Почему позднее отношение к собакам изменилось? Кто такой Святой Христофор и почему его рисовали на иконах с песьей головой? Об этом и о многом другом в новой серии собачьего цикла от Глеба Таргонского.
Члены иудейских, иудеохристианских и христианских общин проживали преимущественно в городах восточной Римской империи в I в. н.э., которые страдали от стай бродячих собак. Собственно, города региона страдали от этой напасти на протяжении тысячелетий. Мы уже писали о том, что в глазах египтян собаки, разрывавшие неглубокие могилы, стали олицетворением злых богов. Собаки, которые питались на обширных свалках близ городов, могли атаковать несчастных прохожих, воровать мелкий домашний скот. Поэтому, не смотря на то, что домашние и служебные хвостатые приносили ощутимую пользу (о чем свидетельствует специальное собачье кладбище в Ашкелоне), в Библии собаки предстают почти исключительно в негативном свете.
Для иудеев слово «собака» было таким же страшным ругательством, как «язычник» или «мужчина-проститутка» ( Второзаконие 23:18, Матфей 15:26, Марк 7:27 и др.), «колдун, развратник и убийца» (Откровение 22:15), «злодей, калечащий плоть» (Послание филиппийцам 3:2).
В притче о Лазаре (Лука 16:19-31) нищий Лазарь доходит до такого уровня нищеты и немощи, что его струпья лижут нечистые собаки. Самое страшное оскорбление для человека – это отправиться жить в псарню (Иов 30:1) Псы всегда оказываются на месте преступления и убийства, они едят трупы павших (Третья книга царств 14:11) и жадно лижут кровь предательски убитых (Третья книга царств 21:19).
Неудивительно, что когда пророк Исайя называл «стражей Израиля» «немыми псами», которые не умеют лаять, любят поспать и поесть (Книга Пророка Исайи 56:9-12), то это было очень серьезным оскорблением. Пророк Иеремия стращал израильтян видениями опустошительной войны, где собаки терзают несчастных людей (Книга Пророка Иеремии 15:2) Кроме этого ругательство «собака» было равносильно ругательству «глупец», так как глупцы повторяют свою глупость с тем же маниакальным стремлением, с каким собаки пожирают свою блевотину (Книга Притчей Соломоновых 26:11). А Иисус в своей Нагорной проповеди прямо говорил «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас» (Матфей 7:6).
Однако со временем образ собаки стал немного другим. В раннем христианстве был популярен сюжет про доброго пастыря, спасающего заблудших овец, которого сопровождали верные псы. Впоследствии в Средние века этот образ трансформируется в сословно-политическую схему: пастырь в лице церкви охраняет овец в лице мирян от волков в лице бесов или ересиархов и помогают им в этом псы в лице добрых рыцарей.
Самым необычным святым в некоторых своих изображениях стал, несомненно, Святой Христофор. Этот святой, который носит имя, означающего «несущий Христа», был великомучеником, который был убит то ли при императоре Деции, то ли при императоре Максимине Дайе. Он почитается и в православной и в католической традиции, является святым покровителем путешественников, моряков, паромщиков. В Испании и Латинской Америке популярны иконки для автомобилистов, где под изображением Святого Христофора написано ««Если вы доверяете Святому Христофору, вы не умрете в аварии». У католиков он входит в почетный «отряд» Четырнадцати святых помощников.
Агиография Святого Христофора разнообразна. По одной версии он был хананеем и носил имя Репробус («Отступник»). Это был человек огромного роста (более двух метров), великой силы и страшного лица (к нему мы вернемся позднее). Он служил царю Ханаана, но, возгордившись, решил служить самому сильному правителю на земле. Он заметил, что его царь крестится, так как боится дьявола, поэтому Репробус отправился на его поиски, чтобы присягнуть владыке ада. Он примкнул к банде, главарь которой называл себя дьяволом. Однако Репробус заметил, что тот боится креста. Тогда упрямый Репробус пришел к христианскому отшельнику, чтобы присягнуть Христу. Отшельник благословил его перевозить людей через бурную реку и спасать тех, кто тонет. Однажды Репробус переносил на своих плечах маленького мальчика, который оказался внезапно очень тяжелым и «паромщик» еле-еле донес его до противоположного берега. Оказалось, что это был сам Христос, принявший облик ребенка. Таким образом Христофор получил свое имя. Позже в Ликии его пытался обратить в язычество местный правитель, подослав к нему двух прекрасных блудниц. Закончилось это тем, что Христофор обратил блудниц в христианство и ему отрубили голову.
Если в католической иконографической традиции Святого Христофора изображали в виде очень высокого человека с ребенком на спине или на плечах, то в восточной традиции он очень часто изображался в виде человека с песьей головой. В России такое изображение было запрещено Синодом только в 18 веке. Дело в том, что согласно одному агиографическому сюжету Репробус был кинокефалом, захваченном в плен римскими легионерами в Киренаике (современная Ливия). Из таких как он «псоглавцев» был сформирован целый отряд «мармаритов». К сожалению неясно, как агиограф объяснял, как именно Репробус общался своей собачьей пастью на человеческом языке, но ясно, откуда он мог почерпнуть такие сведения.
Древние греки и древние римляне верили, что кинокефалы (дословно «псоглавцы») являются одной из человеческих рас. Еще в V в. до н.э. греческий врач и историограф Ктесий уверял читателей, что кионкефалы живут в Индии. Геродот же помещал ареал их обитания в пустынях Ливии, где они сталкиваются, например, с племенем безголовых людей. Плиний Старший уточнял, что кинокефалы лают где-то в Эфиопии. С кинокефалами сражались легендарные аргонавты, а Александр Македонский согласно популярному сюжету, который кочевал из одной книги в другую (и переводился даже в Древней Руси) заточил кинокефалов за стеной в горах, на которую повесил замок. А Святой Августин пространно рассуждал о том, являлись ли кинокефалы людьми или же животными.
Есть версия, что собачья голова появилась у Святого Христофора из-за неправильного написания слова «сananeus» (ханаанеец), который превратился под пером нерадивого переписчика в «caninus» (собачий). Сюжет, впрочем, стал популярен. У коптов есть история о Святом Меркурии, которому служили два псоглавца Ахракас и Аугани. А при крещении одного парфянина, который был кинокефалом и людоедом (агиография Святого Варфоломея) его морда превратилась в лицо. Популярна была также романтическая версия появления собачьей морды у Христофора: дескать он был очень красивым сластолюбцем и был наказан за это характерным изменением внешности.
Святой Христофор был очень популярным святым. В честь него писались иконы, строились церкви и часовни, монахи путешествовали за его мощами. В 16 веке служителям церкви в итальянском городе Верчелли очень повезло. Они добыли огромный зуб самого Святого Христофора, поклониться которому съезжались паломники со всех концов католического мира. Съезжались они вплоть до конца восемнадцатого века, когда зуб атрибутировали.. как зуб бегемота.
В следующий раз мы поговорим о роли собак в жизни Византийской империи, узнаем что ждало того, кто убил собаку пастуха и насладимся собачим лаем на улицах прекрасного Константинополя.
Оставайтесь с нами и не забывайте гладить песиков!
Идея, редакция цикла и текст: Глеб Таргонский
🐕Подписывайтесь на группу Глеба в ВК
#Собачьяистория_ЦИ #ГлебТаргонский_ЦИ #Собачьяистория@dighistory