Найти в Дзене

Музей древностей. График работы, стоимость билетов, экспозиция. Керчь

В этой статье побываем в музее древностей, узнаем историю самого музея, посмотрим экспозицию. Ну что, пойдём в музей? Статья написана автором канала на Дзен «Прогулки по Севастополю». Копирование или использование материалов без согласования с автором запрещены. Если вы попали на канал впервые и не поняли, почему на канале о Севастополе вдруг появились статьи про Керчь, поясню, что мы с мужем приезжали на несколько дней в этот город и успели побывать во многих интересных местах. В предыдущих статьях уже упоминалось, что ранее на месте современной Керчи существовал древнегреческий город, основанный в конце VII века до н. э. И мы с вами даже видели археологические раскопки Пантикапея. А в этой статье пойдём в музей, в котором увидим предметы быта, статуи, элементы архитектуры и многое другое. Вот так выглядит здание музея: Находится музей на улице Свердлова, 22. Ближайшая остановка общественного транспорта так и называется «Музей». Остановочный комплекс оформлен соответственно н
Оглавление

В этой статье побываем в музее древностей, узнаем историю самого музея, посмотрим экспозицию.

Ну что, пойдём в музей?

Статья написана автором канала на Дзен «Прогулки по Севастополю». Копирование или использование материалов без согласования с автором запрещены.

Если вы попали на канал впервые и не поняли, почему на канале о Севастополе вдруг появились статьи про Керчь, поясню, что мы с мужем приезжали на несколько дней в этот город и успели побывать во многих интересных местах.

В предыдущих статьях уже упоминалось, что ранее на месте современной Керчи существовал древнегреческий город, основанный в конце VII века до н. э. И мы с вами даже видели археологические раскопки Пантикапея.

А в этой статье пойдём в музей, в котором увидим предметы быта, статуи, элементы архитектуры и многое другое.

Где находится, как добраться?

Вот так выглядит здание музея:

1.
1.

Находится музей на улице Свердлова, 22.

Ближайшая остановка общественного транспорта так и называется «Музей». Остановочный комплекс оформлен соответственно названию:

2.
2.

На карте видно, что остановка находится рядом с музеем. Вторая остановка, с противоположной стороны дороги, имеет такое же название (её видно в правом верхнем углу):

3.
3.

Доехать сюда можно на троллейбусе № 1, маршрутке № 19 и автобусами № 3, 5, 6, 28, 398-18.

Здание музея само по себе очень красивое:

4.
4.

5.
5.

График работы

6.
6.

Таблички рядом с дверью:

7.
7.

8.
8.

Месаксуди Пётр Константинович был табачным фабрикантом, происходил из семьи греческих переселенцев. Его отец открыл в Крыму табачные фабрики, магазины и больницу, был одним из богатейших жителей Керчи.

Стоимость билетов

9.
9.

Мы ходили сами, без экскурсии.

Рядом с кассой есть мемориальная табличка:

10.
10.

И прежде чем покажу сам музей, думаю, что нужно немного рассказать о его истории.

История музея

Ранее музей назывался Керченским историко-археологическим музеем и является одним из старейших музеев в Крыму.

Основан музей в 1826 году. Изначально основу его собрания составляла личная коллекция Поля Дюбрюкса.

В 1835 г. по проекту одесского архитектора Георгия Ивановича Торичелли на горе Митридат было построено здание музея в виде афинского храма Гефестиона (на фото ниже здание с колоннами на горе):

11. Чуть выше храма видна часовня, которая была возведена на могиле Стемпковского
11. Чуть выше храма видна часовня, которая была возведена на могиле Стемпковского

Во время Крымской войны здание музея было разрушено, а многие экспонаты разграблены (наиболее ценные вывезли в Англию). Довольно большая часть экспонатов того времени хранится в Британском музее. Также англичане в то время самостоятельно осуществляли раскопки и большую часть найденного передали в Британский музей.

А в 1922 году музей переехал в новое здание, где и находится сейчас (дом Месаксуди в 1920 году был национализирован).

