"Билет на планету Транай" - антиутопическая повесть фантаста Роберта Шекли (1955г), довольно интересное, но все-таки бульварное чтиво. Не потому ли, что автор ставит вопросы космического масштаба, а ответ на них не дает? Главный герой, не то, чтобы не развивается, его взгляды претерпевают изменения, но ведь нельзя же всерьез считать хорошим выходом для бывшего идеалиста возврат в реальный мир (на Землю), для того лишь, чтобы рассказывать сказки о воплощённой утопии, в которую, увы, лишь по состоянию здоровья не можешь вернуться? По сути, это все то же отрицание действительности, герой пришел к тому, с чего начал, но если начинал он хотя бы действиями по достижению идеала, то заканчивает фантазиями. В этом есть своя горькая правда жизни, но нет в этом морали, нет глубины. А, может быть, и не нужна она, эта глубина, зачем, собственно? Правильно же все показал автор, так почему тогда, спрашивается, я не могу молча пройти мимо бульварщины? Да потому, что у книги масса положительных отзывов из которых сквозит поверхностное понимание проблематетики.
В книге не хватает одной очень важной мысли, что порождает расплывчатое толкование ее смыслов.
Рискну озвучить, что это за мысль такая. В политику и идеалогию мы уходить не будем, а вот психологии слегка коснемся. Но прежде, все-таки, не лишним будет вкратце пройтись по сюжету.
Сюжет повести:
Марвин Гудмен - главный герой повести, активный борец за справедливость и идеалист, устал от продажных чиновников и жадных коммерсантов, разочаровался в людях и собственной девушке, которая бросает его ради состоятельного и нечистого на руку дельца. Марвин, находясь в расстроенных чувствах, слышит о планете Транай, на которой нет войн, коррупции и нищеты, и тут же покупает билет в один конец на другой край вселенной.
Транай - довольно условная утопия, напоминающая анархию, со своими странностями. Законов на Транае нет, лишь необязательные обычаи, перераспределение ресурсов и сбор налогов осуществляются посредством узаконенного грабежа, чиновники носят на шее медальон, который может взорвать любой из жителей планеты через общественную приемную, поэтому к власти на Транае относятся равнодушно, а в коррупции нет необходимости. Чиновник без суда может застрелить из винтовки того, кого подозревают в убийствах. Избыточную агрессию жители вымещают на роботах, разбивая их вдребезги. Вместо социальных пособий - узаконенное нищенство, вместо развода - убийство. Жены содержатся мужтями в особом состоянии (статис-поле), где не живут, не стареют и не достают благоверного. Супруг выпускает жену из поля преимущественно для совместных праздников, а после смерти мужа, довольно молодая (все еще) женщина получает наследство.
Марвин находит хорошую работу и женинтся. Исключительно из благородных побуждений он отказывается от содержания жены в статис-поле, сам все время проводит на работе, а скучающая супруга в это время занимается хозяйством и уничтожает роботов. Марвин даже подумывает над тем, чтобы согласиться занять пост верховного президента, пока голова действующего президента не взрывается прямо на его глазах.
С планеты Транай Марвин вынужден бежать под дулом лучевого пистолета любовника свой прекрасной жены, потому что на Транае нет разводов.
По возвращении на Землю, Марвин, более не занимается политикой и попытками изменить мир, он работает на заводе и вечерами в баре рассказывает сказки про утопию - планету Транай, на которую лишь в силу состояния здоровья не может вернуться.
Любовь, вот чего нет на Транае.
Есть иделы, нет любви...
Любит ли муж жену, которую держит в поле? Любит ли жена мужа, если ее ожидания - это развлечения и наследство? да и что она собирается делать с наследством, без мужа?
Любит ли Марвин свою жену, если оставляет её одну, не заботясь о её включенности в мир. Да, он не должен, казалось бы, но не должен - это относится к самостоятельной, деятельной женщине, не на такой он женился. Он женился на идеальной женщине. Понятие идеала и самодостаточности отнюдь не синонимы. Жанна красива и послушна, смотрит на Марвина восхищёнными глазами, слушает его байки про космос, она воплощенная фантазия. В неё невозможно не влюбиться и одновременно с этим, её не за что любить. Жанна не личность, у нет ничего, кроме красоты.
И если вдуматься, вся планета - та же самая фантазия, внешне идеальная, но за идеалом всегда скрывается суровая правда жизни.
А какой тип личности, спрашивается, мечтает жить в мире воплощенных фантазий и идеалов?
Да, именно он.
Вак вот и получается, что "Билет на планету Транай" - это не столько анархическая антиутопия, сколько безуспешная попытка автора разделаться с собственным нарциссическим расширением, осмыслить то, что осмыслению не поддается и может быть только прочувствовано. Почему нет идеальных планет, людей и любви? Почему всегда приходится возвращаться на Землю и мириться с несовершенством мира?
Развенчать свою собственную фантазию, увидеть её в истинном, неискаженном виде и полюбить такую, а с ней - полюбить, наконец, и самого себя, такого же неидеального, как Транай, - вот где зона роста для Марвина и арка персонажа. Но вместо этого, столкнувшись с несостоятельностью собственной иллюзии (а давайте быть честными - Транай в произведении символизирует воплощенную нарциссическую мечту), так вот, столкнувшись с несостоятельностью своей же мечты, Марвин, как и любой заправский нарцисс, просто обесценивает ее и сбегает в ужасе. А потом, что тоже характерно для Нарциссов, уже живя в другом, не очень идеальном, но все-таки реальном мире, женившись на нормальной женщине, продолжает хвастаться несостоявшимся счастьем. В повести это представлено, как бай утопических историй о себе и Транае за рюмкой в дешовом Земном баре.
Да, кстати, нарциссы часто начинают жизненный путь феерично: с красного диплома и идеального мерча, - а заканчивают тем, что пытаются возвыситься среди неудачников и спиваются, выясняя за рюмкой: "Ты меня уважаешь?"
Вот именно поэтому у более-менее чутких читателей главгерой не вызывает желания сопереживать. Чувствуется подвох и в отношении к женщинам, подвох в бегстве Марвина с Земли и подвох в последующем возвращении на Землю. Полнейшая безответственность, уверенность в том, что знаешь, как должны жить другие, при полной несостоятельности жизни собственной.
Настоящая мораль повести "Билет на планету Транай заключается не в том, что утопий не существует, женщины меркантильны, а мужчины, обреченные на вечные муки идеалисты. Нееее....
Настоящая мораль в том, что если ты придумал иллюзию - будь добр расхлебывать все, связанные с ней, последствия.
А по большому счету, марали то в этой повести и нет совсем никакой. И любви тоже, ни к женщине, ни к самому себе, только мечты, мечты... и реквием.
Доброго тебе времени суток и хорошего настроения, мой дорогой, дочитавший это до конца, читатель!