Как пишет далее в «письме» Рясная:
… Некоторых из этих людей мы стали использовать сначала как отдельных боевиков, а позже — в боевых группах специального назначения, которые мы называли специальными группами.
Спецназ НКВД и советские партизаны
Первые данные о присутствии на территориях Западной Украины народной милиции (которая вскоре была преобразована в УПА), которые поначалу носили расплывчатый характер и даже имели признаки дезинформации, стали поступать в Центральный штаб партизанского движения (ЧПР) с конца 1942 года. Для выяснения реального положения дел была привлечена разведка, и в начале 1943 года был разработан оперативный план по усилению советского партизанского движения в Украине. Согласно этому плану, утвержденному 15 января 1943 года начальником Центрального штаба Центрального штаба Коммунистической партии Пантелеймоном Пономаренко в январе 1943 года, с территории России и Белоруссии были выведены партизанские отряды и соединения под названием «украинские»[с], где они ранее находились, были передислоцированы на Украину, а их командование стало регулярно отчитываться перед руководством о деятельности украинских националистов. Основными целями советских партизан были мероприятия по разложению местной полиции и «националистических» формирований на территории Украинской ССР. Одновременно в составе большевистских партизанских отрядов начали формироваться специальные подразделения под видом бойцов УПА. Еще в 1943 году члены такого псевдоотдела, так называемых «сафатовцев», убили одного из жителей села Карагинка Млиновского района Ровенской области и повесили ему на грудь табличку с надписью «Предатель украинского народа».
На территории Западной Украины в течение почти двух лет не было вообще ни одного формирования советских партизан, за исключением чекистского отряда Дмитрия Медведева «Победители», который обеспечивал деятельность известного «ликвидатора» НКВД Николая Кузнецова, и 7-го и 12-го батальонов части Александра Сабурова, специально отправленных туда для разложения «националистических формирований». Советский разведчик-террорист Николай Кузнецов пытался бороться с украинскими патриотами от рук немецких оккупантов. Совершая покушения на жизнь гитлеровских высокопоставленных чиновников, он оставлял на месте теракта националистические документы, списки украинских националистов, кричал «Слава Украине!», чем в ответ спровоцировал нацистские репрессии против украинского населения территорий. Он, попавший в плен на Волыни в Вербинском районе военно-полевой жандармерией УПА, раскрыл тайны разведывательно-диверсионной группы советских партизан, которая под командованием лейтенанта Бориса Крутикова, бывшего «бульба» Тараса Боровца, выдавала себя за рейд на Волынь со стороны отдела УПА, который помог повстанцам задержать и разгромить ее в том же районе. А Николай Кузнецов погиб в Галиции, захваченный повстанцами из «черногорской» сотни из избы «Шугая».
Главной задачей советских партизан в Украине была не только и не столько борьба с немецкими оккупантами, сколько уничтожение противостоявших этим оккупантам повстанческих подпольных формирований, ликвидация их руководства, компромат национально-освободительного движения.
С образованием УПА и развертыванием активного сопротивления вермахту Иосиф Сталин и его подчиненные осознали, что украинское национально-освободительное движение против немецкой оккупации представляет для них серьезную опасность, так как ставит знак равенства между нацизмом и коммунизмом. Началось наступление на неподконтрольные Кремлю партизанские силы, методы которого давно были отработаны НКВД на других противниках: компромисс и физическое уничтожение. 3 ноября 1943 года из Центрального штаба партизанского движения в штаб партизанского движения под грифом «совершенно секретно» была направлена директива No 3762, согласно которой требовалось:
вести тщательный учет всех местных националистических формирований;
засылать своих агентов в отделы УПА для выяснения их организации, вооружения, дислокации, системы связи между ними и подпольем ОУН;
Вербовка внутренних агентов (последние две задачи были доверены только опытным агентурным работникам).
Согласно другим руководящим документам, советские партизанские отряды должны были действовать под видом отрядов УПА, убивая и грабя мирное население.
