Найти в Дзене
Известия

Поставить бочки: цены на бензин на бирже превысили историческую отметку

Оглавление

Биржевые цены на бензин достигли исторических максимумов, несмотря на введенный правительством с 1 августа полный запрет на экспорт топлива сроком на месяц. Стоимость Аи-95 превысила 80 тыс. рублей за тонну. Эксперты связывают сложившуюся ситуацию с повреждением двух крупных НПЗ, ремонт которых, по предварительным оценкам, займет не менее месяца. Тем временем участники рынка отмечают отрицательную маржу розничного сегмента и прогнозируют дальнейший рост цен. В Минэнерго заверили, что выпадающие объемы производства бензина из-за незапланированных ремонтных работ будут компенсированы в ближайшие дни. В то же время ФАС рассматривает возможность повышения минимального объема продаж бензина на бирже до 17%.

Стоимость бензина

Несмотря на полный запрет экспорта бензина, который начал действовать с 1 августа, биржевые цены на топливо ежедневно обновляли исторические максимумы. 8 августа стоимость Аи-92 выросла на 0,52%, до 68 679 рублей за тонну, дизель упал на 0,40%, до 58 439 рублей, а Аи-95 вплотную приблизился к отметке в 81 тыс. рублей за тонну. Этот вид топлива подорожал на 1,64%, до 80 875, прибавив сразу 1,3 тыс. рублей. За месяц его цена выросла на 13,2%.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Предыдущий рекорд, превышавший 76 тыс. рублей, был зафиксирован в сентябре 2023 года. Тогда причинами стали сразу несколько факторов: загруженность железной дороги, сокращение выплат по демпферу из-за дефицита бюджета и увеличение сроков ремонта НПЗ из-за отсутствия комплектующих. Тогда решением проблемы стали возврат демпфера и введение запрета на экспорт.

В нынешней ситуации запрет на экспорт пока не принес ожидаемого результата. По словам генерального директора «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора» (ООО «НААНС-МЕДИА») Тамары Сафоновой, бензина физически на рынке больше не стало. Кроме того, индикативным балансом ЕАЭС также предусмотрена квота на экспорт моторного топлива, которая не выведена из-под ограничений.

— Основная часть зарубежных консалтинговых проектов в области развития нефтепереработки была направлена на продвижение производства дизельного топлива. Это решение основывалось на ключевом заключении аналитиков о более экономичном расходе дизеля по сравнению с бензином. В результате мы наблюдаем значительный разрыв между объемами производства дизельного топлива и бензина в России — почти в два раза. Недостаточное производство бензина на внутреннем рынке, в свою очередь, находит прямое отражение в ценовой конъюнктуре, — отмечает собеседница «Известий».

   Фото: ТАСС/Александр Рюмин
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Собеседники «Известий» также связывают рост цен с выводом из строя установок на двух крупных НПЗ — Рязанском и Новокуйбышевском (принадлежат «Роснефти»), общая мощность которых превышает 25 млн тонн в год. Источник на рынке сообщил, что ремонт поврежденных установок обсуждался на заседании штаба Минэнерго и, по его оценкам, может занять не менее месяца.

Минэнерго в официальном сообщении отметило, что «внутренний рынок автомобильного бензина всех марок полностью обеспечен предложением».

«Для стабилизации ценовой ситуации на бирже Минэнерго призывает всех участников рынка вернуться в режим регулярности и равномерности реализации и приобретения автомобильного бензина на всех доступных биржевых базисах. Министерство продолжит ежесуточный мониторинг ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов», — отмечается в сообщении.

Запасы бензина

При этом, по данным Минэнерго, производство автомобильного бензина и отгрузки на внутренний рынок с начала года стабильно превышали показатели прошлого года, а также сформирован необходимый уровень запасов.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Напомним, что в июне в ведомстве сообщали, что товарные запасы бензина в России достигают 1,8 млн т, что на 2% выше уровня начала 2024 года, а объем запасов дизельного топлива сохраняется на уровне прошлого года и составляет 3,3 млн т.

8 августа в Минэнерго не назвали уровень запасов, как и не предоставили информацию о том, будут ли использованы эти запасы для стабилизации рынка.

— Доставка топлива всеми видами транспорта обеспечивается в приоритетном режиме, проблемы со скоростью отгрузки и доставки отсутствуют. Выпадающие объемы производства автомобильного бензина из-за незапланированных ремонтных работ будут в ближайшие дни компенсированы. Восстановительные работы ведутся ускоренными темпами, вводятся резервные установки первичной и вторичной переработки, увеличивается объем первичной переработки нефти и выпуск топлива на ряде НПЗ, — сообщили в ведомстве.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Там также отметили, что «в условиях запрета экспорта бензина, весь дополнительный объем предложения топлива будет направлен на внутренний рынок во все каналы реализации — в приоритете биржевые продажи и реализация мелким оптом «в рынок».

Между тем в Федеральной антимонопольной службе заявили «Известиям», что рассматривают вопрос повышения минимального объема продаж бензина на бирже с 15 до 17%.

— Эта мера поспособствует обеспечению прозрачности ценообразования и минимизации рисков необоснованного роста цен, — отметили в пресс-службе.Зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев полагает, что таким образом ФАС пытается уравнять позиции нефтяников, так как снижение объемов продаж на бирже одним из крупнейших игроков приводит к росту цен.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По словам генерального директора «НААНС-МЕДИА» Тамары Сафоновой, увеличение предложения топлива на биржевой площадке — позитивный фактор для ценовой динамики, кроме того, на снижение цен осенью может оказать сокращение туристических потоков.

Может ли топливо еще подорожать

По данным Росстата, с начала 2025 года по 4 августа стоимость бензина на АЗС выросла на 4,9%, что выше инфляции за тот же период (4,37%). При этом регуляторы постоянно напоминают нефтяникам о том, что цены на бензин и дизтопливо в мелком опте и рознице должны расти не выше инфляции.

Источник «Известий» на рынке рассказал, что рост цен заметен на независимых заправках, тогда как вертикально интегрированные компании стараются их сдерживать, несмотря на отрицательную маржу. При этом, по его словам, несмотря на рост биржевых и оптовых цен, ФАС предлагает участникам рынка снизить их. Это предложение обусловлено тем, что в России третью неделю подряд наблюдается дефляция.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В ФАС «Известиям» заявили, что служба анализирует цены около 12 тыс. заправок, куда входят как АЗС вертикально интегрированных компаний, так и независимых. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства ведомство принимает меры реагирования. Там также сообщили о возбуждении дела в отношении ООО «Газпром ГНП продажи» за снижение объемов продаж бензина на бирже. Кроме того, территориальные органы ведомства рассматривают четыре антимонопольных дела за необоснованное повышение цен на АЗС.

По словам управляющего партнера компании «ВМТ Консалт» Екатерины Косаревой, в ближайший месяц серьезных изменений на топливном рынке ожидать не стоит. Она считает, что рост цен неизбежен и на бирже, и в рознице, особенно на независимых АЗС, которые занимают почти две трети рынка.

«Не думаю, что мы увидим существенные изменения ценников на АЗС. А вот бизнесу в ближайшее время придется непросто, особенно если дефляция в России продолжится», — заключила эксперт.