Опубликовано 26 августа 2025 года
Смотрели там балет Лебединое озеро. Расскажу сначала о балете, а потом о самом театре.
В Эрмитажном театре своей труппы нет, обычно выступают в нем театры, у которых нет своих зданий. Мы смотрели представления театра «Балет Империал». Это молодой петербуржский коллектив артистов балета, который выступает на разных сценах. Руководит коллективом балетмейстер-постановщик и ведущая балерина Екатерина Волкова.
Балет проходил в сопровождении симфонического оркестра Olympic Symphony Orchestra. Дирижировал Дмитрий Ноздрачев. Оркестр располагается перед сценой.
Спектакль сопровождался видеопроекциями.
Я, честно говоря, немного опасалась, что видеопроекции эти будут создавать лишний визуальный шум. Однако все было в меру, на стенах высвечивалось продолжение декораций сцены, лишнего мельтешения изображений не было, все органично переплеталось с классическими декорациями. На самой сцене декорации были настоящие, не световые и не анимированные.
В театре «Балет Империал» немало приглашенных артистов, среди них исполнители главных партий — лауреаты международных конкурсов.
В роли Одетты-Одиллии выступала Анастасия Богдашкина, которая танцевала в Мариинском, а потом перешла в Петербургский театр русского балета имени А. Павловой.
Роль принца исполнял артист Большого театра Алексей Хамзин. Шута танцевал Сергей Крылов — солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона.
О прекрасной музыке и сюжете Лебединого озера, а также о его создателях композиторе Петре Ильиче Чайковском и хореографе Мариусе Петипа рассказывать не буду, это и без меня все знают.
Понятно, что большинство идет в Эрмитажный театр, чтобы не только представление посмотреть, но и сам театр. Наверное, поэтому в комплекте с программкой продают буклет о самом театре.
Вот и мы прежде всего хотели увидеть театр.
Эрмитажный театр — один из старейших в России. Построен он был по указу Екатерины ll в 1787 году на месте и вместо Зимнего дворца Петра I, я об этом уже рассказывала, ссылка в конце.
Архитектор Джакомо Кваренги спроектировал зрительный зал по примеру античных театров в виде ступенчатого амфитеатра.
Хорошо видно с любого места. Но! Удобно сидеть только очень высоким. Людям среднего роста нелегко приходится. Зрители сидят не на креслах, а на мягких высоких скамейках, у большинства ноги не достают до пола. Кроме того, у скамеек низкие спинки, облокачиваться на них неудобно.
Зато зал красивый. По периметру его полукругом обрамляют мраморные колонны.
Ниши украшены скульптурами Аполлона и девяти муз, а над ними барельефы с портретами знаменитых музыкантов и поэтов.
В зале всего 250 мест.
Строился театр как придворный. Он предназначался для императорской семьи и избранной дворцовой знати, которые шли в свой театр по дворцовым переходам. Наверное, поэтому у театра нет парадного крыльца. Вход для зрителей сейчас расположен вообще в соседнем здании.
Чтобы попасть в Эрмитажный театр, следует входить в Большой Эрмитаж с Дворцовой набережной через дверь с козырьком.
Вошли мы в дверь под козырьком и попали в Большой Эрмитаж. Это всего лишь один из его подъездов. Если пользоваться петербургской лексикой, то даже и не знаю, как его назвать. Парадный вход ведь там, где знаменитые атланты, но и этот назвать черным ходом язык не поворачивается, он по-императорски грандиозный:
Подняться надо довольно высоко (на второй этаж, но он очень высоко).
Поднявшись, заходим в двери, а там:
Направо уходит коридор с Лоджиями Рафаэля, по которому и ходили в театр императоры и их свиты:
А налево зал с итальянским искусством эпохи возрождения:
Двери справа и слева при нас тут же закрыли, едва мы успели сфотографировать. Часы работы музея закончились. Пошли мы прямо – в фойе Эрмитажного театра.
В фойе до сих пор сохранилась отделка, выполненная архитектором Леонтием Николаевичем Бенуа в 1903 году. На потолке копии с картин итальянского мастера XVII века Луки Джордано.
Перед представлением в фойе играл камерный оркестр.
Из высоких окон фойе открываются виды на Неву и Зимнюю канавку.
Снаружи фойе выглядит вот так:
Другие помещения театра ничего интересного собой не представляют. Даже буфет выглядит очень скромно:
Давняя мечта побывать в Эрмитажном театре исполнилась.
Две с лишним сотни лет назад на месте этого театра стоял большой Зимний дворец Петра I.
Балет в Эрмитажном театре мы смотрели 24 июля 2025 года во время нашего петербургского путешествия. Тогда же и фотографировали.