Для физического истребления национальных формирований на Западной Украине Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР и его окружение приняли решение нанести удар по УПА силами советских партизан, находившихся на территории Белоруссии. Карпатский рейд партизанского отряда под командованием Сидора Ковпака, продолжавшийся с 12 июня по 21 октября 1943 года, также называли «Сталинским рейдом», потому что секретная задача, а именно уничтожение вооруженных формирований УПА и ОУН на своем пути, была поставлена лично Сталиным в начале июня 1943 года. Эта цель рейда была скрыта от широкой общественности, известной немногим, в том числе комиссару части Семену Рудневу. До этого похода ковпаковцев открытой вражды между силами УПА и советскими партизанами фактически не было, да и быть не могло, потому что в то время в районах дислокации УПА не было советских партизанских отрядов. И единственной военной силой, которая вооружала украинское население от фашистов, как писал в своем дневнике Семен Руднев, была Украинская повстанческая армия.
Советское руководство широко использовало «красных партизан» для подавления национально-освободительного движения на Украине в будущем. С этой целью, например, согласно Постановлению ЦК КП(б) от 9 февраля 1944 года, партизанское объединение Степана Малыкова общей численностью 4460 бойцов было передислоцировано во Львовскую и Тернопольскую области, а два отряда, по 500 человек, каждый из партизанского отряда Алексея Федорова, были переброшены в Дрогобычскую и Станиславскую (Ивано-Франковскую) области.
17 марта 1944 года начальник Украинского штаба партизанского движения (УСПР) Тимофей Строкач поставил задачу советским партизанским отрядам разоблачить формирование УПА, заслать к ним свою агентуру и организовать теракты против руководства ОУН и УПА. [2] Согласно этой инструкции, например, в отряде партизан под командованием Чижова должна была быть создана специальная группа во главе с неким Яркиным, предназначенная для организации терактов, в том числе против руководства ОУН и ее Службы безопасности.
В дальнейшем, после расформирования партизанских отрядов, в борьбе с украинскими повстанцами руководство НКВД использовало бывших командиров и бойцов советских партизанских отрядов. Шифротелеграммой No 5897 от 26 июля 1944 года Тимофей Строкач приказывал:
«при расформировании отрядов личный состав в неограниченном количестве передается представителю НКВД».
В августе 1944 года Политбюро ЦК КП(б), учитывая опыт «красных партизан» в борьбе с отрядами УПА и знание местных условий, приняло политическое решение о передаче партизанской дивизии имени Сидора Ковпака в состав НКВД УССР в полном составе и со всем вооружением «для дальнейшей службы, используя ее в первую очередь для скорейшей ликвидации националистических банд». Дивизия Ковпака принимала участие в боевых действиях против подразделений Украинской повстанческой армии на границе между Волынью и Галичиной. Когда Красная Армия выбила немцев с территории Волыни, партизанский отряд Сидора Ковпака был расформирован, а на его основе, специально для «борьбы с немецко-украинскими националистическими бандами», была создана партизанская дивизия под командованием генерала НКВД Петра Вершигоры. В дальнейшем подразделение в основном проводило типичные полицейские и карательные акции против мирного населения Украины. Переформатированное подразделение, насчитывавшее более 500 человек и действовавшее под прикрытием УПА, помимо натравливания населения на боевиков своими провокациями, получило еще одну задачу — выйти на связь с крупными формированиями УПА, действующими в Волынской и Станиславской областях, для их дальнейшего уничтожения. Но команде Ковпака удалось обмануть лишь несколько отдельных групп боевиков.
По мнению кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института украинистики им. И. Крипякевича НАН Украины Юрия Зайцева, инициатором практического создания специальных отрядов и специальных групп НКВД на территории Украины и включения в их состав бывших «красных партизан» был внутренних дел УССР в 1943-1946 годах Василий Рясной, который 20 сентября 1944 года написал докладную записку Демьяну Коротченко, Секретарь ЦК Коммунистической партии (большевиков) Украины, предложив сформировать в ней новые отряды на базе 1-й Украинской партизанской дивизии СССР Сидора Ковпака, которой в то время командовал Петр Вершигора[8]. Руководство приняло план, и весь личный состав дивизии вступил в ряды спецгрупп НКВД и отрядов НКВД.
