Найти в Дзене
ПЕТРОГРАД

Судьба народного губернатора Михаила Евдокимова

«Губернатора отстранили!» — таков был единогласный вердикт народа. В внезапную смерть главы Алтайского края Михаила Евдокимова было сложно поверить. Его конфликт с элитами и накалённая обстановка в отношениях с краевыми законодателями выглядели чересчур выразительно. За 16 месяцев «народный губернатор» сумел настроить против себя все властные структуры и разругаться не только с депутатами, но и с собственным правительством. Поэтому произошедшее 7 августа 2005 года на Чуйском тракте многие называли не иначе как подстроенной аварией. И даже спустя десять лет 52 % жителей Алтая продолжали считать, что смерть губернатора была отнюдь не случайной. В современном мире медийные личности во власти — явление не такое уж редкое. Вспомнить хотя бы актёра Рейгана или президента соседней страны. Популярных людей народ знает в лицо, многие из них пользуются любовью и поддержкой общественности, поэтому почему бы им не попробовать свои силы на выборах? Именно так и решил Михаил Сергеевич Евдокимов — ю

«Губернатора отстранили!» — таков был единогласный вердикт народа. В внезапную смерть главы Алтайского края Михаила Евдокимова было сложно поверить. Его конфликт с элитами и накалённая обстановка в отношениях с краевыми законодателями выглядели чересчур выразительно.

За 16 месяцев «народный губернатор» сумел настроить против себя все властные структуры и разругаться не только с депутатами, но и с собственным правительством. Поэтому произошедшее 7 августа 2005 года на Чуйском тракте многие называли не иначе как подстроенной аварией. И даже спустя десять лет 52 % жителей Алтая продолжали считать, что смерть губернатора была отнюдь не случайной.

В современном мире медийные личности во власти — явление не такое уж редкое. Вспомнить хотя бы актёра Рейгана или президента соседней страны. Популярных людей народ знает в лицо, многие из них пользуются любовью и поддержкой общественности, поэтому почему бы им не попробовать свои силы на выборах?

Именно так и решил Михаил Сергеевич Евдокимов — юморист, актёр, музыкант, директор театра своего имени. Народ его действительно любил: с удовольствием слушал его монологи, смеялся до слёз над скетчами и пародиями. А сценку «После бани» запомнили все без исключения — она стала визитной карточкой Евдокимова.

Особенно его любили на родине — в Алтайском крае, куда Михаил Евдокимов часто приезжал не только с гастролями, но и просто отдохнуть душой и телом. Однако даже там заявление артиста о намерении баллотироваться на пост главы администрации Алтайского края восприняли с юмором. Мало кто верил, что пусть и любимый, но всё же артист, а не политик, способен одолеть такого мастодонта, как действующий губернатор Александр Суриков. «Алтай-пашу» знали в регионе все, и никто не сомневался в его победе.

-2

Поэтому политтехнологи губернаторской команды Евдокимова всерьёз не восприняли. А тот, наоборот, подошёл к делу ответственно: нанял из столицы профессионалов и провёл грамотную избирательную кампанию под символичным названием «Шутки в сторону». На выборах Суриков набрал 47,4 % голосов, а его ближайшим соперником стал Михаил Евдокимов, отставший от губернатора всего на 8 %.

Выборы пошли на второй круг, а губернатор всерьёз забеспокоился. Нанял пиарщиков, которые развернули масштабную кампанию под лозунгом «Остановите вторжение!». Этот слоган подразумевал московских олигархов, которых должен был привести за собой во власть Евдокимов. С экранов телевизоров, со страниц газет политики, эксперты и просто неравнодушные активисты предрекали «разграбление наших богатств».

Реакция на это была предсказуемой. Какие богатства, если средняя зарплата в регионе была всего 4 тысячи рублей, а Алтай по бедности населения занимал устойчивое место в последней десятке субъектов РФ?

-3

В итоге 4 апреля 2004 года народ сделал свой выбор. Для всех, а первую очередь, наверное, для себя, Михаил Евдокимов выиграл эти выборы. А дальше всё по классике — я пришёл во власть, я честно хочу сделать мир лучше, но не знаю как. Евдокимов не был выходцем из номенклатуры, он не знал правил игры и не стремился наладить связи с местными элитами. Он просто верил, что его харизма и обаяние способны сделать многое.

Не сделали. Он был свой, он был из народа, но один. Своей команды у Михаила Сергеевича не было, и опереться во власти ему было не на кого. Поэтому в администрации началась кадровая чехарда: одних пришлых сменяли другие, а ничего в крае не менялось. Более того, законодательная власть состояла сплошь из сторонников прошлого губернатора, которые в штыки воспринимали все начинания Евдокимова.

