Так как достаточно печатных слов для описания судьбоносного визита я пока найти не могу, то давайте, что ли, попугаю я своих читателей страшной - престрашной, но очень поучительной историей в старинном духе, которую откопала недавно и которая весьма перекликается с модными ныне призывами к женской покорности. Прямо ууууу, какая история, хорошо хоть, что заграничная.
Итак, примерно в паре часов езды от Будапешта, недалеко от реки Тиса, стоит себе тихая деревушка под названием Надьрев. Умиротворяющие пейзажи, старинные домики, патриархальные традиции всё выглядит так, что можно снимать венгерскую версию английского сериала Midsomer Murders, только с чистокровный мадьяром в роли Барнаби. Местечко ну прямо очень для кино подходящее, тем более, что примерно век назад там было целое сообщество "создателей ангелов". Точнее - создательниц, потому что общество поначалу было чисто женское, этакий клуб по интересам.
А всё начиналось тихо-мирно и даже благолепно: в 1911 году в Надьреве не появилась специалистка в области родовспоможения по имени Жулиана Фазекас, и у неё были на руках рекомендации от нескольких уважаемых докторов, у которых она работала медсестрой. она считалась вдовой, т. к. её благоверный пропал без вести и следов его не смогла найти венгерская полиция - а достаточно ли тщательно она искала, о том история умалчивает. . Местные жители обрадовались такой специалистке - как-никак, а настоящий медик с опытом, пусть и среднего звена, и принялись обращаться к ней со всеми своими хворями и даже жизненными проблемами.
Фазекас всегда терпеливо выслушивала каждого. Она давала советы по всем вопросам. Женщины часто доверяли ей все свои самые интимные секреты. Она знала всё обо всех во всех подробностях.
Очень быстро медсестра обрела репутацию, а, главное, она помогала женщинам не только восстановить здоровье, но и "честь не запятнать" в смысле избавления от плодов грешной любви, и своим умением хранить секреты заслужила восхищение легкомысленных юных поселянок и их матерей.
Но не только неблагословенная любовь волновала жителей деревни, многие дамы в тогдашнем венгерском обществе выдавались родителями замуж рано и по соображениям исключительно материальным, поэтому муж мог быть гораздо старше, уже изрядно потрепанным жизнью и алкоголем (а венгры в это дело любят и умеют) бойцом, и опытным кухонным боксером, уже ранее отправившим пару жен в необратимый нокаут... традиция-с, чтоб повиновалась и крепче любила, да. Развод же был невозможен - срепы, венчание и всё такое. Взаимопонимания в семье это не добавляло, и многие женщины просто люто ненавидели своих мужей, надеясь, что вино спровадит супруга в домовину скорее, чем она сама превратиться в инвалида.
Передышка наступила с началом Первой мировой войны, и жены "кухонных бойцов", для приличия поплакав, вздохнули, наконец, с облегчением. В это же время недалеко от деревни разбили лагерь для военнопленных - молодых, симпатичных, и, в силу своего положения, гораздо более деликатных с местными дамами.
А потом настал мир, и уцелевшие вернулись. Раненые, обозленные, разочарованные, проигравшие - потому что Автро-Венгрия войну с треском проиграла. И свое разочарование в жизни они начали вымещать на женах.
Неизвестно, какая женщина первой обратилась к "медсестре", но Фазекас нашла весьма радикальный способ избавления от этого опостылевшего в край брака. Жулиана взяла полоски бумаги от мух и кипятила их в сосуде с водой, пока из них не выделился мышьяк. Он собирался тонкой плёночкой на поверхности воды. Сбор и фасовка не представляли проблемы. После этого она раздавала их всем желающим за определённую плату, наказывая добавлять "снадобье" в еду, тем более, что венгры любят употреблять чеснок во всех блюдах. кроме напитков и сладкой выпечки, а поэтому жены особо выдающихся "бойцов" быстро становились свободными.
Годы шли, мужское мужского население Надьрева подозрительно редело. Сначала никто ничего не подозревал, ведь в деревне был врач, который выдавал свидетельства о смерти. Аппетит приходит во время еды. Сначала злые мужья, потом зажившиеся родители, лишние детские рты и просто соседи, которые совсем уже достали.
Количество жертв этой "тотальной зачистки", по разным свидетельствам, достигает трёх сотен человек.
Мор продолжался больше двух десятков лет - уже думали, что вода какая-то не такая, да и Фазекас, как медик, указывала вполне правдоподобные причины внезапного ухода граждан в горние выси.
Разоблачили адскую кухню совершенно случайно, и наводкой, как это часто бывает, послужила анонимочка.
В 1929 году редактору небольшой местной газеты написали анонимное письмо, в котором автор послания обвинял женщин из Тисазугского района страны в отравлении членов своих семей. Дело показалось властям подозрительным и в ходе следствия было эксгумировано более пяти десятков тел на деревенском кладбище и, к изумлению следователей, анонимка оказалась правдивой - 46 из них скончались в результате отравления мышьяком.
После этого были арестованы 34 женщины и один мужчина и правосудие завертелось. Суд приговорил восемь человек к смертной казни, ещё дюжина получили большие тюремные сроки а уважаемая и премудрая Фазекас избежала земной ответственности, отведав другого, еще более быстродействующего зелья. Она никого не сдала.
В соседнем городе Тисакурт тоже были эксгумированы тела, и в них тоже был найден мышьяк. Найти виновных не удалось - все молчали, никто ничего не знал.
Сегодня эта история является хоть и мрачной, но доходной страницей местной истории - пастор местной церкви открыл здесь целый музей - Музей мышьяка.
И, да, местные женщины нынче утверждают, что этот массовый мор столетней давности определенно "привил деликатные манеры" мужчинам Надьрева.
Так ли это, или просто веяния нового времени гуманизировали со временем сердца жителей - вопрос, конечно, открытый. Но я бы там даже кофе попить не рискнула... Мало ли что.
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях