Найти в Дзене

Императоры, «собачьи офицеры» и «собачьи мясники» Древнего Китая

Как предки китайцев подружились с собаками? Кто такие «собачьи офицеры»? Каким образом собаки подарили народу «мяо» рис? И как один «собачий мясник» едва не убил императора, а второй помог другу самому стать императором? Об этом и о многом другом в новой серии виляющего хвостиком собачьего цикла от Глеба Таргонского. На территории Китая первобытные племена охотников кочевали в сопровождении полуодомашненных собак, похожих на динго, с которыми мы познакомились в прошлой статье, уже около пятнадцати тысяч лет до н.э. При переходе к оседлому образу жизни и земледелию (культуры Яншао и Хэмуду), как и в других цивилизациях, роль собак в домашнем хозяйстве возрастает. Теперь это не только охотничьи собаки, но также охранники и источник мяса, наряду со свиньями. Во всяком случае, на это указывает ряд археологических находок, например, на месте городища Баньпо (провинция Шэньси), где ключом била жизнь на рубеже пятого и четвертого тысячелетия до н.э. Предки китайцев также издавна научились воз

Как предки китайцев подружились с собаками? Кто такие «собачьи офицеры»? Каким образом собаки подарили народу «мяо» рис? И как один «собачий мясник» едва не убил императора, а второй помог другу самому стать императором? Об этом и о многом другом в новой серии виляющего хвостиком собачьего цикла от Глеба Таргонского.

На территории Китая первобытные племена охотников кочевали в сопровождении полуодомашненных собак, похожих на динго, с которыми мы познакомились в прошлой статье, уже около пятнадцати тысяч лет до н.э. При переходе к оседлому образу жизни и земледелию (культуры Яншао и Хэмуду), как и в других цивилизациях, роль собак в домашнем хозяйстве возрастает. Теперь это не только охотничьи собаки, но также охранники и источник мяса, наряду со свиньями. Во всяком случае, на это указывает ряд археологических находок, например, на месте городища Баньпо (провинция Шэньси), где ключом била жизнь на рубеже пятого и четвертого тысячелетия до н.э. Предки китайцев также издавна научились возить различные грузы (например зверей, убитых на охоте) на волокушах, куда запрягали четвероногих компаньонов.

Придворные дамы с собачками. (8 в. н.э.).
Придворные дамы с собачками. (8 в. н.э.).

О том, что собаки долгое время были главными помощниками китайцев на охоте, свидетельствуют множество литературных источников, в том числе самый ранний из известных сборников поэзии «Ши Цзин», где воспроизводится вечный мотив охоты:

«Хитрый заяц быстро бежит,
Но и его настигает гончая»

Сходство земледельческих цивилизаций Ближнего Востока, Египта и Китая выражалось в том, что правящая верхушка из всех развлечений предпочитала охоту. Очень скоро в среде придворных появляются профессии, связанные с отбором и дрессировкой охотничьих собак. Особенно преуспели в этом при династии Шан, когда возникла почетная должность «собачьего офицера». Во времена так называемых Сражающихся царств эти самые царства конкурировали между собой не только на поле боя, но и на псарнях. Владыки царств Янь и Хань гордились, что у них самые быстрые и злобные гончие. И, конечно же, многие века одной из ключевых должностей при дворе была должность «гоуцзянь» или «управляющий псарнями».

Глиняная собака. Династия Хань (2 в. до н.э.).
Глиняная собака. Династия Хань (2 в. до н.э.).

Однако для подавляющего большинства простых китайцев собаки были охранниками и едой. Первое упоминание о собачатине, как о блюде для праздничного стола, появляется примерно в пятом веке до н.э., но, разумеется, собак ели и раньше. Вообще, в китайской медицинской традиции, которая опиралась на народные представления, собаки делятся на сторожевых, охотничьих и, собственно говоря, съедобных. Собак ели и простые крестьяне, и дворяне, и даже философы, как, например, конфуцианец Мэн-цзы. Однако, как и у аборигенов островов Тихого океана, собачатину ели редко и в основном во время праздничных пиршеств по особому случаю.

Однако это не помешало появиться такой печально известной профессии как «собачий мясник». Это были не очень уважаемые парни, которые охотились на бродячих собак, иногда крали домашних питомцев, убивали их и заготавливали мясо, которое долго мариновали в смеси из перца и уксуса. Считалось, что подавать на стол можно блюда из всего, кроме собачьей печени. Мясо подавали с бульоном и рисом, а собачий жир с сушеной рыбой признавали лучшим освежающим средством в жару.

Не смотря на то, что профессия «собачьего мясника» была, мягко говоря, непрестижной, как минимум двое из них вошли в историю. Гао Цзяньли в свободное от работы время музицировал. Это помогло ему сменить профессию после того, как его друг Цзин Кэ едва не убил великого императора Цинь Шихуанди. Гао сменил имя и устроился в винный магазин, продолжая совершенствовать свою игру. О нем узнал сам император и пригласил его для игры во дворец. Кто-то донес о том, что он друг убийцы и император ослепил Гао и оставил его при себе для услаждения слуха. Слепой Гао пронес на одно из выступлений маленький ножик в музыкальном инструменте и безуспешно попытался убить Цинь Шихуанди и вскоре был казнен. Эти события нашли отражение в популярном китайском фильме «Император и убийца» 1999 года.

Другой собачий мясник Фань Куай сделал военную карьеру в стане своего друга Лю Бана, который позже станет основателем династии Хань. Он прославился как сильный воин и мудрый телохранитель. Однажды враги заманили Лю Бана и Фань Куая на пир под предлогом установления перемирия, но на самом деле для того, чтобы убить их. Фань Куай, почувствовав неладное, посоветовал хозяину сбежать через уборную. Тот стал препираться и говорить, что не пристало воину бежать, да еще и через такое неподобающее место. Но опытный Фань Куай кратко обрисовал ситуацию: «Здесь враги – это тесак и разделочная доска, а мы – мясо». Кулинарная отсылка подействовала и Лю Бан спасся. Неудивительно, что в традиционных народных культах Фань Куай станет богом, покровительствующим всем мясникам.

Скульптура «Собака Фу с шаром», символизирующая Ян. XVIII-XIX вв.
Скульптура «Собака Фу с шаром», символизирующая Ян. XVIII-XIX вв.

Что касается традиционных блюд из собачатины, то в начале ХХ века часть интеллигенции, которая стремилась сделать Китай современной и независимой страной, высмеивала тех, кто поедает четвероногих. У многих народов и народностей Китая, например у мяо – собаки являлись почти священным животным, ведь по преданиям рис в своей шерсти человеку принесла именно собака.

После победы коммунистов в 1949 году «собачью кухню» приравняли к пережиткам феодализма, однако на фоне реформ Дэн Сяопина в 1990-е гг. стала наблюдаться тенденция роста убийства собак ради мяса. Отметим, что только в Шэньчжэне убийство собак и кошек ради мяса официально запрещено, причем запрет появился совсем недавно, в 2020 году. Инициатива Шэньчжэня нашла отклик и в других районах Китая, развернулась кампания против проведения фестиваля собачьего мяса в Юйлине. Впрочем, это уже совсем другая история.

В следующий раз мы поговорим о том, как собака попала на небо китайской мифологии, как появилось «собачье племя» и почему Конфуций призывал устраивать для собак пышные похороны.

Оставайтесь с нами и не забывайте гладить песиков!

Идея, редакция цикла и текст:
Глеб Таргонский
🐕Подписывайтесь на группу Глеба в
ВК

#Собачьяистория_ЦИ #ГлебТаргонский_ЦИ #Собачьяистория@dighistory