Найти в Дзене
Михаил Марков

Калязин

«В городе Калязине нас девчата сглазили…» - так начинается одна известная частушка. Это рассказ о моей поездке в город Калязин. Это Тверская область, но почти на границе с Ярославской. Город стоит на берегу Волги, точнее, Угличского водохранилища. Это водохранилище почти уничтожило город в свое время – нынешний Калязин это только окраина Калязина старого, ушедшего под воду после строительства плотины в Угличе. Калязин – первоначально Колязин – городом стал при Екатерине, до этого тут были несколько отдельных слобод вокруг Макарьевского монастыря, по имени Колязинской слободы город и стал Колязиным. Монастырь, как и основная часть Калязина, были взорваны перед затоплением, но по непонятной причине сохранили колокольню Никольского собора – предположительно, решив ее использовать в дальнейшем как маяк для навигации по водохранилищу. Эта колокольня, сейчас стоящая на небольшом искусственном островке (это засыпанный наполовину первый ярус колокольни) – главная достопримечательность соврем

«В городе Калязине нас девчата сглазили…» - так начинается одна известная частушка. Это рассказ о моей поездке в город Калязин. Это Тверская область, но почти на границе с Ярославской. Город стоит на берегу Волги, точнее, Угличского водохранилища. Это водохранилище почти уничтожило город в свое время – нынешний Калязин это только окраина Калязина старого, ушедшего под воду после строительства плотины в Угличе. Калязин – первоначально Колязин – городом стал при Екатерине, до этого тут были несколько отдельных слобод вокруг Макарьевского монастыря, по имени Колязинской слободы город и стал Колязиным. Монастырь, как и основная часть Калязина, были взорваны перед затоплением, но по непонятной причине сохранили колокольню Никольского собора – предположительно, решив ее использовать в дальнейшем как маяк для навигации по водохранилищу.

Эта колокольня, сейчас стоящая на небольшом искусственном островке (это засыпанный наполовину первый ярус колокольни) – главная достопримечательность современного Калязина, сделавшая его городом туристическим. Надо отдать должное, из этой достопримечательности сейчас выжимается все по максимуму: водные прогулки к ней на небольших паромах, подъем на второй ярус, сувенирная продукция. Все это в руках частников или церкви, но если жители заняты в этом, то наверное, и городу хорошо? На одном из небольших естественных островков за колокольней восстановлена часовня Макарьевского монастыря, туда тоже могут отвезти, но уже на катере. Туристические паромы курсируют только между городом и колокольней, это занимает буквально пару минут. Бизнес этот сезонный, сами понимаете, зимой можно и своим ходом дойти до колокольни. Цена паромной переправы – 500 рублей, и дается 15 минут на ознакомление с островом и колокольней. Но можно и пропустить обратный паром, если решили у колокольни помедитировать подольше, а уплыть уже со следующим паромом. Я увидел две конкурирующие компании, чьи паромы ходят до колокольни, но конкуренция спокойная, невраждебная. Подростки-агенты шустрят на берегу в поисках клиентов для перевозчиков - капитализм, однако. Катер, на котором можно добраться не только до колокольни, но и до других островков и «видовых» мест, несложно найти на городском побережье. Где есть какой-нибудь причал – там обязательно стоит и катер для прогулок. Волжское предпринимательство, историческая традиция )) Да, про колокольню – подъем на второй ярус стоит 250 рублей, и честно говоря, оно того не стоит. За пару дней до поездки читал свежий отчет одного путешественника – с него взяли 200… 25%-ая инфляция. «Колокольный» бизнес - это уже церковный. Кстати, недопуск туристов выше второго яруса осуществляется очень просто – из пазов в направляющих деревянной лестницы вынуты дощечки-ступеньки на высоту роста, а чем заняты туристы на колокольне – никто не смотрит и не контролирует.

О старом Калязине можно получить представление только на площади преподобного Макария, в которую упирается Московская улица, по которой все и въезжают в город сухопутным путем. Это единственное место, где можно говорить о сохранившемся архитектурном ансамбле. Здесь приятно постоять, подышать, посмотреть на реку и на ту самую колокольню – по крайней мере, в хорошую погоду. Не знаю, как в ненастье и в холод – сильно дует с реки? Это мой второй приезд в Калязин, первый раз я побывал здесь в 2012 году. Сейчас площадь стала гораздо ухоженнее, чем тогда, изменения очень заметны.

