История знаем много случаев, когда руководство страны по той или иной причине не доверяло собственной разведке. Однако, куда хуже, когда военно-политическое руководство целой страны просто отказывается слушать донесения собственных атташе, дипломатов и шпионов. Именно в такой ситуации оказались Соединенные Штаты накануне Второй мировой войны. Пока военные специалисты били в набат, генералы и чиновники лишь морщили носы. Заплатить за недооценку противника в верхах прошлось простым солдатам и морякам «на земле».
1. (Очень) большая торпеда
После окончания Первой мировой войны в мире окончательно утвердился неофициальный стандарт торпед для подводных лодок и кораблей в 21 дюйм (533 мм). Однако, в 1920 году японские оружейники решили, что этого будет маловато и принялись разрабатывать торпеды еще более представительного калибра. Планировалось, что в будущей войне линкоры империи получат торпеды калибром 610 мм. Правда, с линкорами у японцев по известным причинам не срослось. Однако, унывать милитаристы из Страны восходящего солнца и не думали, принявшись монтировать новинки на эсминцы и крейсеры. Что вдвойне иронично, этого никто не замечал на протяжении почти двух десятков лет, включая американцев, глубоко заинтересованных в ограничении японского влияния на Тихом океане.
Попутно японские оружейники умудрились совершить настоящий прорыв, первыми в мире создав торпеды на чистом кислороде. В отличие от традиционных торпед на сжатом воздухе, новинка двигалась быстрее, била точнее и плыла дальше. С 1936 года японцы стали вооружать 610-мм кислородными торпедами «Длинное копьё» все эсминцы. Понимая важность открытия, японская военщина заботливо скрывало чудо-оружие под кодовым обозначением «воздух №2». При кажущейся простоте названия, подозрений оно не вызывало, так как обычные торпеды японского флота носили индекс «воздух №1». Заметили ли появление новых торпед американцы? Да… но есть нюанс.
Первые слухи о том, что в Японии изобрели кислородные торпеды дошли до США лишь в 1939 году. Проверить их удалось весной 1940-го, когда военно-морской атташе Генри Смит-Хаттона посетил один из новейших эсминцев. Там он собственными глазами увидел торпеду, калибр которой явно стремился к 25 дюймам. Более того, Хаттон смог разговорить японского капитана корабля, который проболтался о том, что новые торпеды действительно кислородные. Эта по-настоящему бесценная разведывательная информация тут же ушла в Вашингтон, где… ей никто не поверил, ибо «отсталые азиаты» не могут изобрести технологию, которую так и не осилили белолицые. В итоге рапорт Хаттона лёг в пыльный ящик аж до 1943 года. К этому моменту американский флот уже успел наплакаться от кислородных торпед. На протяжении 2 лет войны американские военные не могли поверить, что обстреливают их именно эсминцы далеко на горизонте, а вовсе не подлодки. К этому моменту американский флот потерял от кислородных торпед уже 10 крейсеров, 7 эсминцев, а еще 6 крейсеров встали на долгий ремонт из-за тяжелейших повреждений.
2. Технически невозможный истребитель
Японский истребитель «Зеро» является, пожалуй, одним из самых известных самолётов Второй мировой войны и точно самым известным самолётом Японии. Однако, так было не всегда. И что особенно печально для американцев, его появление они тоже проморгали из-за откровенного «белого снобизма». Ведь известное дело, «отсталые азиаты» не способны создать ничего нового, а могут лишь копировать творения «белых людей» и те – устаревшие. Тем смешнее, что конкретно в случае с «Зеро» военное руководство США не столько проморгало появление новейшего самолёта, сколько отрицало факт его существования с заявленными характеристиками. В отличие от уже упомянутых кислородных торпед, засекречивать истребитель японские милитаристы не стали. В первую очередь потому, что машину уже успела завеситься на войне в Китае. В 1940 году «Зеро» был официально принят на вооружение, а в начале 1941 вполне открыто выставлялся на традиционном армейском празднике.
Там-то его и приметил американский военно-морской атташе Стивен Джерика. Разузнав характеристики «Зеро», военный тут же рапортовал в Вашингтон. Что сделало начальство с докладом Стивена? Правильно – не поверило. Справедливости ради, экспертную комиссию американцы всё-таки собрали. Однако, заседавшие в ней эксперты пришли к выводу, что самолёт с заявленными характеристиками «технически невозможен».
Нужно ли говорить, что за такое отношение к вопросу американцам пришлось дорого заплатить уже в начале войны? Правда, не седеющим дедам из штаба, а цвету американской нации, молодым лётчикам и морякам. Полное игнорирование характеристик «Зеро» привело к тому, что первые отчеты о встрече с этим противником носили восторженно-панический характер. Лишь осенью 1942 года американские войска смогли захватить и испытать в деле трофейный «Зеро». По результатам проведённых тестов стало понятно, что бивший в набат еще в начале 1941 года Стивен Джерика отнюдь не сгущал краски.
В продолжение темы читайте о том, почему немецкие гранатомётчики в годы Второй мировой обязательно надевали противогазы.
Источник: https://novate.ru/blogs/080725/73865/