Что нам известно про "Сатурн-5"? Более полувека назад, 16 июля 1969 года с мыса Канаверал стартовала гигантская ракеты, высотой 110 метров, состоящая из трёх ступеней. На верху ракеты-носителя "Сатурн-5" находился космический корабль "Аполлон".
В те годы все думали, что ракета направилась к Луне с экипажем из трёх астронавтов, чтобы осуществить первую в мире высадку на поверхность нашего небесного спутника. Но ракета была без экипажа, и через несколько минут после старта упала в Атлантический океан. В присутствии гигантского количества людей в прямом эфире была показана лишь имитация старта.
Ракета поднялась вверх не выше 17 км. На высоте около 8 километров пронзила полупрозрачный слой перистых облаков, отбросив на облака свою тень. Этот момент с тенью на следующей фотографии отмечен стрелкой.
Поднимаясь над облаками, ракета достигла тропопаузы, и за ракетой образовался широкий инверсионный след. Он хорошо виден на самом верху параболы в виде яркого густого облака. Инверсионный след - это конденсация влаги из атмосферы на несгоревших частицах (саже) топлива, вылетающих из двигателя. Происходит в инверсионном слое атмосферы, на больших высотах с отрицательными температурами. В этом слое температура с увеличением высоты увеличивается, а не уменьшается как обычно (понятие "инверсия" означает "обратный", нарушение порядка). Этот слой атмосферы также называется тропопаузой. Высота тропопаузы зависит от географической широты и времени года. В полярных районах тропопауза расположена на высотах 8—10 км (над уровнем моря), в умеренных зонах — на высотах 10–12 км, в тропиках - на высотах 16–18 км.
Толщина тропопаузы составляет до 2–3 километров. Поэтому инверсионный слой появляется на несколько секунд и только в тот момент, когда ракета проходит высоту 14-17 км.
Вот ночной пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» со спутниками OneWeb с космодрома Восточный. Инверсионный след возникает на высоте 15 км и гаснет после высоты 18 км.
У Фалькона инверсионный след образуется на 74-78 секунде, на высоте 15-17,5 км.
Мы видим, что инверсионный след имеет вид прямой широкой полосы.
Или вот видео - инверсионный след "Союза 2.1б" в виде широкой прямой полосы появляется через 50 секунд после старта, по таймеру 1:25 и через 9 секунд, в 1:34, заканчивается.
Но за ракетой-носителем "Сатурн-5", несущим космический корабль "Аполлон", инверсионный след имеет форму параболы, поскольку ракета, достигнув тропопаузы, меняет тангаж, переходит в горизонтальный полёт и начинает опускаться вниз. Начало образования инверсионного следа и конец следа находятся на одной и той же высоте! Это примерно 14-17 км.
Пройдя кульминационную точку, ракета начинает падать.
И если вначале после старта ракета располагалась носовой частью вверх, а поток горящих газов был внизу, то после прохождения кульминационной точки ракета начинает постепенно наклоняться носом вниз.
О прохождении ракетой тропопаузы есть отдельная статья:
Почему же зрители не видели, что через 2,5 минуты после старта "Аполлоны" начинали падать? Если во время старта "Аполлона-11" посмотреть в сторону наблюдающих зрителей, то можно заметить, что многие люди стоят с поднятыми руками, как будто машут на прощание отходящему поезду, увозящему любимых родственников.
На самом деле они просто прикрывают глаза от солнца.
Дело в том, что ракета с мыса Канаверал стартует в сторону океана на восток, чтобы вращение Земли увеличило начальную скорость ракеты. А на восточной стороне неба как раз светит солнце. К 9:30 местного времени, к моменту "старта "Аполлона-11", солнце поднялось на высоту 37° над горизонтом. А смотровая площадка по отношению к стартовому комплексу расположена так, что зрителям приходится смотреть на северо-восток.