Возможно, вы обратили внимание на первом фото, что к дому примыкает здание церкви. Эта часть здания в 1931 году была передана Антирелигиозному музею, но его упразднили в 1936 году, а эту часть здания передали музею.

Во время войны здание сильно пострадало, его восстановили только в 1955 году. А в 1990-е годы здание, в котором раньше находилась церковь, передали церкви, что привело к потере 64 % экспозиционной площади музея.

Музей

Экспозиция располагается на двух этажах и во внутреннем дворике.

На первом этаже мы сразу видим бюст:

12.
12.

13.
13.

Ну а дальше видим множество витрин с экспонатами:

14.
14.

В статье полностью всю экспозицию я показывать не буду, экспонатов здесь очень много.

Фрагмент сосуда с геометрическим декором:

15.
15.

Форма и характер построения декора позволяют отнести этот сосуд к типу диносов. Предположительно он относится к 620 г. до н. э.

Амфоры:

16.
16.

Статуя Астары IV в. до н. э.

17.
17.

Была найдена на берегу Ахтанизовского лимана, недалеко от Фанагории. Скульптура была частью композиции, состоящей из двух статуй — мужской и женской — и постамента. Скорее всего, статуи были возведены для умилостивления подземных богов, так как местность, где они были найдены, известна своими вулканами, бьющими из-под земли.

18.
18.

Стела с изображением оруженосца и воина V — IV вв. до н. э.

19.
19.

На стеле представлен юноша со щитом, очевидно, оруженосец героя, от изображения которого сохранился только рельеф ноги до колена. Вероятно, памятник был установлен в честь какой-либо важной военной победы над захоронением погибших в сражении граждан и является примером местной пластики раннего героического периода.

Здесь представлены предметы и вещи, которыми пользовались рыбаки в те времена:

20.
20.

21.
21.

22.
22.

Очень интересна часть экспозиции, которая посвящена архитектуре.

23.
23.

Водомёт в виде головы льва:

24. Похожие есть на башне ветров в Севастополе.
24. Похожие есть на башне ветров в Севастополе.

Такой была черепица в древние времена:

25.
25.

Жаль, что я не сделала фото со сравнением размера черепицы, например, с рукой. Черепица очень большая и тяжёлая, не знаю, смогла бы я её поднять.

Черепица подписана как «солены и калиптеры». Солены имеют прямоугольную форму, а калиптеры закрывают швы между соленами.

26.
26.

На стене была картина с реконструкцией Пантикапея:

27.
27.

А это элементы декора зданий:

28.
28.

Очень похожие элементы есть и в современной архитектуре Севастополя.

Капитель коринфской колонны:

29.
29.

30.
30.

Консоль с декором:

31.
31.

Капитель ионической колонны:

32.
32.

Здесь представлена чернолаковая посуда:

33.
33.

Её ввозили в Боспор в большом количестве в VI — III вв. до н. э. Керамика производилась в Аттике, в области, где находится город Афины.

А на этой плите:

34.
34.

Написаны списки имён победителей спортивных состязаний в Горгиппии. Это агонистический каталог, который был найден в Анапе в 1895 году.

35.
35.

36.
36.

В первые века нашей эры города Боспора вели торговлю преимущественно с городами южного и западного Причерноморья, а также с островом Самос, Египтом, Сирией.

Главными предметами Боспорского экспорта оставались хлеб, рыба, кожа, шерсть.

Ввозили на Боспор из Малой Азии (Пергам, Самос) изделия, покрытые красным лаком; из Сирии и Египта — изделия из стекла, изготовленные способом дутья.

37.
37.

38.
38.

Почти всё население греческих городов было грамотным.

Значительную роль в общественной жизни играл театр.

В театрах ставили трагедии и комедии, о чём свидетельствуют надписи и изображения актёров, а также комических и трагических масок в терракоте.

Кроме представлений в театрах происходили музыкальные и литературные состязания. Наиболее популярными инструментами были лира и кифара. Среди духовых инструментов известны флейта, состоящая из одной или двух трубочек с круглыми отверстиями, и пастушеская свирель из 7-9 трубочек различной длины.

