Со школьных лет помню знаменитую фразу-вопрос Н. В. Гоголя из «Мёртвых душ»: «Какой же русский не любит быстрой езды?» Ему вдогонку так и хочется подставить другой: «Какой же русский не любит дачу»? За 300 лет самобытная традиция дачной жизни преобразовалась в отдельный пласт российской культуры, и если есть возможность заглянуть в какой-то отдельный её период, я, естественно, не премину воспользоваться таким шансом. Тем более что Игорь Евдокимов решил предложить великолепное жанровое комбо из исторического и уютного детективов — роман «Доктор Фальк и дачные убийства», открывающий цикл «Доктор Фальк».
Сюжет романа «Доктор Фальк и дачные убийства» Игоря Евдокимова
С наступлением тёплых майских дней 1908 года доктор Васи́лий О́ттович Фа́льк, как обычно, сбегает из Санкт-Петербурга в свой милый особнячок в дачной деревеньке Зелёный луг на берегу живописного Финского залива, рассчитывая отдохнуть от столичной суеты и дотошных пациентов. Естественно, он с удовольствием бы заперся в доме и от всех зеленолужских ипохондриков, гордо именующих себя больными, но это невозможно. Каждый из них непременно попытается нанести доктору визит, хотя бы один раз. Да и в ответ тоже придётся пройтись по знакомым из вежливости. Однако в этот приезд Фальку не повезло вдвойне, ибо уже на пути к дому он с досадой узрел на собственной террасе главное стихийное бедствие Зелёного луга — вдову Ве́ру Па́вловну Шевалдину́, крайне неприятную старушку, которая обожала «копаться в чужом грязном белье» и разносить сплетни по округе. Более всего её интересовали случаи супружеской неверности (и реальные, и кажущиеся), а потому не было ни одной семьи в Зелёном луге, которая бы так или иначе не пострадала от «дружеской помощи» мадам Шевалдиной. Фальк, к счастью, всё ещё оставался холостяком, и этот статус вкупе с непререкаемой докторской репутацией не давал Вере Павловне возможности накинуть на него свой злоязычный аркан.
В общем, натянув на лицо профессиональную вежливую улыбку, Василий Оттович приготовился выслушать обычные стенания генеральши по поводу одышки, но та его удивила. Оказалось, что вот уже несколько ночей подряд к ней является призрак серого монаха — верный предвестник смерти по местным поверьям. Осмотрев Веру Павловну, Фальк, увы, не нашёл ни одного признака тяжёлого недуга, а своим предположением о «возможной повышенной нервической активности вследствие недавнего приезда невестки с дочерью» и вовсе оскорбил до глубины души. Встав в очередной раз на тропу войны, но не имея возможности отыграться на докторе, весь следующий день Шевалдина с удвоенной силой отравляла окружающим жизнь, потому уже к вечеру одна часть жителей Зелёного луга готова была её придушить, а вторая — заплатить за данную услугу. Василий Оттович тоже не остался в стороне от разразившегося безумия, ему пришлось несколько раз выступить в роли громоотвода и утешителя. Так что к вечеру даже у него промелькнула дикая мысль о факельном шествии к дому противной генеральши. С чем он и уснул. Только вот мысль-то оказалась пророческой! Ранним утром второго дня к Фальку заявился местный урядник (полицейский) Алекса́ндр Петро́вич Си́доров, чтобы просить доктора освидетельствовать смерть Веры Павловны Шевалдиной!
Несмотря на растрезвоненную старушкой байку о мучающем её сером монахе, Сидоров сразу отмёл эту версию: следы галош и велосипедных шин вблизи открытого окна комнаты пожилой дамы призрак при всём своём желании оставить не мог. А вот как произошло убийство — загадка. Судя по лопнувшим капиллярам в глазах — это удушение, а следов рук или верёвки на шее Шевалдиной не имелось. Ответ Фальку подсказал опыт военного врача — перед ним был типичный случай передозировки обезболивающим средством, введённым с помощью шприца. И след от укола как раз имелся. Но кто осмелился пойти на такой шаг? Вряд ли женщина в летах могла заинтересовать заезжих революционеров, а для случайного убийства с целью ограбления выбран слишком уж нестандартный и неподходящий для такого случая способ. Получается, душегуб — один из жителей Зелёного луга, и в первую очередь подозрение падает на самого Фалька! Так что, как ни хотелось бы доктору умыть руки и отдалиться от расследования, желание докопаться до правды начало вести в его душе отчаянный бой. А через несколько часов, когда от новости об убийстве деревенька вскипела, как море в шторм, доктор решил не прятать голову в песок, а действовать.
