Найти в Дзене

Сколько пород собак было в Древней Греции?

Какой пес получил серебряный ошейник и прозвище Спаситель? Почему мифическая собака не могла догнать мифическую лисицу и почему в эту погоню вмешался сам Зевс? Сколько пород было в Древней Греции и потерю какой книги оплакивал Святой Синезий Киренский? Об этом и о многом другом в новой серии собачьего цикла Глеба Таргонского. Греки были истинными «собачниками». Они любили своих верных друзей, посвящали им поэмы и эпитафии, тщательно изучали их и «изобретали» сложную собачью мифологию. Кроме этого псы сопровождали эллинов во всех их походах и несли караульную службу. Греки были не первым народом, «мобилизовавшим» хвостатых, но достигли в деле военной выучки серьезных успехов. И боевые псы оставили свои характерные следы в военном деле эллинов. Так, во время осады Коринфа несколько десятков псов спасли город от внезапной атаки врагов с моря. Ночью враги высадили десант, намереваясь выйти защитникам города в тыл, но встретили собак, которые вступили с ними в неравный бой. Все хвостатые за

Какой пес получил серебряный ошейник и прозвище Спаситель? Почему мифическая собака не могла догнать мифическую лисицу и почему в эту погоню вмешался сам Зевс? Сколько пород было в Древней Греции и потерю какой книги оплакивал Святой Синезий Киренский? Об этом и о многом другом в новой серии собачьего цикла Глеба Таргонского.

Греки были истинными «собачниками». Они любили своих верных друзей, посвящали им поэмы и эпитафии, тщательно изучали их и «изобретали» сложную собачью мифологию. Кроме этого псы сопровождали эллинов во всех их походах и несли караульную службу. Греки были не первым народом, «мобилизовавшим» хвостатых, но достигли в деле военной выучки серьезных успехов. И боевые псы оставили свои характерные следы в военном деле эллинов.

Надгобрие девушки Мелисты.
Надгобрие девушки Мелисты.

Так, во время осады Коринфа несколько десятков псов спасли город от внезапной атаки врагов с моря. Ночью враги высадили десант, намереваясь выйти защитникам города в тыл, но встретили собак, которые вступили с ними в неравный бой. Все хвостатые защитники пали кроме одного израненного пса, который своим лаем разбудил воинов. Воины уничтожили вражеский десант, а пса до конца его жизни и несколько веков после его смерти чтили под именем Сотер («Спаситель»). Псу преподнесли серебряный ошейник с дарственной надписью и поставили монумент. К сожалению, мы не знаем, какой породы был этот пес, но можем предположить, что он относился к так называемой молосской породе, о которой мы скажем ниже.

Самая известная собака, принадлежавшая эллинскому правителю – это пес по имени Перитас, который служил великому Александру Македонскому. Наряду с легендарным конем Буцефалом, Перитас не случайно попал на службу к завоевателю. Согласно Плутарху пес сопровождал его и был ему настолько дорог, что ему он, как и коню Буцефалу после смерти посвятил основанный город, названный в честь Перитаса. У других историков мы встречаем упоминания о том, что Перитас спас Александра от смерти во время решающей битве при Гавгамеллах, когда обратил в бегство слона, намеревавшегося затоптать его хозяина. Впрочем, есть и менее героическая версия отношений грозного македонца и его пса.

По Плинию Старшему Александр захотел приобрести себе собаку для охоты на кабана. Некий азиатский правитель прислал ему одного из лучших своих псов. Александр опустил его в одну яму с кабаном, но пес спокойно лег спать. В ярости Александр убил пса, но позже получил от царя послание, согласно которому пес этот, оказывается, охотился только на слонов и львов. Александр, стыдясь своего поступка, приказал воздвигнуть в честь пса город. Также в греческой истории мы встречаем несколько эпизодов, когда знатных воинов и царей определяли среди павших на поле боя по их псам, верно охранявшим прах хозяина.

Не удивительно, что греки воспевали своих любимцев. Мы уже писали о надгробиях с эпитафиями в честь хвостатых труженников. Осталось дополнить, что некоторые поэты даже специализировались на создании эпитафий для собак. Например поэтесса Анит Тегейская (жила в III в. до н.э.) нажила целое состояние, составляя скорбные стихи по поводу собачьих похорон. Встречаются также надгробия эллинов (в основном детей), на которых усопшие запечатлены со своими любимцами. Например, в IV в. до н.э. жила девочка по имени Мелиста, которая умерла в совсем юном возрасте. На надгробии изображена сама девочка с куклой, птичкой и собачкой, радостно встречающей хозяйку. В Греции существовал обычай приносить псов в жертву богам после смерти их хозяина. В «Иллиаде» после смерти Патрокла, его друг Ахиллес перерезает горло двум его гончим и бросает их в погребальный костер.

