В этой статье побываем в музее древностей, узнаем историю самого музея, посмотрим экспозицию.
Ну что, пойдём в музей?
Статья написана автором канала на Дзен «Прогулки по Севастополю». Копирование или использование материалов без согласования с автором запрещены.
Если вы попали на канал впервые и не поняли, почему на канале о Севастополе вдруг появились статьи про Керчь, поясню, что мы с мужем приезжали на несколько дней в этот город и успели побывать во многих интересных местах.
В предыдущих статьях уже упоминалось, что ранее на месте современной Керчи существовал древнегреческий город, основанный в конце VII века до н. э. И мы с вами даже видели археологические раскопки Пантикапея.
А в этой статье пойдём в музей, в котором увидим предметы быта, статуи, элементы архитектуры и многое другое.
Где находится, как добраться?
Вот так выглядит здание музея:
Находится музей на улице Свердлова, 22.
Ближайшая остановка общественного транспорта так и называется «Музей». Остановочный комплекс оформлен соответственно названию:
На карте видно, что остановка находится рядом с музеем. Вторая остановка, с противоположной стороны дороги, имеет такое же название (её видно в правом верхнем углу):
Доехать сюда можно на троллейбусе № 1, маршрутке № 19 и автобусами № 3, 5, 6, 28, 398-18.
Здание музея само по себе очень красивое:
График работы
Таблички рядом с дверью:
Месаксуди Пётр Константинович был табачным фабрикантом, происходил из семьи греческих переселенцев. Его отец открыл в Крыму табачные фабрики, магазины и больницу, был одним из богатейших жителей Керчи.
Стоимость билетов
Мы ходили сами, без экскурсии.
Рядом с кассой есть мемориальная табличка:
И прежде чем покажу сам музей, думаю, что нужно немного рассказать о его истории.
История музея
Ранее музей назывался Керченским историко-археологическим музеем и является одним из старейших музеев в Крыму.
Основан музей в 1826 году. Изначально основу его собрания составляла личная коллекция Поля Дюбрюкса.
В 1835 г. по проекту одесского архитектора Георгия Ивановича Торичелли на горе Митридат было построено здание музея в виде афинского храма Гефестиона (на фото ниже здание с колоннами на горе):
Во время Крымской войны здание музея было разрушено, а многие экспонаты разграблены (наиболее ценные вывезли в Англию). Довольно большая часть экспонатов того времени хранится в Британском музее. Также англичане в то время самостоятельно осуществляли раскопки и большую часть найденного передали в Британский музей.
А в 1922 году музей переехал в новое здание, где и находится сейчас (дом Месаксуди в 1920 году был национализирован).
Возможно, вы обратили внимание на первом фото, что к дому примыкает здание церкви. Эта часть здания в 1931 году была передана Антирелигиозному музею, но его упразднили в 1936 году, а эту часть здания передали музею.
Во время войны здание сильно пострадало, его восстановили только в 1955 году. А в 1990-е годы здание, в котором раньше находилась церковь, передали церкви, что привело к потере 64 % экспозиционной площади музея.
Музей
Экспозиция располагается на двух этажах и во внутреннем дворике.
На первом этаже мы сразу видим бюст:
Ну а дальше видим множество витрин с экспонатами:
В статье полностью всю экспозицию я показывать не буду, экспонатов здесь очень много.
Фрагмент сосуда с геометрическим декором:
Форма и характер построения декора позволяют отнести этот сосуд к типу диносов. Предположительно он относится к 620 г. до н. э.
Амфоры:
Статуя Астары IV в. до н. э.
Была найдена на берегу Ахтанизовского лимана, недалеко от Фанагории. Скульптура была частью композиции, состоящей из двух статуй — мужской и женской — и постамента. Скорее всего, статуи были возведены для умилостивления подземных богов, так как местность, где они были найдены, известна своими вулканами, бьющими из-под земли.
Стела с изображением оруженосца и воина V — IV вв. до н. э.
На стеле представлен юноша со щитом, очевидно, оруженосец героя, от изображения которого сохранился только рельеф ноги до колена. Вероятно, памятник был установлен в честь какой-либо важной военной победы над захоронением погибших в сражении граждан и является примером местной пластики раннего героического периода.
Здесь представлены предметы и вещи, которыми пользовались рыбаки в те времена:
Очень интересна часть экспозиции, которая посвящена архитектуре.
Водомёт в виде головы льва:
Такой была черепица в древние времена:
Жаль, что я не сделала фото со сравнением размера черепицы, например, с рукой. Черепица очень большая и тяжёлая, не знаю, смогла бы я её поднять.
Черепица подписана как «солены и калиптеры». Солены имеют прямоугольную форму, а калиптеры закрывают швы между соленами.