Как только ракета поднялась, и телеобъективы кинокамер и фотоаппаратов последовали за ней, в объектив стало бить солнце. Вот, например, что видела кинокамера за минуту до отделения 1-й ступени:
А потом, буквально через 3-4 секунды - уже просто дымку, в которой едва можно было разглядеть огонёк факела работающих двигателей 1-й ступени ракеты-носителя. В день старта "Аполлона-11" лёгкая дымка (полупрозрачные перистые облака) покрывала небо примерно на 90%.
После отделения 1-ой ступени, пламя гасло, светящийся огонёк исчезал. 2-я ступень, по легенде НАСА, работала на водороде, и поэтому горение пламени было практически невидимым. Движущийся огонёк окончательно исчезал, и на фоне ослепительного неба зрители больше ничего не видели.
А по телевизору в этот момент показывали "крупным планом" мутные чёрно-белые кадры летящей ракеты. Это были кадры макета "Аполлона", отснятые заранее с помощью телеобъектива (кадры с кинотеодолита или с летящего самолёта). И никто не заметил подвоха. Ракета упала в океан, но на экране телевизора полёт продолжался.
Всему человечеству показали кинопостановку. Вот кадр из документального фильма 1970 года "Moonwalk One", где показан момент разделения ступеней. Видно, что за первой ступенью ещё тянется шлейф горящих газов, а вторая ступень (вместе с 3-ей) летит без пламени. 2-я ступень ракеты, как и 3-я, были бутафорскими, пустыми внутри.
Если бы работали двигатели второй ступени, то эта ступень с ускорением удалялась бы от первой. Но они долгое время летят на одном и том же расстоянии. На самом деле они уже перешли в горизонтальный полёт, летят по инерции без ускорения, свободно падая вниз. Найдите обязательно этот фильм и посмотрите этот долгий план с разделением ступеней.
Хотя вторая ступень была пустой и выглядела в виде катушки,
тем не менее, полёт "Аполлона-11" на Луну был обречён на успех, поскольку к июлю 1969 года уже были отсняты в павильоне кадры пребывания американцев на Луне. А то, что на самом деле "Аполлон" упал в океан, было тщательно закамуфлировано. Самое главное для прямого эфира - сделать так, чтобы ракета смогла продержаться в полёте 4-5 минут и скрыться из виду.
Сейчас некоторые читатели задаются вопросом: а может быть, фальсификацией был только самый первый полёт, "Аполлона-11", а потом двигатели доработали, и американцы на самом деле полетели на Луну?
У меня на этот счёт совершенно однозначное мнение, но я его не хочу навязывать никому. Давайте порассуждаем. Соединённые Штаты намного отстают от Советского Союза в покорении космоса. Придя в себя после шока от запуска первого в мире советского искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года), США включились в "космическую гонку" и через 4 месяца, уже в 1958 году, успешно запустили на орбиту свой первый спутник, назвав его "Эксплорер-1" ("Исследователь").
Ракеты-носители США, в отличие от СССР, были маломощные и масса выводимых спутников США заметно отличалась от габаритов и массы спутников СССР. Так, первый Спутник СССР весил 84 кг, а масса первого спутника США "Эксплорер-1" (запуск 1 февраля 1958 г.) без четвёртой ступени была ровно в 10 раз меньше массы первого советского ИСЗ — 8,3 кг. Второй спутник США «Авангард-1», запущенный через полтора месяца после первого (17 марта 1958 г.), весил и того меньше, всего полтора килограмма, поэтому, чтобы его масса не выглядела смехотворной, Википедия приводит её в граммах – 1474 г.
Как шутил Хрущёв, американцы в космос апельсины запускают.
4 октября характерные сигналы спутника с орбиты услышал весь мир.
Хрущёв был в восторге. По космосу СССР не только догнал Америку, а сразу обогнал. Это был серьезный удар по престижу США. Хрущёв ликовал, радовался почти по-детски, что даже по весу советский спутник превосходит своего американского сородича. «У них спутник с апельсин, а у нас целых 80 килограммов», – говорил он. Советский лидер не уставал повторять: «СССР обогнал ведущую капиталистического страну – США – в области научно-технического прогресса».
("Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв" (https://iknigi.net/avtor-elena-zubkova/125454-pervyy-sekretar-ck-kpss-nikita-sergeevich-hruschev-elena-zubkova.html)
В СССР второй спутник (с собакой Лайкой) имел массу 508 кг, третий спутник - уже 1327 кг.
Также большую разницу по массе мы видим и в космических аппаратах, отправляемых к Луне.
"Луна-1" - запуск 2 января 1959 г. - 361 кг,
"Луна-2" - запуск 12 сентября 1959 г. - 390 кг,
"Луна-3" - запуск 4 октября 1959 г. - 278,5 кг.
США пытались опередить СССР и начали запуски к Луне - программу "Пионер" (Pioneer) - в 1958 году. Вот масса этих зондов:
"Пионер-1" - запуск 11 октября 1958 г. - 34,2 кг,
"Пионер-2" - запуск 8 ноября 1958 г. - 38,3 кг,
Однако первые пуски "Пионеров" оказались неудачными. Тогда США принимают решение снизить вес запускаемого зонда. Теперь "Пионер-3" весит всего 6 кг.
"Пионер-3" - запуск 6 декабря 1958 г. - 6 кг
"Пионер-4" - запуск 3 марта 1959 г. - 5,87 кг.
Об этом рассказано в статье:
США отставали в космосе по всем направлениям. Как вскоре станет ясно, технологию безопасного вхождения в атмосферу Земли при возврате с Луны со второй космической скоростью американцы смогут осуществить только через 54 года после СССР, в 2022 году (беспилотный корабль "Орион"). По сути дела, американцам в 2022 году удалось повторить достижения СССР 1968-69 годов (двухнырковый способ вхождения в атмосферу), когда "Зонд-6" и "Зонд-7" без экипажа облетели вокруг Луны, сделали снимки обратной стороны Луны и вернули фотопленку на Землю, проведя параллельно множество других исследований. На борту автоматической станции «Зонд-7», которая в августе 1969 года облетела вокруг Луны, находились четыре среднеазиатские черепахи. Перед входом в атмосферу произошло отделение спускаемого аппарата от приборного отсека. Используя аэродинамическую подъемную силу, спускаемый аппарат совершил управляемый спуск с двумя погружениями в атмосферу.
США отставали, отставали... И вдруг произошло чудо. В конце 60-х годов прошлого века они шесть раз без сучка и задоринки слетали на Луну.
Чтобы отправить людей на Луну, нужна сверхтяжёлая ракета массой 3.000 тонн. Согласно легенде НАСА, эту ракету поднимали 5 супермощных двигателей F-1 с тягой 690 тонн-сил, работающих на паре "керосин-жидкий кислород".
Таких мощных однокамерных двигателей у США нет даже сейчас. Для них двигатель с тягой 150 тонн (НК-33) - уже фантастика! Он в полтора раза превосходил по мощности любой ракетный двигатель США того времени.
Вот видеоролик, где рассказывается, что старт "Аполлона-11" был всего лишь имитацией полёта. Разговор с Александром Марковым длится 1 час 12 минут. Ссылка на Рутуб:
На данный момент самый мощный в мире однокамерный ракетный двигатель РД-191, работающий на топливной паре "керосин-жидкий кислород", установлен на первой ступени ракеты-носителя "Ангара". Его тяга 196 тонн.
Двигатель РД-180 (Россия продала 130 таких двигателей в США, используется для для запуска тяжелых ракет Atlas V) - двухкамерный. Его тяга 390,2 тс на уровне моря, или 195 тонн на одну камеру сгорания. В свою очередь, двигатель РД-180 является половинкой двигателя РД-170, был установлен на РН "Энергия". У РД-170 (и его модификации РД-171) 4 камеры сгорания.
Тяга 4-камерного двигателя РД-171М - 790 тонн, что даёт 197,5 тонн на одну камеру сгорания. Другими словами, на одну камеру сгорания получается по-прежнему не более 200 тонн-сил. И это максимум.
