Найти в Дзене
Посмотрим

Зачем она сожгла письма Кустодиева и почему так стыдно за Чуковского

Она стала дворянкой перед самой революцией, встретила советских музейщиков в инвалидном кресле и даже в 70+ лет в жизни была еще красивее, чем на портрете Татьяну Чижову называют последней любовью Бориса Кустодиева. Но ведь известно, что художник был однолюб — и место в его сердце навсегда заняла жена Юлия Кустодиева (в девичестве Прошинская). Юлия была рядом все 15 лет, когда из-за опухоли в позвоночнике и нескольких операций, которые не решили проблему, художник оказался прикован к инвалидному креслу. Итак, давайте разбираться, кто эта статная молодая женщина с портрета (ответ на этот простой вопрос долгое время оставался загадкой) и откуда мы знаем, что в конце своей короткой жизни (художнику было отведено всего 49 лет) примерный семьянин Кустодиев проявлял к ней не только творческий интерес. Портрет Татьяны Николаевны Чижовой (1905–1985) хранится в Ивановском художественном музее. Написанный в 1924 году, когда героине портрета было всего 19 лет, до смерти художника он оставался в е
Оглавление

Она стала дворянкой перед самой революцией, встретила советских музейщиков в инвалидном кресле и даже в 70+ лет в жизни была еще красивее, чем на портрете

Борис Кустодиев. Портрет Татьяны Николаевны Чижовой (фрагмент). 1924. Ивановский художественный музей
Борис Кустодиев. Портрет Татьяны Николаевны Чижовой (фрагмент). 1924. Ивановский художественный музей

Татьяну Чижову называют последней любовью Бориса Кустодиева. Но ведь известно, что художник был однолюб — и место в его сердце навсегда заняла жена Юлия Кустодиева (в девичестве Прошинская). Юлия была рядом все 15 лет, когда из-за опухоли в позвоночнике и нескольких операций, которые не решили проблему, художник оказался прикован к инвалидному креслу.

Итак, давайте разбираться, кто эта статная молодая женщина с портрета (ответ на этот простой вопрос долгое время оставался загадкой) и откуда мы знаем, что в конце своей короткой жизни (художнику было отведено всего 49 лет) примерный семьянин Кустодиев проявлял к ней не только творческий интерес.

Актриса превращается в архитектора

Портрет Татьяны Николаевны Чижовой (1905–1985) хранится в Ивановском художественном музее. Написанный в 1924 году, когда героине портрета было всего 19 лет, до смерти художника он оставался в его мастерской (а там Кустодиев держал только те свои работы, которыми был доволен), потом оказался в собрании Русского музея, а оттуда был передан в Иваново через систему государственного распределения — так в советское время большие столичные музеи делились сокровища с региональными.

В музейных документах картина значилась как «Портрет артистки Татьяны Чижовой». Что за артистка — в музее понятия не имели.

Борис Кустодиев. Портрет Татьяны Николаевны Чижовой. 1924. Ивановский художественный музей
Борис Кустодиев. Портрет Татьяны Николаевны Чижовой. 1924. Ивановский художественный музей

Конец 1970-х. В Иванове проходит всесоюзный симпозиум мостостроителей. Кроме пленарных заседаний, есть и культурная программа: гостей ведут в музей. Один из инженеров замирает у портрета и удивленно произносит: «Надо же. Вот он где!»

Посетитель уже видел этот портрет — его фоторепродукцию — в доме своего учителя — профессора Виссариона Эристова (1905–1975), который строил гидроэлектростанции по всему СССР. Татьяна Чижова была женой Эристова. Сотрудники музея немедленно отправились в Москву к Татьяне Чижовой-Эристовой. И первым делом узнали, что в подписи к портрету была ошибка: она не артистка, а архитектор! Татьяна Чижова 10 лет проработала в Эрмитаже. Была комендантом бомбоубежища, организованного в подвалах музея во время Великой Отечественной. Рассказывала, как ее мать умерла от голода в блокадном Ленинграде.

Фотографии Татьяны Чижовой из архива Ивановского художественного музея
Фотографии Татьяны Чижовой из архива Ивановского художественного музея

Гостей из Ивановского художественного музея Татьяна Николаевна, похоронившая недавно мужа и не имевшая детей, встречала в инвалидном кресле: у нее был тяжелый артрит. Но она по-прежнему была красавицей, даже изящнее и эффектнее, чем на кустодиевском портрете: Кустодиев нередко грешил тем, что добавлял моделям килограммов на картинах, делая их образы более весомыми, в своем вкусе.

