Со стороны его жизнь выглядела ослепительной — слава, поклонницы, аплодисменты. Но за блестящей оболочкой успеха Валентин Гафт прятал пустоту: семейные драмы, шокирующие признания и трагедию, перечеркнувшую всё. Так каким же признанием поразил Валентин Иосифович светское общество, и какая последняя воля великого актёра так и осталась невыполненной?
Между тюрьмой и психиатрической больницей
Валентин Гафт родился в Москве в семье еврейского происхождения, перебравшейся в столицу из Черниговской области. Его отец, Иосиф Рувимович, был известным адвокатом, прошёл всю Великую Отечественную войну и вернулся домой в звании майора. Мать, Гита Давыдовна, вела домашнее хозяйство и полностью посвящала себя семье.
Детство будущего артиста прошло в Сокольниках — тогда район считался неблагополучным и даже опасным. По одну сторону их дома располагался шумный рынок, напротив — психиатрическая больница, а чуть поодаль стояла известная тюрьма «Матросская тишина».
Родители старались оберегать впечатлительного и ранимого сына от уличных соблазнов и дурного влияния. В четвёртом классе мама отвела его в театр на спектакль Сергея Михалкова «Особое задание». Постановка так поразила мальчика, что он твёрдо решил: станет актёром.
Свой первый сценический опыт Валентин получил в школьной самодеятельности. Учебное заведение было мужским, поэтому в постановках все роли, включая женские, приходилось исполнять самим ученикам. Так юный Гафт нередко выходил на сцену в образах дам.
По характеру он был скромным, вежливым и предпочитал словесное разрешение конфликтов кулачным. Но в старших классах всё же оказался втянут в драку, итогом которой стали выбитые два передних зуба. Для самого юноши это стало ударом, а вот отец воспринял произошедшее неожиданно спокойно и даже с оттенком удовлетворения:
— Может, теперь ты наконец образумишься и перестанешь мечтать о театре, займёшься настоящим мужским делом.
Мать же, обеспокоенная видом сына, заметила:
— Йося, ну нельзя же мальчику ходить без зубов, надо что-то придумать.
И придумали. На вступительные экзамены в МХАТ высокий и худощавый Гафт явился в ярко-красной рубашке, с неторопливой походкой и… золотыми коронками на месте выбитых зубов. Неожиданно для себя он прошёл конкурс и был зачислен.
Однако даже успех поступления не смягчил отношение родителей к выбору профессии. Они не изменили своего мнения и после того, как сын стал одним из лучших студентов и получил первые небольшие роли в кино — в картинах «Убийство на улице Данте» и «Поэт». Отец, посмотрев последнюю, не сдержал раздражения:
— Это просто позор! Посмотри на Козакова — он элегантен, уверен в себе. А ты? Скукожился, зажался… Нет в тебе артиста, Валентин.
Эти слова стали болезненным уколом, но именно они разожгли в нём внутренний огонь. Позднее Гафт признавался:
— Отец мечтал видеть меня юристом, но жизнь распорядилась иначе. Я стал актёром, который лучше всего умел играть юристов.
Годы творческих скитаний
Окончив в 1957 году Школу-студию МХАТ, Валентин Гафт вступил в сложный этап своей жизни. Несправедливое, но въевшееся в память отцовское замечание, что «артиста в нём нет», долго не отпускало его. В течение последующих двенадцати лет он переходил из театра в театр, зарабатывая в профессиональной среде репутацию человека импульсивного и трудного в сотрудничестве.
В 1958-м Гафта приняли в Театр имени Моссовета, но доверяли ему лишь эпизодические роли. Для актёра, мечтавшего о большем, это стало настоящим испытанием. Спустя год он не выдержал и ушёл.
Следующей страницей его карьеры стал Театр Сатиры. Здесь, помимо работы, случилось важное личное событие — встреча с эффектной красавицей Аленой Изергиной, в будущем — известной моделью Московского Дома моделей. Чтобы произвести впечатление на новую знакомую, Валентин пригласил её на свой дебютный спектакль. В тот вечер в зале впервые присутствовали и его родители.
