Найти в Дзене
Novate: Идеи для жизни

Как американцы проморгали сразу два японских «вундерваффе» накануне Второй мировой

Оглавление

История знаем много случаев, когда руководство страны по той или иной причине не доверяло собственной разведке. Однако, куда хуже, когда военно-политическое руководство целой страны просто отказывается слушать донесения собственных атташе, дипломатов и шпионов. Именно в такой ситуации оказались Соединенные Штаты накануне Второй мировой войны. Пока военные специалисты били в набат, генералы и чиновники лишь морщили носы. Заплатить за недооценку противника в верхах прошлось простым солдатам и морякам «на земле».

1. (Очень) большая торпеда

Японцы стали торпеду на кислороде.
Японцы стали торпеду на кислороде.

После окончания Первой мировой войны в мире окончательно утвердился неофициальный стандарт торпед для подводных лодок и кораблей в 21 дюйм (533 мм). Однако, в 1920 году японские оружейники решили, что этого будет маловато и принялись разрабатывать торпеды еще более представительного калибра. Планировалось, что в будущей войне линкоры империи получат торпеды калибром 610 мм. Правда, с линкорами у японцев по известным причинам не срослось. Однако, унывать милитаристы из Страны восходящего солнца и не думали, принявшись монтировать новинки на эсминцы и крейсеры. Что вдвойне иронично, этого никто не замечал на протяжении почти двух десятков лет, включая американцев, глубоко заинтересованных в ограничении японского влияния на Тихом океане.

Плыла дальше и быстрее.
Плыла дальше и быстрее.

Попутно японские оружейники умудрились совершить настоящий прорыв, первыми в мире создав торпеды на чистом кислороде. В отличие от традиционных торпед на сжатом воздухе, новинка двигалась быстрее, била точнее и плыла дальше. С 1936 года японцы стали вооружать 610-мм кислородными торпедами «Длинное копьё» все эсминцы. Понимая важность открытия, японская военщина заботливо скрывало чудо-оружие под кодовым обозначением «воздух №2». При кажущейся простоте названия, подозрений оно не вызывало, так как обычные торпеды японского флота носили индекс «воздух №1». Заметили ли появление новых торпед американцы? Да… но есть нюанс.

Серьёзное было оружие.
Серьёзное было оружие.

Первые слухи о том, что в Японии изобрели кислородные торпеды дошли до США лишь в 1939 году. Проверить их удалось весной 1940-го, когда военно-морской атташе Генри Смит-Хаттона посетил один из новейших эсминцев. Там он собственными глазами увидел торпеду, калибр которой явно стремился к 25 дюймам. Более того, Хаттон смог разговорить японского капитана корабля, который проболтался о том, что новые торпеды действительно кислородные. Эта по-настоящему бесценная разведывательная информация тут же ушла в Вашингтон, где… ей никто не поверил, ибо «отсталые азиаты» не могут изобрести технологию, которую так и не осилили белолицые. В итоге рапорт Хаттона лёг в пыльный ящик аж до 1943 года. К этому моменту американский флот уже успел наплакаться от кислородных торпед. На протяжении 2 лет войны американские военные не могли поверить, что обстреливают их именно эсминцы далеко на горизонте, а вовсе не подлодки. К этому моменту американский флот потерял от кислородных торпед уже 10 крейсеров, 7 эсминцев, а еще 6 крейсеров встали на долгий ремонт из-за тяжелейших повреждений.

2. Технически невозможный истребитель

Самолёт который проморгали.
Самолёт который проморгали.

Японский истребитель «Зеро» является, пожалуй, одним из самых известных самолётов Второй мировой войны и точно самым известным самолётом Японии. Однако, так было не всегда. И что особенно печально для американцев, его появление они тоже проморгали из-за откровенного «белого снобизма». Ведь известное дело, «отсталые азиаты» не способны создать ничего нового, а могут лишь копировать творения «белых людей» и те – устаревшие. Тем смешнее, что конкретно в случае с «Зеро» военное руководство США не столько проморгало появление новейшего самолёта, сколько отрицало факт его существования с заявленными характеристиками. В отличие от уже упомянутых кислородных торпед, засекречивать истребитель японские милитаристы не стали. В первую очередь потому, что машину уже успела завеситься на войне в Китае. В 1940 году «Зеро» был официально принят на вооружение, а в начале 1941 вполне открыто выставлялся на традиционном армейском празднике.

Комиссия пришла к выводу о невозможности такой машины.
Комиссия пришла к выводу о невозможности такой машины.

Там-то его и приметил американский военно-морской атташе Стивен Джерика. Разузнав характеристики «Зеро», военный тут же рапортовал в Вашингтон. Что сделало начальство с докладом Стивена? Правильно – не поверило. Справедливости ради, экспертную комиссию американцы всё-таки собрали. Однако, заседавшие в ней эксперты пришли к выводу, что самолёт с заявленными характеристиками «технически невозможен».

Ох и наплакались с ними американцы.
Ох и наплакались с ними американцы.

Нужно ли говорить, что за такое отношение к вопросу американцам пришлось дорого заплатить уже в начале войны? Правда, не седеющим дедам из штаба, а цвету американской нации, молодым лётчикам и морякам. Полное игнорирование характеристик «Зеро» привело к тому, что первые отчеты о встрече с этим противником носили восторженно-панический характер. Лишь осенью 1942 года американские войска смогли захватить и испытать в деле трофейный «Зеро». По результатам проведённых тестов стало понятно, что бивший в набат еще в начале 1941 года Стивен Джерика отнюдь не сгущал краски.
В продолжение темы читайте о том,
почему немецкие гранатомётчики в годы Второй мировой обязательно надевали противогазы.
Источник:
https://novate.ru/blogs/080725/73865/

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Это может быть Вам интересно:

Действительно ли вода возвращается в пересохшее Аральское море
Зачем на субмарины ставили артиллерию, если они уходили под воду
Косатка: почему грозный морской хищник не нападает на людей подобно акуле
-8