Когда Кустодиев писал портрет Татьяны Чижовой, достать ткань для модного платья было невозможно: Татьяна сшила свое из ткани, предназначавшейся для обивки диванов. Добавила доставшийся от бабушкин перстень и ироничную «пролетарскую» косынку красного цвета.

Девушка из очень хорошей семьи

Николай Богданов-Бельский. Портрет инженера Николая Клавдиевича Чижова. 1911
Николай Богданов-Бельский. Портрет инженера Николая Клавдиевича Чижова. 1911

Отец Татьяны Чижовой, Николай Клавдиевич Чижов (1865–1935) — известный инженер и архитектор. В Петербурге сохранились построенные по его проектам здания: дом № 40 на улице Чайковского (он принадлежал жене Николая Клавдиевича и приносил доход от сдачи квартир в аренду), а также здание Охтинского низшего механико-технического училища (сейчас — Профессиональное училище № 35).

Но более всего Николай Клавдиевич известен как инженер-гидротехник. Как ученый и практик он занимался проблемами водоотведения: был председателем Комиссии по канализации и водоснабжению Петербурга, проектировал канализации в Астрахани, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Пятигорске.

Действительный статский советник Николай Чижов и его дочь Татьяна (девушка с портрета) в мае 1916 года были признаны в потомственном дворянстве. Был разработан даже герб рода Чижовых. Но вскоре случилась революция — и дворянские титулы были упразднены.

Проект герба рода дворян Чижовых (пожалован Николаю Клавдиевичу Чижову, действительному статскому советнику): золотой летящий чиж в золотом щите. Герб был внесен в 21 часть «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи»: в эту часть вошли гербы, утвержденные Сенатом при Временном правительстве с 1 июня по 22 ноября 1917 года, но том не утверждался, никогда не издавался и хранится в единственном экземпляре в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. Источник: РГИА. Ф.1411. Оп.1. Ед.хр. № 111
Проект герба рода дворян Чижовых (пожалован Николаю Клавдиевичу Чижову, действительному статскому советнику): золотой летящий чиж в золотом щите. Герб был внесен в 21 часть «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи»: в эту часть вошли гербы, утвержденные Сенатом при Временном правительстве с 1 июня по 22 ноября 1917 года, но том не утверждался, никогда не издавался и хранится в единственном экземпляре в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. Источник: РГИА. Ф.1411. Оп.1. Ед.хр. № 111
Николай Богданов-Бельский (1868–1945). Анна Доримедонтовна Чижова, урожденная Соколова. Начало 20 века. Ивановский художественный музей
Николай Богданов-Бельский (1868–1945). Анна Доримедонтовна Чижова, урожденная Соколова. Начало 20 века. Ивановский художественный музей

Дед Татьяны Чижовой по материнской линии — Доримедонт Соколов, известный архитектор, директор Института гражданских инженеров.

Юность Татьяны Чижовой, которую в детстве в гимназию возили на собственном пони, пришлась на революцию, молодость — на первые годы советской власти, но она умудрялась и в 1920-е вести светский образ жизни: роскошных блюд на вечеринках в это время не было, зато компании собирались отменные — сплошь хрестоматийные фамилии: Гумилев, Блок, Бенуа, Белый

Как Татьяна Чижова оказалась в доме Кустодиевых

Предполагают, что сначала она подружилась с детьми художника, которые были ее ровесниками: Татьяна Чижова родилась в 1905-м, Кирилл Кустодиев — в 1903-м, Ирина Кустодиева — в том же 1905-м. Возможно, у Татьяны был роман с Кириллом Кустодиевым. Прямо она этого не говорила, но в ее разговорах с музейщиками из Иваново нередко проскальзывала фраза: «С Кириллом, мы были, конечно, ближе, чем с Ириной».

Борис Кустодиев. Портрет Кирилла Борисовича Кустодиева, сына художника. 1922. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Борис Кустодиев. Портрет Кирилла Борисовича Кустодиева, сына художника. 1922. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Но в 1925 году объявили о помолвке Кирилла Кустодиева и Натальи Оршанской. Борис Кустодиев создал акварельный портрет невестки (и, возможно, соперницы Татьяны Чижовой).

