Найти в Дзене
Мяч над сеткой

Связующего надо отбирать очень тщательно. Это же тренер на площадке!

Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Кого в волейболе называют дирижерами и художниками, гарантом реализации тактического замысла? Сегодня у нас для Вас подробный разговор об связующих. На особенную роль этого амплуа указывает и специальная подготовка – в июне на базе Всероссийской федерации волейбола (ВФВ) состоялся традиционный сбор молодых связующих, под руководством заслуженного тренера России, председателя тренерско-методической комиссии и куратора образовательных проектов ВФВ Сергея Шляпникова.

В 2017 году Сергей Шляпников во главе сборной России выиграл чемпионат Европы.
В 2017 году Сергей Шляпников во главе сборной России выиграл чемпионат Европы.

Он обьединяет в себе многие ключевые роли в российском волейболе. Под его руководством сборная России побеждала на чемпионате Европы 2017 года и Лиге Наций 2018- го, а титулы со сборными младших возрастов исчисляются десятками.

Сам в прошлом связующий, президент и главный тренер вернувшегося в Суперлигу «Ярославича», рассказал о секретах и сложностях с игроками этого амплуа в российском волейболе.

Команда молодых связующих на сборе в "Волейграде"
Команда молодых связующих на сборе в "Волейграде"

Летний лагерь для молодых связующих

Сбор в нашем волейбольном центре проходит в течении десяти дней, - рассказывает Шляпников. Это оптимальный срок для летнего времени. Более длительные сборы воспринимаются тягостно, ведь игроки приезжают уже во время своего отпуска, в середине июля у мноих команд начинается предсезонная подготовка, поэтому надо оставить им достаточно времени для отдыха. Кроме тренировочных и теоретических занятий, ребята изучают историю волейбола. Кто возглавлял и возглавляет сейчас нашу федерацию, международные федерации. Кроме того, каждый участник сбора должен рассказать биографию олимпийского чемпиона по волейболу. Героев для рассказа они выбирают сами. Это надо, чтобы молодые игроки знали наши традиции, понимали, откуда взялись достижения и психология победителей.

Кто попадает на сбор? Состав подбирают менеджеры, которые знают игроков данного возраста, курируют сборные. Они рекомендуют, подсказывают, составляют списки. Как правило, 17-19-летние девочки и ребята играют в молодежной лиге, некоторые в высшей лиге Б, кто-то даже в А. Большинство из них уже кандидаты в сборную своего возраста.

Витязево. "Волейград"- универсальная база Всероссийской Федерации волейбола
Витязево. "Волейград"- универсальная база Всероссийской Федерации волейбола

Я всегда стремился совмещать два-три возраста на таких сборах. Например, когда-то мы брали ребят 1991 года рождения, но вместе с ними приглашали и 1993 год. Чтоб в следующий раз год 1993 год позвать снова, уже для закрепления, а вместе с ними тех, кто помоложе. И посмотреть, насколько старшие усвоили материал. Такое чередование возрастов позволяет обеспечить и закрепление, и преемственность. Но сейчас от этой системы чередования ушли – не всегда удавалось попасть с возрастами. На июньском сборе у девочек старшим был 2006-й год рождения, их было 13 человек, мальчиков - 12, старшие – 2007 года.

Путь для юных игроков и наставление от Платонова

За полторы недели сбора игроков невозможно чему-то научить – и такой задачи у нас нет. Мы должны показать связующим, куда им надо двигаться в волейбольном развитии ,объяснить, что связующий должен уметь, напомнить р его роли на площадке, что должен технически уметь и как взаимодействовать с нападающими. Это касается всех аспектов подготовки, не только в игровых упражнениях. В тренажерном зале – тоже. Мы показываем путь, по которому стоит пойти для того, чтоб стать высококлассным связующим.

