Найти в Дзене

Нашёл на заброшенной базе бульдозер «сотку»

Чудеса случаются и в наши дни. Несколько лет назад я проходил мимо некой заброшенной (или еле живой) базы строймеханизации и увидел ТАКОЕ, что у меня сложилось ощущение, что я вернулся в свою молодость – назад в СССР. Расскажу об одном из уцелевших супер-раритетов. Причем, у меня сложилось впечатление, что экземпляр вполне может быть рабочим. Речь об одном из самых знаковых советских тракторов Т-100М с бульдозерным оборудованием, без которого не обходилась ни одна стройка в СССР. Немного истории. Серийное производство тракторов семейства Т-100М стартовало на Челябинском тракторном заводе в октябре 1963 года. Эта модель являлась модернизированной версией предшественника С-100, выпускавшегося с 1956 года. На трактор устанавливался 4-цилиндровый дизельный двигатель Д-108 мощностью108 л.с. Интересной особенностью двигателя являлась работа в режиме холостого хода только двух цилиндров. Пуск дизеля осуществлялся от «пускача» – бензинового 17-сильного мотора П-23. Трактор имел пять передач

Чудеса случаются и в наши дни. Несколько лет назад я проходил мимо некой заброшенной (или еле живой) базы строймеханизации и увидел ТАКОЕ, что у меня сложилось ощущение, что я вернулся в свою молодость – назад в СССР.

Расскажу об одном из уцелевших супер-раритетов. Причем, у меня сложилось впечатление, что экземпляр вполне может быть рабочим. Речь об одном из самых знаковых советских тракторов Т-100М с бульдозерным оборудованием, без которого не обходилась ни одна стройка в СССР.

Немного истории. Серийное производство тракторов семейства Т-100М стартовало на Челябинском тракторном заводе в октябре 1963 года. Эта модель являлась модернизированной версией предшественника С-100, выпускавшегося с 1956 года. На трактор устанавливался 4-цилиндровый дизельный двигатель Д-108 мощностью108 л.с. Интересной особенностью двигателя являлась работа в режиме холостого хода только двух цилиндров. Пуск дизеля осуществлялся от «пускача» – бензинового 17-сильного мотора П-23. Трактор имел пять передач вперед и четыре назад. Благодаря несколько измененным кабине и капоту улучшилась обзорность по сравнению с трактором С-100.

Помимо базовой модели Т-100М производились различные модификации: Т-100МГП – с гидросистемой и передним навесным устройством; Т-100МГС – с гидросистемой и задним навесным устройством; Т-100МБ – болотоходная версия с уширенно-удлиненным гусеничным ходом; Т-100МБГП и Т-100МБГС – болотоходы с гидросистемой и передним/задним навесным устройством. Также выпускались тракторы в арктическом и тропическом исполнениях. Всего существовало более 20 комплектаций Т-100М.

-2

С 1973 года, в связи с внедрением в производство нового трактора Т-130, ЧТЗ освоил выпуск переходной модели Т-100М3, в которой был внедрен ряд узлов трансмиссии от Т-130: главная муфта сцепления, однорычажный механизм управления бортовыми фрикционами и тормозами, усиленный задний мост, бортовой редуктор и гидравлический привод управления с сервомеханизмами.

Модернизированная «сотка» с индексом «М» стала самым массовым трактором за всю историю Челябинского тракторного завода. С 1963 по 1975 год был выпущен 278.101 экземпляр тракторов Т-100М, а с 1973 по 1983 год – 134.044 экземпляра Т-100М3.

-3

На базе тракторов семейства Т-100М изготовлялся не один десяток видов строительных и дорожных машин, однако основной объем приходился на бульдозеры – самые востребованные машины на стройках того времени. За 20-летний период производства тракторов Т-100М и Т-100М3 ежегодные объемы выпуска бульдозеров в СССР на всех типах тракторов выросли от 18.000 до 45.000 штук, а в отдельные годы превышали 50-тысячную планку. Примерно 25-30% из этого количества приходилось на «сотки». Надо отметить, что львиная доля бульдозеров в те годы выпускалась на сельскохозяйственных тракторах семейства ДТ-54/Т-74/ДТ-75. А вот на тяжелых промышленных тракторах Брянского и Челябинского заводов бульдозеров делали совсем мало – менее 5% от всего объема производства машин данного типа.

Бульдозеры общего назначения на базе тракторов ЧТЗ производил Челябинский ордена Ленина завод дорожных машин им. Колющенко Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. На тракторе Т-100М, а в последствии и на Т-100М3, выпускалось четыре модели бульдозеров: два канатных – с неповоротным и поворотным отвалом и два гидравлических – также с неповоротным и поворотным отвалом. Самыми массовыми были канатные бульдозеры с неповоротным отвалом.

-4

Гидравлический бульдозер с неповоротным отвалом Д-687 на базе трактора Т-100МГП, который мне попался на базе, выпускался с конца 60-х годов, взамен прежней модели Д-494А. На базе этого бульдозера существовала модель Д-687С, предназначенная для работы в условиях Крайнего Севера. Еще одна модификация – Д-687А, в ней была применена система автоматической стабилизации отвала Автоплан-1.

В начале 60-годов ЧТЗ разработал трактор нового поколения – Т-130, который должен был сменить Т-100М. В Минстройдормаше бодро рапортовали о том, что уже в годы VIII пятилетки (1966-1970) будут полностью сняты с производства дорожные машины на базе Т-100М и заменены на Т-130. Однако жизнь внесла коррективы. В конце 60-х годов началась коренная реконструкция ЧТЗ для выпуска тракторов Т-130. В 1970 году, чтобы ускорить темпы строительства и реконструкции, ЧТЗ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На протяжении 70-х годов новый трактор производился малыми партиями. Так, Завод им. Колющенко к 1977 году изготовил на базе Т-130 всего 150 новых строительно-дорожных машин всех типов. Лишь на рубеже 70-80-х годов ЧТЗ смог наладить крупносерийный выпуск новых тракторов. Однако «сотку» не снимали с производства вплоть до 1983 года, равно, как и спецтехнику на ее базе.

-5

Бульдозеры на базе «сотки» мне хорошо запомнились с давних времен. Первое знакомство состоялось еще в раннем детстве, когда я, разинув рот, наблюдал за работой тросового бульдозера на базе Т-100М, на уплотнении силоса в траншее, а потом тракторист дал в кабине посидеть, подергать рычаги (вот радости-то было!). Несколько лет спустя я каждый день встречал по дороге в школу такие бульдозеры на строительстве большого микрорайона. Ну, а в дальнейшем судьба свела меня со строительством в профессиональном плане. Последний рабочий бульдозер на базе Т-100М мне встретился в 2005 году в Твери. Тот экземпляр был весьма редкого желтого цвета, в массе своей «сотки» красили в серый цвет. С той поры бульдозеры на базе Т-100М на стройках мне не попадались, а вот копры – очень даже, вплоть до середины 2010-х годов.

-6

Кстати говоря, в 2017 году в журнальной серии «Тракторы: история, люди, машины» издательства «Ашет коллекция» вышла модель бульдозера на базе трактора Т-100М в масштабе 1:43. В целом трактор получился вполне узнаваемым, если сильно не вдаваться детали. Многие коллекционеры масштабных моделей пополнили свои собрания этой знаковой миниатюрой.

Друзья, а вы помните «сотки»? Может кому довелось работать на них? Пишите в комментариях.

**********************************

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!