Но всё пошло наперекосяк. Волнение от присутствия близких оказалось настолько сильным, что реплики он произносил почти шёпотом, и даже первый ряд едва что-то слышал. К тому же он перепутал Зою Зелинскую с Ольгой Аросевой, чем немало шокировал обеих актрис. Кульминацией вечера стал его подъём на балкон — и последующее падение с грохотом в оркестровую яму.
Дома после спектакля разговор был бурным и на повышенных тонах:
— Валентин, ну сколько можно? Может, пора бросить эту затею и найти настоящую работу? — раздражался отец.
— Валечка, ты хоть не сильно ушибся? Может, оставить этот театр и поискать что-то другое? — с тревогой предлагала мать.
Единственной, кто продолжал верить в его сценический талант, оставалась Алена. Даже когда Гафта уволили из Театра Сатиры, она узнала об этом последней.
Перелом наступил, после того как судьба свела его с режиссёром Анатолием Эфросом. В Театре на Малой Бронной Гафт блистал в постановках по Шекспиру и Чехову, завоёвывая признание зрителей. Однако, когда в коллективе назрели конфликты, он, верный своим принципам, подал заявление об уходе.
— Ты с ума сошёл? Разве кто-то сам уходит от Эфроса? — удивлялись коллеги.
Для него же творческая независимость была важнее стабильности. Именно этот выбор определил его дальнейшую судьбу — путь свободного актёра, который шаг за шагом пришёл к настоящему успеху.
Крушение первого брака
Союз с Аленой Изергиной поначалу казался безоблачным. Гафт боготворил жену, снисходительно относился к её увлечению бездомными животными, спокойно терпел капризы и перемены настроения. Однако идиллия закончилась, когда стало известно об измене супруги.
Позднее сам актёр откровенно признавался:
— Я был слишком молод и, конечно, не без греха. Алена тоже встретила другого — влюбилась в киноведа Даля Орлова.
Разрыв стал для него тяжёлым ударом. Он долго не мог смириться с потерей, иногда набирал её номер и просто молчал, прислушиваясь к такому знакомому голосу. В другие моменты, выпив для храбрости, мог подолгу говорить с ней, словно намеренно вороша собственную боль.
В 36 лет, желая заглушить обиду, Гафт начал роман с художницей Еленой Никитиной. Их отношения так и не были официально оформлены, но именно в этот период родился сын. О появлении ребёнка Валентин узнал только спустя три года — Никитина оказалась на удивление порядочной женщиной, и просто не хотела обременять своего любовника отцовскими обязанностями. Спустя время она вместе с мальчиком, которого назвали Вадимом, уехала в Бразилию. Отец и сын начали общаться лишь много лет спустя.
"Я никогда её не любил"
Второй официальной супругой Валентина Гафта стала балерина Инна Елисеева — дочь обладателя Сталинской премии, которая ради него оставила мужа, драматурга Эдварда Радзинского. Это была обеспеченная и очень высокомерная семья, которая так и не приняла Гафта. К тому же сама Елисеева отличалась непростым и тяжёлым характером.
Появление на свет дочери полностью перевернуло внутренний мир актёра: он всеми силами стремился стать примерным мужем и заботливым отцом. Маленькая девочка стала его гордостью и радостью, и всё свободное время он посвящал именно ей. Инна тоже оставила карьеру в балете, решив посвятить себя ребёнку.
Но идиллия оказалась недолгой. Постоянное вмешательство родителей Инны в личную жизнь дочери и зятя, сделало свое дело. В конце концов Валентин не выдержал и ушёл. Спустя время он признался:
— Я никогда её не любил
Друзья говорили, что Гафт испытывал почти панический страх перед бывшей женой, и именно эта внутренняя зажатость стала причиной того, что он практически перестал общаться с дочерью. Для него это была одна из самых горьких и болезненных страниц в жизни.