Занятия спортом в античных государствах являлось долгом и обязанностью каждого гражданина. Сила, выносливость, красота человеческого тела, нравственное величие — идеал греческого гражданина, защитника отечества.

Обязанностью женщин было воспитание детей, ведение хозяйства, ткачество. Принадлежностью женщин были различные шкатулки и коробочки. В них хранили украшения и косметику.

39.
39.

40.
40.

Посвятительная надпись фиаса с изображением Зевса. 82 г. н. э. Найдена в 1953 году в Керчи на ул. Ленина:

41.
41.

На Боспоре были широко распространены культы Деметры — богини земледелия и плодородия, Диониса — покровителя виноградарства и виноделия, Афродиты Апатурийской — покровительницы родового и племенного единства, героя Геракла, Кибелы, Гермеса, Гекаты — божеств, связанных с подземным миром.

42.
42.

За стенами Пантикапея и других боспорских городов располагались некрополи. Они состояли из грунтовых могил и курганов.

Греки, скифы, как и другие народы прошлого, верили в жизнь за гробом и придавали ей большое значение. Об этом свидетельствуют их погребальные обычаи и обряды.

Солнечные часы из китея с изображением тельца.

43.
43.

Тип часов — скафис, мрамор. Созданы в IV в. до н. э., использовались до IV в. н. э. Найдены в 1918 году.

Надгробие антропоморфное.

44.
44.

«Публий. Сын Косса, прощай». Мрамор. Передано в музей в 1895 году.

Ещё одно надгробие:

45.
45.

46.
46.

Поднимаемся на второй этаж:

47.
47.

Нам нужна дверь слева.

Продолжим осмотр экспозиции.

Плита с надписью о строительстве. 533 г. н. э.

48.
48.

Сохранившиеся части посуды:

49.
49.

50.
50.

И их описание:

51.
51.

Здесь рассказывается об уже известном нам по предыдущим статьям храме:

52.
52.

Фрагменты поливной посуды, поливное блюда и чашка:

53.
53.

Полива — это глазурь, которая использовалась для придания прочности, глянца.

Икона «Всем скорбящим радость», XVIII век:

54.
54.

Это экспонаты XIX-XX веков.

Пузырьки аптечные и этикетки:

55.
55.

Весы и гири торговые:

56.
56.

Как выглядели денежные знаки:

57.
57.

58.
58.

А в следующем зале представлены экспонаты, которые относятся к XVIII веку (надо было в другом порядке ходить по залам).

59.
59.

Эти экспонаты относятся к периоду, когда часть Крыма, крупные города и крепости Причерноморья, Приазовья и Кубани входили в состав турецких владений.

60.
60.

Маленькая сумка для корана, женское головное покрывало (щербенти-марама), напёрстки:

61.
61.

Рассказывается о традиционном костюме крымских татар:

62.
62.

63.
63.

Ещё здесь были картины. Сделала фото нескольких.

Это общий вид Севастополя:

64.
64.

65.
65.

Вид с горы Митридат:

66.
66.

Вид Керчи (Айвазовский):

67.
67.

Дальше переходим во внутренний дворик.

Нас встречают картины (покажу только две, уже знакомые места, правда):

68.
68.

69.
69.

70.
70.

71.
71.

Сельскохозяйственное орудие для обмолота на току хлебных колосьев:

72.
72.

73.
73.

74.
74.

75.
75.

76.
76.

Под лестницей притаились якоря:

77.
77.

И надо показать, как выглядит сам дворик:

78.
78.

79.
79.

80.
80.

81.
81.

82.
82.

Тут нужно вспомнить, что изначально это был жилой дом, который принадлежал богатому человеку.

83.
83.

А это солнечные часы:

84.
84.

85.
85.

А ещё здесь растёт гибискус:

86.
86.

87.
87.

Статья получилась довольно длинной, но я надеюсь, что вам было интересно.

Спасибо, что побывали в музее вместе со мной!

Все статьи о Керчи собраны в отдельную подборку (заходите, здесь уже много интересного):

Керчь | Прогулки по Севастополю | Дзен