в Дзене
Красный бархат

"Васса": Унтилова - Чурикова

Есть спектакли, которые особенно врезаются в память.  Таковым является "Васса" Молодёжного театра на Фонтанке. При работе с текстом внимательный читатель прочтёт его несколько раз. Первый - для общего понимания, скользя по поверхности. Второй - чтобы заприметить детали, слои, найти другие смыслы. И так далее. Когда спектакль столь многослойный, как "Васса", зритель может испытывать волнение и радость открытия, понимания, много раз.  Помним, что события происходят в России 1913 года. Женщины только начинают обретать права - работать, занимать место в обществе. Васса - фигура сильная. Она - сильная женщина, мать семейства, несущая на своих плечах дом, хозяйство, дело. Она стоит перед выбором. Она принимает решения. Спорные, с точки зрения классической морали. Но абсолютно верные с её собственной.  Именно её решения и последствия - всё, исходящее от одного человека - первопричина, почему хочется пересматривать спектакль. Её непреклонность духа в сочетании с физической хрупкостью - то, ч

Есть спектакли, которые особенно врезаются в память. 

Таковым является "Васса" Молодёжного театра на Фонтанке.

При работе с текстом внимательный читатель прочтёт его несколько раз.

Первый - для общего понимания, скользя по поверхности. Второй - чтобы заприметить детали, слои, найти другие смыслы. И так далее. Когда спектакль столь многослойный, как "Васса", зритель может испытывать волнение и радость открытия, понимания, много раз. 

Помним, что события происходят в России 1913 года. Женщины только начинают обретать права - работать, занимать место в обществе. Васса - фигура сильная. Она - сильная женщина, мать семейства, несущая на своих плечах дом, хозяйство, дело. Она стоит перед выбором. Она принимает решения. Спорные, с точки зрения классической морали. Но абсолютно верные с её собственной. 

Именно её решения и последствия - всё, исходящее от одного человека - первопричина, почему хочется пересматривать спектакль. Её непреклонность духа в сочетании с физической хрупкостью - то, что вызывает глубочайшее восхищение. 

А артисты! А Унтилова! А музыка! Майлз Дэйвис, Вертинский. А розовый сад! А свет! Свет невероятный! 

О первом посещении спектакля писала тут

Обаятельнейшие капельдинеры подсказали мне, что есть фильм "Васса" с Инной Чуриковой. 

Я его посмотрела. Теперь хотела бы сопоставить спектакль "Васса" Семëна Спивака Молодёжного театра на Фонтанке с художественным фильмом "Васса" (1983 г.) Глеба Панфилова. 

Спектакль идёт 3+ часа, фильм - около 2-х.

Унтилова - Чурикова. Очень сильные актрисы, у каждой получилась своя, уникальная Васса. 

И там и там - у Вассы семья, хозяйство, дело. Однако фокус разный. 

Переменные различаются. 

В спектакле у неё два непутевых сына. Один - пьяница и гуляка, второй - несчастный горбун. Есть две женщины - жена первого сына (Семена), сдержанная, старовер, и второго - гулящая. 

Две служанки - набожная молящихся и кающихся грешница. 

Дядя - вроде приказчик, гуляет с женой горбуна. 

Семейный адвокат - сухой, корректный, жёсткий - идеальный партнёр по делу для, Вассы. 

Дочь, жена офицера, приехавшая навестить мать и "поправить дела".

 В спектакле каждый из этих персонажей несчастлив по-своему. Своими действия вызывает то отвращение, то жалость. 

Васса - центральная связующая фигура. Показывают историю и драму каждого. И ещё - показывают тяжёлую, невзаимную любовь, которая на мгновение озаряет тёмноту.

Почти не сказано, что за дело у хозяйки, хотя она явно печется о завещаниях, контрактах, рабочих. 

В фильме же дело Вассы играет чуть ли не ключевую роль. Заводы, пароходы, рабочие, революционеры, чиновники, взятки - во имя благополучия дела - вот что занимает думы хозяйки денно и нощно. 

Семейные дела, а точнее - члены семьи - интересуют её только с точки зрения репутации семьи и дела. 

Две дочери - одна - юная нахалка, показывающая склонность к вину и кутежам (вся в дядю!), вторая - блаженная, единственная, кто любит мать, стремится к ней, но та её отталкивает (некогда!). Служанка, которая "на всё ради неё готова" - и подслушать, и донести - её же и придаст в конце. Муж - кутила и растлитель, ему грозит каторга, и Васса сначала пытается дело замять, а потом убеждает его принять порошок... 

Тут ещё и пароход горит. 300 тысяч на ветер! Строят и запускают новый. 

Да из Швейцарии приезжает жена сына (тяжело больного), революционерка, в розыске, и сына (внука Вассы) хочет увезти, а та не даёт. И на этого внука-то как раз всё надежды и чаяния Вассы - что человеком вырастет, и дело семейное крепко держать будет. 

В фильме создаётся впечатление размеренного хода событий. Однако же если перечисляя всех персонажей, события, получаем вертеп и свистопляску, которая проносится перед глазами Вассы. Она же - стойкий оловянный солдатик. 

Стоит до конца, но, увы, человек смертен, а в смерть с собой ничего не заберёшь. Жизнь идёт дальше, и там - новые порядки. 

-2

Инна Чурикова - великолепна, фильм Панфилова - сильный, хочется пересматривать много раз. И фильм, и спектакль вышли очень разными, достойнейший произведениями искусства. Надо прочитать уже "Вассу" Горького, чтоб понять, сыновья там были или дочери. 

03.08.2025