Капитан сборной СССР Вячеслав Зайцев ( справа) стал одним из лучших связующих в истории мирового волейбола. С тех пор, по мнению Шляпникова, в подготовке связующих мы многое утеряли
Капитан сборной СССР Вячеслав Зайцев ( справа) стал одним из лучших связующих в истории мирового волейбола. С тех пор, по мнению Шляпникова, в подготовке связующих мы многое утеряли

На выдумывание некой крамолы не претендуем. Передаем то, чему нас учили, делимся наработанным опытом. Среди тренеров, участвующих в таких сборах, у нас, например, Вадим Анатольевич Панков. Заслуженный тренер России, возглавлял первую сборную. Всю карьеру работает с женскими командами. У него огромный опыт.

Игорь Петрович Курносов – мастер спорта международного класса, много работал с женскими сборными младших возрастов, побеждал на чемпионате мира и Европы. У него тоже большой опыт, всегда есть, что передать и подсказать.

Вадим Панков
Вадим Панков

При этом технику игрокам не меняем, это не наша задача. Нужно ли им технику менять, пусть решают в клубах. Мы можем только скорректировать. На эту тему однажды у меня состоялся разговор с Вячеславом Алексеевичем Платоновым. Ко мне в молодежную сборную приехал из петербургского «Автомобилиста» Антон Асташенков. Он иноходец, как и Руслан Олихвер.

Что это такое? Мы как прыгаем вверх? Разбегаемся, приставляем левую ногу к правой, толкаемся и выпрыгиваем. А у Асташенкова наборот, он правую ногу приставлял к левой – это неправильно по технике. Стоит ли переучивать? Завел разговор об этом с Платоновым – а он мне говорит: «Игрок у тебя в сборной только месяц, а у меня в клубе 10 месяцев. Кто больше успеет, я или ты»? Обучать и переучивать не задача тренера сборной. Если видим ошибку, то можем позвонить в клуб, подискутировать с тренером, порекомендовать что-то исправить. И то, если там посчитают, что это нужно.

Но такие разговоры случаются редко. К нам приезжают кандидаты в сборную России своего возраста, это одни из лучших игроков. Для попадания на сбор они уже проходят отбор, базовой технике обучены.

2017 год. Сборная России - чемпион Европы
2017 год. Сборная России - чемпион Европы

Проблема в другом. У нас по каким критериям отбирают связующих? «Ты маленький? Иди пасовать». – «Большой? Идешь в центр».

Такой отбор для разделения на амплуа некорректен. А одна из причин – узкий выбор, даже на детском уровне. У нас же нет очереди из 20 человек на место, мы вынуждены конкурировать с другими видами спорта. Высокорослые нужны сегодня в баскетболе и футболе, в плавании. Контракты в других видах спорта больше, чем в волейболе. Плюс конкуренция со стороны гаджетов и компьютеров. Очень трудно сегодня ребенка увлечь волейболом. Чтоб он пришел заниматься и задержался, надо очень постараться. Поэтому есть и объективные причины – у тренеров нет возможности проводить столь тонкий отбор.

Дмитрия Ковалева (номер 3) бывший главный тренер сборной России выделяет среди российских связующих, как разностороннего игровика
Дмитрия Ковалева (номер 3) бывший главный тренер сборной России выделяет среди российских связующих, как разностороннего игровика

Кто должен быть связующим?

При определении амплуа игрока в спортивной школе перед нами всегда стоит дилемма - что выбрать, универсализм или узкую специализацию. Раньше универсализм был нашим преимуществом. Разговаривали как-то с обладателем всех титулов на уровне сборных Александром Борисовичем Савиным, он спрашивает: «Думаешь, какие у меня индивидуальные призы есть»? – «Лучшего блокирующего, конечно», - отвечаю. Самого ценного игрока еще”. А он: «у меня даже приз лучшего ринимающего есть»! И это у нападающего первого темпа!

Сейчас мы этот универсализм утеряли. Когда блокирующий готовится выполнять передачу сверху, приходится закрывать глаза. Поэтому я не сторонник ранней специализации. Бывает, что детей уже к 12 годам детей ограничивают игрой на позиции, где у него лучще получается. А роль связующего многогранна, нужно понимать эту роль в полной мере. Связующий должен быть авторитетным игроком. Ведь это проводник идей тренера, должен управлять командой. Кроме того, требуется и высокое владение техникой элементов общей игры. Нападающие в нашем волейболе сейчас очень высокие, не все из них в достаточной мере умеют защищаться, поэтому связующему нужно обладать многими техническими элементами. Надо учитывать весь набор качеств для потенцильного связующего.