В остальном городе сохранившиеся старые дома единичны и с более новыми строениями не очень-то гармонируют, потому что не с чем гармонировать. Калязин разделен на две части рекой Жабней – она здесь как раз впадает в Волгу. За счет все той же Угличской плотины Жабня в этом месте кажется очень широкой рекой, но выше по течению, где влияние плотины сходит на нет, Жабня – обычная маленькая речушка. Я не знаю, есть ли у местных жителей какие-то названия для этих двух частей Калязина, может быть, тут живы еще названия слобод, образовавших когда-то город? Но буду называть эти части чисто географически – западный и восточный Калязин.

Западный Калязин, куда все и въезжают посуху, назову условно- городским. Условно – потому, что здесь больше всего городской застройки, хотя и частного сектора хватает. Собственно, в этой моей поездке знакомство с городом началось не с площади Макария и колокольни, а с расположенной неподалеку Воскресенской церкви. Церковь красивая, вроде бы классицизм, с устремленной в небо колокольней-шпилем, а зайдешь с боку – а тут неоготические элементы в отделке… Не так она и проста. Она удачно расположена, ее не стискивают со всех сторон городские дома, хотя они и неподалеку, свободного пространства там достаточно. А еще рядом с церковью - уже в наше время - установлен памятник Михаилу Скопину-Шуйскому. Один из самых талантливых русских полководцев, состоявший родстве с царем Василием Шуйским, удачно громивший здесь (и не только здесь) поляков и очень популярный в народе, предположительно, был отравлен ближним окружением царя. Ему было всего 24 года… Кто знает, история России могла пойти совсем по другому, не случись этой смерти, но сами все знаете про историю и сослагательное наклонение. Памятник напоминает некоторые воинские мемориалы с орлами Бородинского поля, на памятнике грозная скопа сидит на польских военных регалиях.

Как я уже написал, за пределами площади преподобного Макария, здания исторической застройки единичны и не образуют городского ансамбля, поэтому прогулка по городу – занятие на любителя. Вот по набережной можно прогуляться, она тянется от площади до городского пляжа, но до пляжа я не дошел, ничего не могу сказать, что он из себя представляет. Просто «убила» меня здоровенная асфальтовая парковка на набережной, практически пустая, со множеством неработающих торговых киосков. Такой здоровенный асфальтовый плац на берегу Волги без клочка зелени. Может быть, в выходные дни он и заполняется, но сейчас, несмотря на жару и ясное небо, парковаться там желающих почти не было. Конкретно эта парковка, на мой взгляд, сомнительное украшение для набережной. Если в выходные, да в хорошую погоду, она заполняется под завязку – тогда да, тогда я кругом неправ. Но если такого нет – для подобного места в городе должно найтись лучшее применение.

Потом я переехал в восточную, «деревенскую» часть Калязина. Туда ведет дорога длиной где-то полтора-два километра, и по пути увидел еще две городские достопримечательности. Это местный яхт-клуб (нехилые там яхточки стоят) и двойной горбатый мост через реку Жабню. Двойной он потому, что почти вплотную друг к другу стоят два похожих по форме моста, только один автомобильный, а второй железнодорожный.

В восточной части Калязина – сплошь частный сектор. Дома разные, есть старые, есть новые, есть ухоженные, как пряники, есть почти заброшенные. Я фотографировал те, что мне нравились. Я не просто так назвал эту часть «деревенской», здесь более пасторальная атмосфера, чем в городской части. Меньше убогих заборов из профнастила, много цветов перед домами, петухи кричат… Вот кур или гусей на улицах не видел только, но машины ездят довольно часто, так что оно и к лучшему. Пара старых «городских» домов и здесь есть, и пожалуй тут они как раз вписываются в общий пейзаж более удачно, чем в западной части города. Я прогулялся до калязинского порта, который находится в этой части города, но он оказался закрыт. Он, похоже, открывается только когда приходят туристические круизные пароходы, останавливающиеся здесь. На территорию порта я не попал, но зато по дороге увидел изумительно сохранившийся (или восстановленный) старый двухэтажный дом (кирпичный низ, деревянный верх). Проходившая мимо местная жительница любезно рассказала, что это памятник архитектуры, и что вся деревянная отделка – ручная работа, хоть и современная. Калязинцы любят свой город!