Более того, по словам профессора, доктора исторических наук Юрия Шаповала, на начальном этапе существования спецгрупп НКВД в их состав, помимо сотрудников НКВД, входили в основном представители красных партизанских отрядов, а завербованные в них бывшие бойцы УПА, подпольщики и представители Совета безопасности ОУН стали включаться позже.
Автором идеи создания так называемых «заговорщических и разведывательных групп», которые должны были действовать под руководством сотрудников НКВД и в которые должны были входить также перевербованные бойцы УПА и бывшие «красные партизаны», был один из офицеров НКВД, так называемый «капитан Коротков»[d], который летом 1944 года подал соответствующее предложение наркому внутренних дел УССР Василию Рясному. Он лично сформировал и возглавил один из первых таких отрядов из 50 членов УПА и 50 партизан, замаскировавшись под адъютанта формального командира отряда (в прошлом — командующего диверсионным боем УПА), и с помощью своего отряда, проведя рейд в четырех районах УССР, подвел под удары внутренних войск НКВД несколько подразделений Украинской повстанческой армии[9].
Не остались без работы и лидеры советского партизанского движения. 9 октября 1944 года был издан совместный приказ Народного комиссариата внутренних дел и Народного комиссариата государственной безопасности (НКГБ) за подписью их руководителей Лаврентия Берии и Всеволода Меркулова «О мерах по борьбе с подпольем ОУН и ликвидации вооруженных бандформирований ОУН в западных областях Украинской ССР». Согласно этому приказу, в составе НКВД был создан отдельный отдел по борьбе с бандитизмом, который возглавил начальник УСПР генерал-полковник госбезопасности Тимофей Строкач[. 14 октября того же 1944 года внутренних дел СССР Лаврентий Берия доложил Иосифу Сталину, что усилия НКВД, НКГБ и воинских частей НКВД объединены в борьбе с повстанцами и антисоветским подпольем. Этой борьбой во Львовской, Станиславской, Дрогобычской и Черновицкой областях руководил лично внутренних дел УССР Рясный, а в Ровенской, Волынской и Тернопольской областях – заместитель наркома внутренних дел УССР Тимофей Строкач (работал до 1946 года, затем был повышен до министра внутренних дел УССР, работал в 1946-1956 годах). В августе 1944 года начальником областного управления НКВД (впоследствии МВД) Дрогобычской области УССР был назначен бывший командир советского партизанского отряда Александр Сабуров (проработал до марта 1951 года), а начальником отдела МВД УССР в Черновицкой области в ноябре 1946 года был назначен бывший командир советского партизанского отряда Михаил Наумов (проработал до августа 1951 года). В книге Сергийчука содержится документ от 27 ноября 1944 года на имя начальника Дрогобычского УНКВД Александра Сабурова о совместной операции против повстанцев и подпольщиков 25-27 ноября 1944 года спецгруппы НКВД в составе 16 человек и партизанского отряда «имени Сталина» в селах Орев и Ямельница и намерении продолжить ее с 28 ноября в селах Урич и Подгородка.
продолжение следует
- Сергийчук В., 2006, с. 5-6.
- ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ Национальный состав Украинской ССР и Крыма (по данным переписи населения СССР 1939 года) Максим Майоров, 2014-07-25
- Сергийчук В., 2006, с. 10.
- ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 16, сп. 27, стр. 113
- Антонюк, 2008, с. 213-214.
- «Особые папки» Сталина и Молотова о национально-освободительной борьбе на Западной Украине в 1944-1948 годах. — Львов, 2010. — С. 90.
- Кентий А. Украинская повстанческая армия в 1944—1945 годах. / Кентий А. — К., 1999. — С. 153.