Уже в 60-е годы ХХ века СССР разрабатывал жидкостные реактивные двигатели с тягой 100-150 тонн. А что же в это время было у наших конкурентов? Оказывается, всего 90 тонн на одну камеру сгорания.
И вдруг появляется фантастический F-1 с тягой 690 тонн-сил. Он используется с 1967 года ("Аполлон-4") по 1973 год (Скайлэб), а затем бесследно исчезает. И после этого американцы вновь переходят на двигатели с тягой всего 90 тонн. И данная ниже картинка уже превратилась в интернет-мем: мощность двигателя F-1 явно выбивается из истории развития керосиновых двигателей.
Двигатели "Сатурна-5" на самом деле были слабые, их реальная тяга была в 7 раз меньше заявленной, лунная ракета была наполовину пустой, бутафорской, поэтому такая ракета не могла выйти даже на околоземную орбиту. А всё показанное про высадку на Луну - всего лишь кинопостановка.
Но, может быть, потом двигатель "F-1" и ракету "Сатурн-5" как-то доработали? На мой взгляд, это совершенно не реально. Приведу параллель.
Вот снимается художественное кино про полёт на Луну. В кадре используется бутафорская ракета.
Можно ли её потом доработать, чтобы она на самом деле полетела на Луну? Ответ очевиден - кинореквизит никуда не полетит и доработать ничего не получится. Ракета изначально делалась для съёмок фильма, где важен только внешний антураж.
Точно также и с ракетой "Сатурн-5" - она должна лишь впечатлять своими размерами. Важен только внешний вид, а что находится внутри - никто не знает и не видит. Однако эту бутафорию невозможно превратить в реальную ракету и отправить к Луне.
Подготовка к фальсификации "высадки на Луну" началась за несколько лет до 1969 года, когда на роль основного режиссёра из трёх кандидатур был выбран Стенли Кубрик.
Началось сотрудничество Кубрика с НАСА, по-видимому, в 1965 году, т.е за 4 года до предполагаемого "полёта" на Луну. На известном снимке от 28 сентября 1965 года С.Кубрик идёт в окружении представителей администрации НАСА.
Все силы НАСА были брошены на то, чтобы создать гигантскую бутафорскую ракету, которая могла лишь взлететь до высоты 17 км и незаметно упасть в океан. Для съёмок пребывания на "Луне" создавался бутафорский лёгкий скафандр (который на Луне весит в 6 раз меньше). Конструировался игрушечный радиоуправляемый ровер для дальних планов и полноразмерная копия ровера для съёмок вблизи.
Строились бутафорские лунные модули. Создавались павильоны, имитирующие лунные пейзажи. Кубрик разрабатывал технологию фронтпроекции для того, чтобы за актёром на фоне появились "лунные" горы.
Это - комбинированный кадр, состоящий из двух частей: на фоне висит вертикальный экран, на который проецируется рисунок горы, а перед экраном в горизонтальной плоскости в павильоне насыпан песок. Около макета лунного модуля стоит астронавт, и за его спиной хорошо видна граница, отделяющая горизонтальную плоскость от вертикальной.
Все средства массовой дезинформации США были направлены на операцию прикрытия, чтобы много лет подряд убеждать человечество в том, что игрушечный макет, висящий на проволоке - реальный космический корабль, а карлик, спускающийся по лестнице - и есть тот самый Армстронг, хотя ростом и отличается от Армстронга на 55 см.
Все силы НАСА были задействованы в величайшей афере ХХ века - фальсификации полётов в космос и на Луну.
А для реального полёта нужно создавать другую ракету, а на это, конечно, нужно время и переброска всех сил с одного направления на другое. Поэтому после лунной аферы была пауза на 6 лет, когда в США никто никуда не летал, с 1975 по 1981 год - это период между завершением фальсификаций по программе «Аполлон» и началом реальных полётов шаттлов.