Борис Кустодиев. Портрет Натальи Львовны Оршанской. 1925. Частная коллекция
Борис Кустодиев. Портрет Натальи Львовны Оршанской. 1925. Частная коллекция

Что у Татьяны Чижовой было с Борисом Кустодиевым и какие воспоминания об этом оставил Чуковский

Корней Чуковский на фото 1910-х годов
Корней Чуковский на фото 1910-х годов

Итак, текст из дневника Корнея Чуковского, того самого — автора «Мухи-Цокотухи» и «Мойдодыра», запись от 25 марта 1926 года:

Таня Чижова на днях показала мне по секрету письмо от Кустодиева. Любовное. На четырех страницах он пишет о ее «загадочных глазах», «хрупкой фигуре» и «тонких изящных руках». Бедный инвалид. Прикованный к креслу — выдумал себе идеал и влюбился. А руки у Тани — широкие, и пальцы короткие. Потом, идя по Фонтанке из «Красной», мы встретили жену Кустодиева. Милая, замученная, отдавшая ему всю себя. Голубые глаза, со слезой: «Б. М. заболел инфлуэнцей». Она через минуту — старушечка.

Досталось всем: и «бедному инвалиду Кустодиеву», и его жене-старушечке (Юлии Кустодиевой в этот момент 46 лет), и Татьяне Чижовой — пальцы не такие. Даже если писал исключительно для себя — неловко видеть Корнея Ивановича с такими мыслями и оценками. Но вообще люди его масштаба, как правило, осознают, что все их письма, записки, дневники останутся в истории и будут обнародованы.

В.В. Пресняков. Борис Кустодиев за работой. 1926 год
В.В. Пресняков. Борис Кустодиев за работой. 1926 год

В жизни и в искусстве у Бориса Кустодиева были разные идеалы женской красоты. На своих полотнах он хотел видеть пышнотелых румяных красавиц, а вот в жены взял тоненью Юлию Прошинскую.

Конечно, в искусстве для жены Борис Кустодиев делал исключение: писал ее часто, охотно, пышных форм не добавлял — изображал такой изящной, какой она и была.

Борис Кустодиев. Портрет жены Юлии с дочерью Ириной. 1908. Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. Портрет жены Юлии с дочерью Ириной. 1908. Третьяковская галерея

А вот дочка Ирина (на фото крайняя справа) выросла настоящей кустодиевской красавицей — отец не мог нарадоваться, что у него под рукой всегда есть румяная, пышущая здоровьем модель.

Борис Кустодиев с женой Юлией, сыном Кириллом и дочерью Ириной в 1920 году
Борис Кустодиев с женой Юлией, сыном Кириллом и дочерью Ириной в 1920 году

Но вернемся к письму, которое Кустодиев написал Татьяне Чижовой, а она — показала Чуковскому. Аркадий Кудря, автор книги о Борисе Кустодиеве в серии ЖЗЛ, винит во всем Татьяну:

...Одной из его моделей, а именно Татьяне Чижовой, захотелось, чтобы в литературно-артистических кругах о ней заговорили, как об истинной музе Кустодиева. 25 марта К. Чуковский записал в дневнике: «Таня Чижова на днях показала мне по секрету письмо от Кустодиева. Любовное...» Вероятно, письмо Кустодиева «процитировано» в дневниковой записи в несколько шаржированном виде: «хрупкая фигура» и «тонкие изящные руки» — это и не стиль Кустодиева, и не его идеал женской красоты... Для Бориса Михайловича это письмо было, скорее всего, лишь формой благодарности модели, работа с которой позволила художнику написать удачный портрет.

Кажется, с письмом не все так просто. Во-первых, у Кустодиева была возможность поблагодарить модель при личных встречах. Что-то заставило его именно написать слова восторга. Неловко было раскрывать свои чувства лично? Во-вторых, письмо было не одно. Несколько писем от Кустодиева Татьяна Чижова показывала гостям из Ивановского художественного музея. Она обещала завещать все письма Кустодиева музею, но когда ее не стало и дошло дело за чтения завещания, выяснилось, что письма она сожгла.

Татьяна Чижова не рассказывала пикантных подробностей об особом отношении тяжелобольного Кустодиева к ней. Не писала мемуаров. И уничтожила письма, которые могли бы бросить тень на художника, его семью, но возвеличили бы ее до статуса последней музы гения. Как думаете, заслуживает ли она того, чтобы писать о ней «Татьяне Чижовой захотелось, чтобы в литературно-артистических кругах о ней заговорили, как об истинной музе Кустодиева»?

Больше искусства каждый день — в моем Телеграм-канале.