9 августа 1944 года принято Постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». Оно обвиняло руководство Татарии в «выпячивании» национального фактора в культурной жизни республики.
Это решение находилось в русле идеологического «наведения порядка» в стране. В начальный период войны активно использовались все средства, которые работали на пробуждение и усиление у нерусских народов национальных чувств, заряжающих волей к победе. Еще в конце 1930-х годов в Казани значительно расширились возможности для развития высокой культуры татар. Здесь были открыты Татарская Государственная филармония, Татарский Государственный театр оперы и балета, создан Государственный татарский ансамбль песни и пляски Татарский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.
Из книги Кабировой А.Ш. Татарстан в годы военных испытаний (1941 -1945 гг.). Казань, 2015. С. 180: «С официального разрешения партийно-советских органов страны для усиления патриотического начала и подъема национального духа татарского народа стало возможно обращение к давно «закрытым», но бережно сохраненным в этнической сокровищнице сюжетам героического прошлого…Татарская интеллигенция, «вспомнив» о времени существования могущественных средневековых татарских государств, обратилась к истории Золотой Орды, Казанского ханства, возродила образы Идегея и других национальных героев, отважно сражавшихся с врагами против захватчиков».
Осенью 1941 года на сцене Татарского академического театра был поставлен спектакль «Идегей» по трагедии Н. Исанбета, в основу которого были положены подлинные события конца XIV – начала XV вв.: Подготовленный перед войной Наки Исанбетом сводный текст татарского эпоса об Идегее удостоился восторженных отзывов на официальном уровне. В нем Идегей-батыр представал как смелый, отважный воин а Золотая Орда как важный этап в культурном развитии татарского народа. Эпос на высоком государственном уровне был оценен как выдающееся литературное произведение.
Татарский национальный фактор ярко проявился в военные годы в творчестве писателей и деятелей искусства республики. Наки Исанбет, Фатых Хусни, Шайхи Маннур, Сибгат Хаким, Фатих Карим и другие писатели получили возможность создавать и печатать литературные произведения без привычной оглядки на государственно-охранительные органы….
В августе 1944 года, когда почти вся территория СССР была освобождена от войск вермахта и исход войны был предрешен, советское руководство круто разворачивало внутриполитический вектор. Августовское постановление 1944 года на десятилетия определило установки в области национальной политики в Татарстане, по которым выверялась деятельность научных и культурных учреждений республик.
Получившее строгие указания руководство республики должно было проводить тщательную работу по отслеживанию и недопущению проявлений национализма в деятельности творческой интеллигенции. В соответствии с новыми директивами получалось, что татарские гуманитарии допускали в своих трудах «националистические ошибки». В первую очередь досталось эпосу «Идегей», который теперь, по официальной оценке, «воспевал агрессивное государство – Золотую Орду» и военачальников Золотой Орды, выступавших «как вожаки разбойничьих походов…»
Пристальное внимание со стороны властей вызывали труды по истории завоевания Казанского ханства, джадидизма. Ученым предписывалось все позитивное в истории татарского народа связывать только с прогрессивной ролью русского народа и Российского государства. Те же страницы истории, которые были связаны с периодом государственного могущества татарского народа, а также с мусульманским Востоком полагалось либо замалчивать, либо трактовать негативно.
Разгромной критике были подвергнуты в тот период и литературоведы.
Дважды (в сентябре 1948 г. и в январе 1952 г.) был резко раскритикован учебник-хрестоматия по татарской литературе. Авторов обвинили в том, что они включили в нее «вредные произведения», слабо осветили влияние на татарскую литературу русской литературы, неправильно оценили джадидизм, роль ислама.
Жесткие предписания были предъявлены к репертуару казанских театров, от которых требовали современных спектаклей, «правдиво отображающих жизнь и борьбу советских людей». В отчете московского проверяющего указывалось: «Ни одно из произведений не раскрывает великой дружбы и связи между народами, нигде не говорится о громадном прогрессивном революционном влиянии русского народа, русской культуры. Нигде не освещаются темы, связанной с жизнью Ленина, Молотова, Кирова, Горького в Казани, ни в одном из произведений не показана руководящая роль партии». В 1949 г. как не соответствующие партийным установкам были запрещены к показу около двух десятков спектаклей. Разгрому подверглись оперы «Алтынчэч», «Туляк», «Зюгра» Н. Жиганова, «Галиябану», «Зульхабира» М. Музафарова, «Горная быль» А. Ключарева, «Башмагым» Дж. Файзи. Среди запрещенных оказалась и мелодрама Салиха Сайдашева «Наемщик», так полюбившаяся зрителям в 1930-е гг. Кстати отметить, в конце 1940-х гг. в жизни великого татарского композитора наступает сложный период. Многие современники отмечают, что была скрытая травля со стороны коллег, направляемая из Татарского обкома ВКП(б). В 1948 г. С. Сайдашев, автор «Марша Советской армии», занимающего по красоте и ценности, согласно профессиональному мнению, в ряду шедевров мировой музыки пятое место, был отстранен от должности дирижера и музыкального руководителя театра оперы и балета.
Так, возникшие в конце войны политические императивы в трактовке татарской истории и культуры, выискивание «нездоровых националистических происков» создавали некую «презумпцию виновности» у татарской творческой интеллигенции.
Альфия Галлямова
Подбор иллюстраций - Алина Галимзянова