В деревенской части города находятся две церкви – Введенская и Богоявленская. Введенская действующая, но она кладбищенская, окруженная и могилами, и старыми деревьями. Короче – красивая, но удачно сфотографировать её непросто. Богоявленская церковь недействующая, она отдана краеведческому музею, и этот музей меня приятно удивил. Да простят меня сотрудники всех краеведческих музеев, но обычно от музея со статусом краеведческого много не ждешь. А калязинский музей выбивается из этого ряда. Основу музейной коллекции составили церковная утварь, иконы и облачения из упраздненного монастыря, но потом добавилось еще кое-что из документов и предметов местной дореволюционной элиты. А вот лично на меня самое сильное впечатление произвели ископаемые орудия каменного века, найденные в этих местах. Особенно поразили каменные топоры-молоты фатьяновской культуры, а это 3-4 тысячи лет назад… Идеально отшлифованные, идеально симметричные, с идеально круглыми отверстиями – сплошное «идеальное», такое и сейчас едва ли у кого получится! Это просто какие-то артефакты неземные, ну или в самом деле, не так уж завирально звучат предположения, что предки умели «лить» камень? И, возвращаясь к монастырской части экспозиции, судя по расшифровке одного монастырского документа, в иконописной мастерской при монастыре царила серьезная дедовщина, или как такое назвать в монастырских стенах? Старцевщина?))

Для собранных в музее экспонатов церковь (серая снаружи и очень красивая внутри, кстати!) маловата, наблюдается сильная скученность в размещении экспонатов. Интересно, есть ли у музея запасники и велики ли они? Музею явно не повредит расширение площадей. И неплохо было бы открыть для посетителей и колокольню, тогда желающих посетить музей станет больше.

Ив завершении своей калязинской программы я доехал до еще одной, наверное, самой современной его достопримечательности – антенны радиокосмической обсерватории, или центра космической связи. Видно ее здесь почти отовсюду с Волги, но если рискнуть проехать по плохой (но еще пока не плохой-плохой) дороге где-то с километр, можно подобраться к забору этого учреждения (все легально, никакой партизанщины). Эта обсерватория (или центр) работает с 1992 года. Диаметр чаши 64 метра – такой монстр вблизи! Дух захватывает…

И в заключение – немного дорожных впечатлений. Первое – от села Поречье, расположенном на берегу речки Нерль. Это не та Нерль, что во Владимирской области, это волжская Нерль, течет от Плещеева озера до Волги. Шоссе на Калязин проходит как раз через это село. Село известно несколькими сохранившимися старинными домами интересной архитектуры с богатыми деревянными украшениями. Я не знаю, сколько тут таких домов, возможно, в глубине села их несколько, но в непосредственной близости от шоссейной дороги рядышком друг к другу стоят два таких дома. Они красивы и печальны – печальны, потому что это классическая уходящая натура, спешите видеть, пока есть что видеть. Гулять по селу времени особенно не было, погода начинала портиться и хотелось уехать от возможного дождя.

Село расположено на южном, высоком берегу реки, а северный, живописный и низкий, облюбован любителями походного отдыха. Кроме того, на реке в отдалении я заметил что-то похожее на пассажирские или туристические речные то ли паромы, то ли теплоходы, так что какая-то навигация по Нерли имеет место быть. А еще эта Нерль, оказывается, очень популярна у байдарочников, и не только по весенней воде.

А второе дорожное впечатление – но уже без фотографий – это сама дорога, ее качество. За пределами Московской области шоссе стало чуть хуже, и чем дальше ехал, тем «хужее» оно становилось. Типично для Тверской области, подумал я, и ошибся. Плохой асфальт в один момент вдруг оказался срезанным, и дальше ехал по фрезерованной дороге, а потом доехали и до свежеуложенного покрытия. Причем асфальт кладут в два слоя, и оба кладут качественно! Дорожные работы идут очень активно, и надеюсь, плохого асфальта не останется вообще. По дороге «туда» задержки из-за дорожных работ не было, я ехал слишком рано, а на обратном пути в местах, где эти работы ведутся, можно и постоять, но некритично.

Спасибо за внимание!

PS А в дождь я все-таки попал, но уже в Московской области.