Но специальные тренеры для этого амплуа в спортивных школах, думаю, не нужны. Наши детские тренеры достаточно квалифицированы и грамотны, чтоб дать связующим базовое развитие. А игровые нюансы можно почерпнуть на семинарах или на таких курсах, какие я провожу со связующими.

Есть другая сложность при подготовки связующих. Это я был связующим, и мне в свое время повезло с тренерами – они были сильными методистами, могли научить и показать. А если детский тренер в прошлом нападающий? Он связующему тонкостей передать не сможет. Ведь в нашем амплуа есть неписанные законы, которые ни в одной книге не найдете.

Какие? Например, простая ситуация. Нападающий в четвертой зоне поднимает мяч после атаки соперника, связующий выбегает к сетке. Кому должен отдать мяч? Этого нигде не написано. Как поступать? По спортивной логике надо этому нападающему мяч и отдать – в четвертую зону. Он после удачного защитного действия находится на эмоциональном подъеме, право на атаку заработал. Но связующему надо оценивать ситуацию в комплексе.

Во-первых, учитывать фактор счета. Если счет 24-24 – и напротив этого нападающего стоит самый сильный и самый высокий блокирующий, а за головой у связующего условный Михайлов? Тогда конечно, стоит отдать Михайлову – это путь наименьшего сопротивления, самый надежный. Но в другой ситуации стоит пасовать нападающему в четвертую зону. И если тот забьет, получит мощнейшный эмоциональный подъем! Для команды это важно. Такого не написано нигде - но связующий должен эти тонкости чувстовать и принимать оптимальное решение.

Научиться этому реально. Наша задача и заключается в том, чтобы объяснить и показать молодым связующим ситуации со всех сторон, помочь научиться быстро все оценивать и принимать наилучшее решение. Тонкостей, связанных с организацией атаки, очень много. Некоторым доигровщикам трудно нападать из второй зоны, позиция диагонального им неудобна. И представим, что доигровщик еще к тому же «холодный» - ударил за партию раз-другой. Отдавать в такой ситуации ему мяч – заведомо ставить задачу повышенной сложности. Связующий это проводник тренерских идей, тренер на площадке. Он должен объединять в себе эти роли, в зависимости от обстоятельств. Конечно, тактические идеи должны реализовываться в рамках тренерской установки, с учетом требований и подсказок. Но бывает, что подсказать возможности нет.

Вспомимаю чемпионат мира среди молодежных сборных 1981 года рождения, за ту команду, в частности, Семен Полтавский и Тарас Хтей выступали. Турнир проходил в Саудовской Аравии – там трибуны ревели так, что до игроков было не докричаться, даже стоя на линии! Похожая атмосфера была, когда играли чемпионат Европы на Сицилии. В такой ситуации связующий и должен поступать, как тренер. Оценивать происходящее на обеих сторонах площадки - и принимать решение.

Но я уже сказал о сложностях. Многие тренеры – бывшие нападающие. Поэтому какую игровую ситуацию ни возьми – они могут ее видеть по-другому. И по-другому требовать.

Слышал от ребят, которые приезжали к нам на сборы, что в концовках партий тренеры им запрещают что-то придумывать и усложнять, все требования сводятся к максимально простому и надежному решению: «Дай передачу повыше на край сетки». Но то, что тренеры считают надежностью и простотой, не является наиболее эффективным. Им кажется, что простая предсказуемая передача минимизирует риск – но атака против подготовленного тройного блока - не оптимальный вариант. Можно сыграть сложно, зато с более высокими шансами реализовать атаку.

Какие характеристики нужно для определения амплуа? Что российский волейбол утерял в подготовке связующих? Почему некоторым командам не удается реализовать потенциах нападающих?

Об этом Вы узнаете во второй части беседы о связующих – завтра.

Если Вам статья нравится – Вы лайкнули. А если вдруг забыли подписаться, но увлечены волейболом и намерены его познавать вместе с нами, то сейчас же и подписались!