Но какие же породы собак были известны в Древней Греции? Специально для военной службы была выведена молосская порода. Название, скорее всего происходит от племени воинственных молоссов, населявших Эпир. Это одна из самых упоминаемых в древних источниках греческих пород. Молоссы настолько гордились своими собаками, что даже выпускали монеты с их изображениями. Это были мощные животные, похожие на мастиффов. Существовало две версии появления этой породы. По одной из них, породы вывели сами молоссы и даже стали экспортировать собак в другие царства. Согласно другой, это были уроженцы Азии, обнаруженные Александром Македонским. Однако эта версия малоубедительная, так как у учителя Александра, то есть у великого Аристотеля мы в «Истории животных» находим описание молосской породы, как давно известной эллинам. Не менее сильными и свирепыми были псы лаконской породы, выведенной безжалостными спартанцами для травли несчастных илотов. Это были крупные псы, размером с современного немецкого дога, коричневого или черного цвета, которые, как гласит легенда произошли от собаки, которую Прокриду подарила сама богиня охоты Артемида. По другой версии это был подарок Зевса своей любовнице Европе, той самой, которую он в образе быка перевез через море.

Лелап на картине Пьеро ди Козимо «Смерть Прокриды».
Лелап на картине Пьеро ди Козимо «Смерть Прокриды».

Про Лаэпану или Лелапу (так звали этот подарок) следует сказать особо. Это была уникальная гончая, которая догоняла и убивала все, на что охотилась. Она снабжала греков дичью до тех пор, пока не очень умный эолийский принц Цефал не заставил Лаэпану (от которой невозможно было убежать) на тевмесскую лисицу (которую невозможно было догнать). Так возник античный мифологический вечный двигатель. По всему свету носились несчастные Лаэпана и лисица, сбивая всех с ног и превращая все на земле в хаос, пока рассвирепевший Зевс не забросил обоих на небо. Так появились созвездия Большого Пса (Лаэпаны) и Малого Пса (Тевмесской лисицы) и известный логический парадокс «непреодолимой силы». Что касается самой породы (она делилась на два подтипа: касторийский и вульпинский), то Аристотель считал гибрид молосской и лаконской собак идеальным.

Самая маленькая по размерам порода называлась алопекис («маленькая лиса»). Собаки этой породы были совсем меленькими, короткошерстными и светлыми. Это были компаньоны, любимцы женщин и детей. Очень похожими на них были собаки породы «Мелитео киниди» или «мелитаны». Он были чуть больше алопекисов и иногда были длинношерстными. Их использовали для охоты на птиц и мелкую дичь, типа сусликов, которых греки любили тушить с капустой. Кроме того ценились «критские гончие», ловкие длинноноги собаки, специалисты по загону диких зайцев и так называемая «греческая овчарка», которая охраняла стада баранов и коз. Кстати, любопытную классификацию собак предложил уже упоминаемый нами философ Диоген. Когда он был голоден, то сравнивал себя с мелитаном, когда был удовлетворен своей жизнью, то сравнивал себя с молоссцем.

Молосская гончая (Британский музей).
Молосская гончая (Британский музей).

Любовь греков к собакам не померкла ни с завоеванием Эллады римлянами, ни с распространением христианства. Да и первые христиане эллинского происхождения или знавшие греческий язык, любили собак. Например епископ Синезий Киренский (он, кстати, переписывался с самой Гипатией) как-то посетовал, что кто-то украл из его дома «Кинегетику», о которой мы писали в прошлом посте.

В следующий раз мы поговорим о сложных отношениях древних римлян и собак, которые должны были спасти Рим, но почему-то это сделали гуси.

Оставайтесь с нами и не забывайте гладить песиков!

Идея, редакция цикла и текст:
Глеб Таргонский
🐕Подписывайтесь на группу Глеба в
ВК

#Собачьяистория_ЦИ #ГлебТаргонский_ЦИ #Собачьяистория@dighistory