Найти в Дзене
Частная Резиденция

Музы художнков: Илья Репин и Наталья Нордман-Северова

Честно говоря, ее никто не любил. «Вся Россия потешалась над ней, сделала ее анекдотом», писал Чуковский уже после ее смерти. Но ей было достаточно, что ее любил Репин. Наталья Нордман-Северова, дочь шведского адмирала и русской аристократки. Впрочем, и Репину она сначала не понравилась: их познакомила княгиня Мария Тенишева, когда художник делал портрет той. Случилось это в конце 1890-х. Нордман была страстной, напористой – речь не про мужчин, а про ее убеждения. Она буквально опередила век: была вегетарианкой и феминисткой. Не носила меха. А еще была убежденной демократкой и с прислугой дружила. Но дальше что-то случилось, Репин увлекся оригиналкой. Хотя ему было уже сильно за 50. Увлекся настолько, что постоянно Наталью рисовал, больше всего портретов он сделал именно ее. При том, что красавицей она не была. Ее называют второй женой Репина, но формально это не так: Илья Ефимович не был разведен. Впрочем, это им не особо мешало, хотя прогрессивная Нордман придумала такую вещь как бра

Честно говоря, ее никто не любил. «Вся Россия потешалась над ней, сделала ее анекдотом», писал Чуковский уже после ее смерти.

Но ей было достаточно, что ее любил Репин.

Наталья Нордман-Северова, дочь шведского адмирала и русской аристократки.

Впрочем, и Репину она сначала не понравилась: их познакомила княгиня Мария Тенишева, когда художник делал портрет той. Случилось это в конце 1890-х.

Нордман была страстной, напористой – речь не про мужчин, а про ее убеждения. Она буквально опередила век: была вегетарианкой и феминисткой. Не носила меха. А еще была убежденной демократкой и с прислугой дружила.

Но дальше что-то случилось, Репин увлекся оригиналкой. Хотя ему было уже сильно за 50. Увлекся настолько, что постоянно Наталью рисовал, больше всего портретов он сделал именно ее. При том, что красавицей она не была.

-2

Ее называют второй женой Репина, но формально это не так: Илья Ефимович не был разведен. Впрочем, это им не особо мешало, хотя прогрессивная Нордман придумала такую вещь как брачный договор, которого тогда просто не существовало в России.

Репин купил и подарил ей усадьбу в Куоккале, ее позже назовут «Пенаты», а в 1900 году сам переедет туда, отныне место будет считаться исключительно репинским, хотя всем там заправляла Наталья Борисовна.

«Пенаты»
«Пенаты»

Туда будут ездить все селебы России, от философа Розанова до футуриста Бурлюка.

Здесь на фото в Пенатах: Горький, его жена Андреева, Нордман и Репин
Здесь на фото в Пенатах: Горький, его жена Андреева, Нордман и Репин

Нордман придумала, чтобы Репин набрасывал портреты гостей – так появится знаменитый альбом художника. Тут их автопортрет в саду, где Репин себя изобразил как раз с этим альбомом:

-5

Только все эти гости дружно за глаза издевались над Нордман – в первую очередь за то, что она кормила гостей «сеном». Да, одержимая Наталья Борисовна и для гостей делала исключительно вегетарианский стол.

Она стала любимой героиней желтой прессы, но Репин будто всего этого не замечал.

Впрочем, одно из модных увлечений Натальи Борисовны, кажется, и свело ее в могилу: она ходила босиком по снегу. Дальше туберкулез, лечение в Швейцарии, смерть в пятьдесят с небольшим.

Репин переживет ее намного, останется в Пенатах до конца, хотя они станут территорией Финляндии.