Он боролся, но безнадёжно проигрывал в схватке. Нервничал, обижался, демонстративно уходил с заседаний краевого совета. А потом и вовсе объявил, что тех, кого не устраивает его стиль руководства, он не держит. Сказано — сделано, и на следующий день на столе губернатора лежала пачка заявлений об отставке от районных и краевых чиновников.

Налицо был кризис, народ в крае гадал, сам ли уйдёт Евдокимов или его заставят это сделать. А людям во власти было очевидно, что это всё — крах. И он случился.

-4

Утром 7 августа 2005 года губернатор выехал из своего родного села Верх-Обское в село Плотниково, где были запланированы торжественные мероприятия по случаю юбилея космонавта Германа Титова. «Мерседес-500» с госномером «О 100 ОО» мчался по Чуйскому тракту со скоростью около 200 километров в час. Машину вёл опытный водитель Иван Зуев. Рядом с ним сидел охранник, а на заднем сиденье — Евдокимов с женой.

Трагедия произошла в 15 км от села Зональное, на перекрёстке. Около 11 утра Зуев перед поворотом на Плешково начал обгонять «Тойоту Спринтер». Но неожиданно «японец» включил левый поворотник и стал поворачивать на съезд в село. Чтобы избежать столкновения, водитель «Мерседеса» тоже взял влево, задел «Тойоту» по касательной, вылетел в кювет и врезался в старую берёзу. По словам очевидцев, скорость губернаторской машины была настолько высока, что она после столкновения с «Тойотой» буквально пролетела 20 метров над обочиной, даже не примяв траву.

В момент аварии подушки безопасности в салоне сработали, но их буквально разорвало на куски. Водитель и телохранитель погибли мгновенно. Михаил Евдокимов также скончался на месте — экспертиза показала, что у него были переломаны шейные позвонки. Единственная выжившая — жена Галина Николаевна, которая сидела за водителем и получила переломы ног. Водитель Toyota не пострадал и вызвал оперативные службы.

-5

Однако первым на место происшествия прибыл бывший губернатор Суриков. Это стало одной из странностей в этой аварии. Возникал главный вопрос: почему автомобиль губернатора двигался по трассе без сопровождения и без включённого проблескового маячка? Ещё более очевидным был факт, что гибель Евдокимова произошла в разгар его конфликта с региональными властями. Всё это породило множество конспирологических теорий.

Ответы на вопросы о сопровождении и маячке были даны оперативно. Как заявили в краевом управлении внутренних дел, сопровождение машины губернатора — это право, а не обязанность. Руководство УВД принимает решение о выделении эскорта по ходатайству губернатора.

Что касается маячка, то Евдокимов неоднократно подчёркивал, что не стремится выделяться среди народа и мигалки его раздражают. Впрочем, едва ли включённый проблесковый маячок повлиял бы на исход аварии. Гораздо больше внимания общественности привлёк возможный встречный автомобиль, который мог спровоцировать столкновение.

Общественность подозревала умышленное столкновение, ссылаясь на очевидцев, которые видели автомобиль иностранного производства, спровоцировавший аварию, а затем скрывшийся с места происшествия. Несмотря на отсутствие неустановленной машины в деле, сторонники этой версии ссылались на действия соседей-новосибирцев, которые после аварии останавливали и тщательно досматривали все машины иностранного производства с алтайскими номерами, направлявшиеся из края.

Расследование гибели Михаила Евдокимова проходило в закрытом режиме, и значительная часть материалов не публиковалась, что только подлило масла в огонь конспирологии. Однако эксперты журнала «За рулём» провели собственное расследование, основываясь на открытых данных. Расчёты показали, что скорость Mercedes была не менее 150 км/ч. Компьютерное моделирование выявило вину обоих водителей: Зуев превысил скорость и пошёл на обгон, но водитель Sprinter имел возможность увидеть приближающийся Mercedes и прекратить манёвр поворота, у него было на это 4,5 секунды.

-6

Суд признал виновным водителя Toyota Олега Щербинского и приговорил его к четырём годам колонии-поселения. Это вызвало широкий общественный резонанс и протесты по всему Алтаю, в результате чего краевой суд пересмотрел решение и признал Щербицкого невиновным. Он был освобождён из СИЗО, а дело о смерти Михаила Евдокимова закрыто.

Споры о гибели «народного губернатора» продолжаются до сих пор, хотя и не так активно. Одни считают, что он стал жертвой местной «политической мафии», другие полагают, что его карьера губернатора уже завершилась и подстраивать аварию не было необходимости. Третьи убеждены, что Михаила Евдокимова если не убили, то погубили равнодушием, неприязнью и откровенной травлей.

За всё это время власти Алтайского края так и не нашли возможности увековечить память своего земляка в Барнауле. Лишь на месте гибели губернатора установлена часовня в честь архангела Михаила.