Возвращение на сцену
В 34 года судьба дала Валентину Гафту второй шанс. Его вновь пригласили на подмостки Театра Сатиры — того самого, откуда когда-то он был вынужден уйти. На этот раз ему доверили роль графа Альмавивы в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро», где партнёром по сцене стал сам Андрей Миронов. Спектакль имел огромный успех, а для Гафта это выступление стало настоящим сценическим прорывом.
Но в глубине души он мечтал совсем о другом — о работе в театре «Современник». И однажды удача постучалась в гримёрку. Главный режиссёр театра Олег Ефремов, только что посмотревший «Фигаро», зашёл к актёру.
— Видел вашу работу, — произнёс он, чуть помедлив. — Хочу предложить вам место в «Современнике». Как вы на это смотрите?
— Когда начинать? — изумился Гафт, не веря своему счастью.
— Завтра, — без колебаний ответил Ефремов.
С первых же дней в «Современнике» Валентин Иосифович почувствовал, что наконец нашёл своё место. Его сценическая энергия и тонкая игра пришлись по душе Галине Волчек, вскоре сменившей Ефремова на посту главного режиссёра. Коллектив встретил актёра тепло, и театр стал для него настоящим вторым домом на многие годы.
Последняя любовь, подарившая спасение
Судьбоносная встреча Валентина Гафта и Ольги Остроумовой произошла на съёмках фильма «Гараж». В тот период оба были несвободны, поэтому их отношения начались лишь спустя время — после развода актрисы с Михаилом Левитиным.
— Сначала мне хотелось просто досадить бывшему мужу, — признавалась позже Остроумова. — А тут Гафт… Он ухаживал так красиво, что я не устояла и вышла за него замуж.
Официально они зарегистрировали отношения только в 1996 году. Гафт не просто полюбил Ольгу, но и с теплом принял её детей от первого брака, сумев найти с ними общий язык.
Однако в 2002 году случилась трагедия, навсегда оставившая глубокий след в его жизни. Погибла 30-летняя дочь актёра от второго брака — Ольга, которая, как и мать, связала свою жизнь с балетом. Она окончила хореографическую школу при Большом театре, затем работала в Кремлёвском балете, а параллельно училась в ГИТИСе на балетмейстера.
Со временем девушка решила попробовать себя в актёрской профессии и обратилась к отцу с просьбой помочь при поступлении. Но Гафт отказался, убеждённый в недопустимости блата. А тут как назло девушка поссорилась с любимым человеком, а её деспотичная мать Инна Елисеева, вместо поддержки всячески гнобила дочь.
Ольга несколько раз предпринимала попытки суицида, и в итоге добилась желаемого. Потеря дочери стала для Гафта тяжелейшим ударом. Он замкнулся в себе, долго болел, обвиняя во всём себя:
— Я очень перед ней виноват. Это мой тяжкий крест…
Последние годы и уход великого актёра
В последние годы своей жизни Валентин Гафт открыл в себе литературный талант. Он писал мемуары, в которых откровенно делился воспоминаниями, размышлениями и наблюдениями. Его книги пользовались популярностью, а коллеги и друзья нередко просили сделать личные посвящения или оставить автограф на уже прочитанном экземпляре.
Особое место в этот период Гафта занимала мысль о встрече со старшим сыном Вадимом, рождённым в союзе с художницей Еленой Никитиной. Их связь спустя годы удалось наладить, и молодой человек даже обещал привезти к отцу внука. Однако этим планам не суждено было воплотиться.
В 2020 году Валентин Иосифович ушёл из жизни, не оправившись от тяжёлых последствий инсульта. До последних дней его окружали вниманием и заботой близкие и друзья, но в сердце он продолжал хранить одну несбывшуюся мечту — увидеть родного внука. К глубокому сожалению, она так и осталась неосуществлённой.