В чём разница между романами «Доктор Фальк. Тайна серого монаха» и «Доктор Фальк и дачные убийства» Игоря Евдокимова?
Прежде чем перейти к разбору книги, следует прояснить один важный момент для тех, кто в своё время успел прочитать «Тайну серого монаха» — так называлась первая электронная версия печатного романа «Доктор Фальк и дачные убийства», которая выходила по главам на портале Литрес. Дело в том, что разница между произведениями кроется не только в названии.
«Тайну серого монаха» Игорь Евдокимов писал в 2023 году для конкурса «КНИГАсветное путешествие» в условиях жесточайшего дедлайна, а потому получившаяся в итоге история сильно отличалась от той, которую он задумывал. Да, роман сумел выделиться среди других, занять первое место и найти своих читателей, но всё-таки... полного удовлетворения от работы у автора не было. В своём телеграм-канале Игорь Евдокимов по этому поводу написал так:
«Мне в романе не хватало персонажных моментов. Например, госпожа Любимцева, ярко представленная на перроне станции, дальше в тексте упоминалась всего один раз. Не хватало мотивации злодеям. Не хватало милых моментов между главными героями. Не хватало штришков к портрету жертвы. Не хватало, наконец, самой деревеньки Зелёный луг, которая должна была сама по себе стать одним из персонажей. Причём это не только мои наблюдения, но и вполне оправданные замечания из критических отзывов. При подготовке книги к изданию мне наконец-то представилась возможность исправить все эти недочеты. Насколько изменился роман? Сюжет — минимально, убийца и его мотивы остались теми же. Книга в целом — сильно, она потолстела почти на 40%».
Таким образом, «Доктор Фальк. Тайна серого монаха» — это первый сильно сокращённый вариант романа «Доктор Фальк и дачные убийства», который перед публикацией в ЭКСМО был автором серьёзно доработан, вследствие чего его объём увеличился с 22 до 28 глав! Поэтому не стоит автоматически перекладывать недочеты «Тайны серого монаха» на бумажную версию, её сперва следует прочитать.
Анализ содержания, персонажи и темы романа «Доктор Фальк и дачные убийства» Игоря Евдокимова
Как и положено уютному детективу, история, прежде чем забросить своего читателя в лабиринт детективного расследования, элегантно и неспешно заманивает его в маленькую живописную дачную деревушку, благоухающую ароматами садовых цветов и мягким морским воздухом с Финского залива. Вслед за главным героем, дефилирующим к собственному дому с лёгкой дорожной сумкой, Зелёный луг открывает свои ласковые объятья, демонстрируя милые торговые лавочки, благородные аристократические особняки, бликующие солнечным светом сосновые аллеи и, конечно же, золотистые песчаные пляжи. Но картина русской дачной жизни начала XX века была бы не полной без тех гласных и негласных правил, специфических традиций и даже некоторых вольностей, которые и составляли её суть: чинных променадов по набережной, мимолётных летних романов, купаний в разной степени неглиже, самодельных спектаклей и спортивных турниров, дерзких велосипедистов в обтягивающих костюмах и водителей самодвижущихся экипажей в диковинных кожанках, многочисленных вуайеристов и ванек-мошенников. Всё это короткими сценками, диалогами и услышанными вскользь сплетнями «встречает» столичного доктора, стремящегося всей душой, наконец, попасть в свою летнюю обитель тишины и праздной неги.