На стене была картина с реконструкцией Пантикапея:
А это элементы декора зданий:
Очень похожие элементы есть и в современной архитектуре Севастополя.
Капитель коринфской колонны:
Консоль с декором:
Капитель ионической колонны:
Здесь представлена чернолаковая посуда:
Её ввозили в Боспор в большом количестве в VI — III вв. до н. э. Керамика производилась в Аттике, в области, где находится город Афины.
А на этой плите:
Написаны списки имён победителей спортивных состязаний в Горгиппии. Это агонистический каталог, который был найден в Анапе в 1895 году.
В первые века нашей эры города Боспора вели торговлю преимущественно с городами южного и западного Причерноморья, а также с островом Самос, Египтом, Сирией.
Главными предметами Боспорского экспорта оставались хлеб, рыба, кожа, шерсть.
Ввозили на Боспор из Малой Азии (Пергам, Самос) изделия, покрытые красным лаком; из Сирии и Египта — изделия из стекла, изготовленные способом дутья.
Почти всё население греческих городов было грамотным.
Значительную роль в общественной жизни играл театр.
В театрах ставили трагедии и комедии, о чём свидетельствуют надписи и изображения актёров, а также комических и трагических масок в терракоте.
Кроме представлений в театрах происходили музыкальные и литературные состязания. Наиболее популярными инструментами были лира и кифара. Среди духовых инструментов известны флейта, состоящая из одной или двух трубочек с круглыми отверстиями, и пастушеская свирель из 7-9 трубочек различной длины.
Занятия спортом в античных государствах являлось долгом и обязанностью каждого гражданина. Сила, выносливость, красота человеческого тела, нравственное величие — идеал греческого гражданина, защитника отечества.
Обязанностью женщин было воспитание детей, ведение хозяйства, ткачество. Принадлежностью женщин были различные шкатулки и коробочки. В них хранили украшения и косметику.
Посвятительная надпись фиаса с изображением Зевса. 82 г. н. э. Найдена в 1953 году в Керчи на ул. Ленина:
На Боспоре были широко распространены культы Деметры — богини земледелия и плодородия, Диониса — покровителя виноградарства и виноделия, Афродиты Апатурийской — покровительницы родового и племенного единства, героя Геракла, Кибелы, Гермеса, Гекаты — божеств, связанных с подземным миром.
За стенами Пантикапея и других боспорских городов располагались некрополи. Они состояли из грунтовых могил и курганов.
Греки, скифы, как и другие народы прошлого, верили в жизнь за гробом и придавали ей большое значение. Об этом свидетельствуют их погребальные обычаи и обряды.
Солнечные часы из китея с изображением тельца.
Тип часов — скафис, мрамор. Созданы в IV в. до н. э., использовались до IV в. н. э. Найдены в 1918 году.
Надгробие антропоморфное.
«Публий. Сын Косса, прощай». Мрамор. Передано в музей в 1895 году.
Ещё одно надгробие:
Поднимаемся на второй этаж:
Нам нужна дверь слева.
Продолжим осмотр экспозиции.
Плита с надписью о строительстве. 533 г. н. э.
Сохранившиеся части посуды:
И их описание:
Здесь рассказывается об уже известном нам по предыдущим статьям храме:
Фрагменты поливной посуды, поливное блюда и чашка:
Полива — это глазурь, которая использовалась для придания прочности, глянца.
Икона «Всем скорбящим радость», XVIII век:
Это экспонаты XIX-XX веков.
Пузырьки аптечные и этикетки:
Весы и гири торговые:
Как выглядели денежные знаки:
А в следующем зале представлены экспонаты, которые относятся к XVIII веку (надо было в другом порядке ходить по залам).
Эти экспонаты относятся к периоду, когда часть Крыма, крупные города и крепости Причерноморья, Приазовья и Кубани входили в состав турецких владений.
Маленькая сумка для корана, женское головное покрывало (щербенти-марама), напёрстки:
Рассказывается о традиционном костюме крымских татар:
Ещё здесь были картины. Сделала фото нескольких.
Это общий вид Севастополя:
Вид с горы Митридат:
Вид Керчи (Айвазовский):
Дальше переходим во внутренний дворик.
Нас встречают картины (покажу только две, уже знакомые места, правда):
Сельскохозяйственное орудие для обмолота на току хлебных колосьев:
Под лестницей притаились якоря:
И надо показать, как выглядит сам дворик:
Тут нужно вспомнить, что изначально это был жилой дом, который принадлежал богатому человеку.
А это солнечные часы:
А ещё здесь растёт гибискус:
Статья получилась довольно длинной, но я надеюсь, что вам было интересно.
Спасибо, что побывали в музее вместе со мной!
Все статьи о Керчи собраны в отдельную подборку (заходите, здесь уже много интересного):