И только после того, как в США появился многоразовый транспортный космический корабль «Спейс шаттл» или просто «Шаттл» — вот только тогда американцы впервые смогли выйти на орбиту Земли. Ровно через 20 лет, 12 апреля 1981 года американцы смогли наконец-то повторить полёт Юрия Гагарина - облететь вокруг Земли. Все же полёты в космос до 1981 года были либо альтернативными (без экипажа), либо суборбитальными - подъём вверх на 150-180 км и падение через 400-500 км в Атлантический океан.
Соответственно, никаких выходов в открытый космос в миссиях "Аполлон" никогда не было. Реальный выход в открытый космос американцы смогли осуществить только в 1983 году, через 18 лет после Алексея Леонова (выход 18 марта марта 1965 г.). До 1983 года "космические прогулки" в открытом космосе НАСА снимало исключительно методом Голливуда - подвешивали актёра на тросе, а на фон, на киноэкран, проецировали вид Земли из космоса. Так было в миссиях "Джемини" и в миссиях "Аполлон". В павильонах было отснято несколько часов "космических прогулок". Поскольку это была всего лишь имитация невесомости, то в кадрах видно большое количество технических накладок. Актеры в "невесомости" трясутся, как будто едут по неровной дороге, балансируют руками, чтобы не потерять равновесие и пр..
Об этом подробно рассказано в нашей статье:
Согласно официальной версии НАСА, по пути к Луне и обратно астронавты миссий "Аполлон" несколько раз выходили в открытый космос. Вот как это было на самом деле.
Два актёра, играющие астронавтов в миссии "Аполлон-16", изображают, что они что-то делают в невесомости - они висят над каким-то цилиндром, слегка передвигаются и совершают некие бессмысленные движения.
Конечно, это никакой не космос, а обычный павильон. И снято всё очень топорно. То, что там делают актёры, не имеет никакого смысла - все движения актёров направлены на то, чтобы изобразить невесомость.
На самом деле актёр справа висел на двух тросах, просто кадр был повёрнут на 90°. Актёр свисал вертикально вниз. При этом второй актёр
лежал на животе сверху на цилиндре. Вот как это выглядело в реальности:
Есть ли сейчас у США возможность высадиться на Луне? Разрабатываемый компанией Илона Маска "Старшип" - такая же бутафорская ракета, как и "Сатурн-5", которая ни за что не долетит до Луны. У "Старшипа" нулевая грузоподъёмность, и он пока что не может набрать даже первую космическую скорость и выйти на околоземную орбиту. Зато постоянно с фейерверком взрывается.
В США сейчас много говорят об «Артемиде-2» (Artemis II) - это должна быть первая пилотируемая экспедиция космического корабля «Орион» с целью облёта Луны. Первоначально планировалась в период между 2019 и 2021 годами, впоследствии дату перенесли на 2023 год. А сейчас сдвинули на апрель 2026 года, что тоже под сомнением. Но в этой экспедиции не будет никакой высадки на Луну, поскольку ничего ещё не готово: нет не только взлётно-посадочного модуля для спуска на поверхность Луны и на взлёт с неё, нет даже лунного скафандра, хотя, по некоторым данным, на него уже потрачено 1,26 млрд долларов. Так что в ближайшее 10-летие американцы, совершенно однозначно, на Луну не попадут.
А может быть, и в ближайшие 20 лет не высадятся, ведь у США нет ещё сверхтяжёлой ракеты, способной доставить к Луне не просто экипаж, но и взлетно-посадочный модуль массой 15 тонн. Грузоподъёмность SLS (Space Launch System) для миссии "Артемида 3" (высадка на Луне) пока не достаточна, и её увеличение под сильным вопросом. К тому же, по информации на июль 2025 года, судьба ракеты-носителя SLS остаётся неопределённой, так что до реальной высадки на Луну ещё годы и годы.
На этом фоне разговоры о том, мог ли "Сатурн-5" долететь до Луны и доставить туда астронавтов, выглядят просто насмешкой над здравым смыслом.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!
*
P.S.