Василий Оттович Фальк, вокруг которого разворачивается сюжет, фигура весьма колоритная — это состоятельный молодой мужчина, красавец, эстет и щёголь, но, увы, страшный зануда и педант, «даже по меркам представителей своей профессии, людей зачастую желчных и циничных». Весь его день расписан по минутам: «Ровно в восемь часов вечера необходимо поужинать. Ровно в половину девятого — встать из-за стола. С девяти до десяти выкурить сигару и выпить бокальчик коньяку в кабинете. В половину одиннадцатого — отойти ко сну, чтобы встать ровно в шесть тридцать утра». Естественно, за 34 года Фальк научился с ловкостью змеи увёртываться от любых сомнительных мероприятий и причуд (особенно женских), которые могли бы пошатнуть монолитные столпы его образа жизни. Правда, столица в любом случае заставляла соблюдать Василия Оттовича некий минимум обязательств, требуемых обществом. И лишь в Зелёном луге они исчезали полностью. Потому для Фалька это было не просто местом отдыха, это был его персональный рай. И вдруг именно здесь происходит убийство!
Происшествие вызывает в докторе бурю негативных чувств: от досады и раздражения до праведной злости. Сперва из-за подозрения в убийстве, потом из-за попыток всех вокруг втянуть его в расследование (снабжая по чистоте душевной важной информацией или прося о помощи). Фальк какое-то время честно пытается держать оборону, но впервые она даёт трещину. Страсть к порядку, доставшаяся в наследство от немецкой родни, небольшой, но всё же имеющийся опыт работы в качестве медицинского эксперта по запросам столичной полиции, а также желание побыстрее поставить точку в деле и призвать к ответственности негодяя, выбравшего в качестве орудия убийства лекарство, — всё это бередит его душу и, в конце концов, заставляет действовать. Конечно же, своими методами, которые вкупе с едким сарказмом и педантичностью не могут не вызывать улыбку.
«— Что я могу сделать? — спросил Фальк. — Заявить, что инженер Платонов провёл ночь у меня, но стесняюсь в этом признаться? Увольте, Екатерина Юрьевна, боюсь, это будет еще большим скандалом».
Роман филигранно балансирует между детективом, зарисовками дачной пасторали и мягкой сатирой, которая не просто придаёт особый колорит Зелёному лугу, но и делает каждого его обитателя живым, ярким и запоминающимся, будь то ипохондрическая слезливая блондинка Анжелика Ивановна Любимцева, близнецы-гробовщики Харон и Аида Беляковы с нездоровым рвением к работе и затаённой обидой на доктора, портящего статистику смертности, местная роковая красавица Екатерина Юрьевна Красильникова и, конечно же, экономка Фалька — Клотильда Генриховна с внешностью восставшей мумии. Но особо мне хочется отметить племянницу убитой генеральши Ли́дию Никола́евну Шевалдину́, очаровательную бойкую девушку с острым умом, которая составила мощную конкуренцию главному герою и не раз заставила мужчину нарушить столь любимый им режим.
«Следующая проблема, возникшая перед Фальком, носила характер орнитологический. А именно: как привлечь внимание Шевалдиной? Она говорила что-то про павлина, но, во-первых, доктор слабо представлял себе, как кричат павлины; во-вторых, сомневался, что ему удастся сей крик повторить; и, в-третьих, павлинье пенье ночью в Зелёном лугу было крайне неуместным. Перебрав в уме всех птиц, радовавших дачников своими песнями, Василий Оттович решил остановиться на кукушке. Сложив руки рупором, он слегка застенчиво объявил: — Ку-ку!»
Несмотря на то, что основное жанровое направление книги — это детектив, в романе нашлось место и философским размышлениям о предназначении человека, о смысле бытия и истории, которая «может не только дарить отдохновение, или жечь, как незаживающая рана, но и убивать». Каждое событие, каждое слово имеет в романе значение, что создает ощущение полного погружения в захватывающий сюжет.
Рекомендации к чтению
Роман «Доктор Фальк и дачные убийства» Игоря Евдокимова можно сравнить с увлекательным путеводителем по дачной жизни Российской империи начала XX века, в котором преступление играет роль своеобразного зеркала, высвечивающего классовые и семейные конфликты, научно-технические и социальные преобразования. Благодаря тщательной работе над деталями и умелой стилизации, легко переносишься в тот период, окунаешься в атмосферу загородной аристократической праздности и… громких убийств. Идеальное чтение для тех, кто любит классические детективы в духе Агаты Кристи и Артура Конан Дойля.
Оценка: 5/5