Найти в Дзене
Физика в школе

7 класс. Урок 1. Физика - наука о природе

Оглавление

Всем физический привет!
Искренне поздравляю вас, дорогие ученики, с тем, что добрались до этого сложного предмета - физика. Теперь вы семиклассники, довольно взрослые и смелые ребята, и никакая физика (если найти к ее изучению верный подход) не сможет вас напугать.

Всё, что вы изучали до появления этого предмета в вашей жизни, будет очень нужно: арифметика поможет вам делать расчеты, природоведение и география обретут больший, глубинный смысл, а история дополнит картину интересными датами и фактами. Физкультура, само собой, тоже будет кстати (некоторые из вас начнут задумываться о характере бега или длине прыжков в зависимости от усилий и условий среды).

Но не стоит раскрывать все факты сразу. Всё постепенно, а то если вас нехило напугать сейчас, то вряд ли стоит ожидать успехов потом.

Что такое физика?

Вопрос очень философский. Именно философский, т.к. физика, как и многие другие современные науки, возникли именно от философии.

Дословно с греческого "философия" значит "любить мудрость". Мудрость - всестороннее глубокое знание, способность прогнозировать и обосновывать.

Еще в древности люди стали задумываться о возникновении природы, ее процессах, изменении. Подул ветер - а почему он подул? Солнце село за горизонт - а почему оно село и почему утром взойдет снова? Отсюда ключевой вопрос мироздания - "почему". И ответы на такие вопросы дает физика.

После появляются другие вопросы - как? каким образом? насколько? и т.д. На помощь приходит Царица наук - математика.

И всё вокруг обретает смысл.

Физика - это фундаментальная естественная наука о природе, широко использующая математический аппарат.

Слово "физика" возникло от греческого "фюзис" - "природа". Ввёл это слово в нашу жизнь древнегреческий философ Аристотель в IV веке до н.э.

Помните ли вы, чьим учителем был Аристотель? Ответы пишите в комментариях.

Что изучает физика?

Всё в природе можно разделить на две части - то, что существует, и то, что с этим происходит.

Зарисуйте схему в тетрадь
Зарисуйте схему в тетрадь

После того, как зарисовали схему, начнем пояснять.

Логично, что физические тела существуют, а физические явления с ними происходят. Начнем с физических тел, запишем определение:

Физическое тело - это каждый окружающий нас предмет.

Однако не всё существующее предстает в виде классических физических тел. Если мыслить глобальнее, то всё, что есть в нашем обозрении в масштабе Вселенной, представляет из себя материю. Если кратко, то это ВООБЩЕ ВСЁ!

Материя - это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.

Казалось бы - человек почти всесилен, но контролировать поведение любой материи своим сознанием он не может. Вроде бы звучит как космос, но на самом деле это рядом: мы же не думаем ежесекундно о дыхании гепардов в саванне, образовании хлорофилла в листьях тополя или течении Невы на глубине 3 м.

Материя тоже разделяется.

-2

Вещество - это осязаемая материя. Вода, древесина, бумага, пищевая сода - это вещества. Но нельзя назвать веществом, например, компьютер. Это уже физ. тело, которое состоит из веществ: пластика, алюминия и др. Вещество - это "строительный материал" физических тел.

Вещество - это то, из чего состоят физические тела.

Поле - неосязаемая материя. Оно не так сильно изучено, как вещество. Мы знаем о нем благодаря опытам, где решающую роль играют высокочувствительные датчики или органы чувств. В полям относят свет, радиоволны (все ваши Интернеты и прочее).

А теперь подробнее поговорим о физических явлениях.

Чтобы раз и навсегда с этим разобраться разберем яркое природное явление - представим грозу:

Если воображение не справляется, картинка поможет.
Если воображение не справляется, картинка поможет.

Сошлись две большущие тучи, несущие заряд и возникло природное явление - молния. То что тучи двигались и в итоге "нашли" друг друга - это механическое явление. При данном виде явлений меняется положение физических тел. С этого всё и началось.

А что мы видим? Как мы понимаем, что молния есть? Правильно, вспышка. Это световое явление. Свет - самое быстрое, что существует во Вселенной, он распространяется мгновенно.

Что было после? А после был гром. Сильный гром, немного с задержкой, секунд на 5-7.

Скорость распространения звука грома примерно 330-340 м/с, и рассчитать расстояние до места возникновения молнии можно рассчитать так: умножив 340 на количество секунд от вспышки до грома.

Это явление - звуковое.

Обычно грозу сопровождают различного рода электрические перебои, часто молния попадает в телевышки. С чем это связано?

Попадание молнии в Останкинскую телебашню
Попадание молнии в Останкинскую телебашню

Молния - явление электрическое. Происходит огромный выход энергии в виде разряда. Но не только об электричестве здесь речь - еще в XIX веке английский физик Майкл Фарадей предположил, что магнитное поле может порождать электрическое, т.е. всё взаимосвязано. И в дальнейшем уже земляк Фарадея Джеймс Максвелл сформулировал взаимосвязь в четырех емких уравнениях (иногда наука бывает настолько краткой и исчерпывающей.

Майкл Фарадей и Джеймс Клерк Максвелл
Майкл Фарадей и Джеймс Клерк Максвелл

Поэтому было бы грамотнее назвать данное явление электромагнитным.

Давайте вспомним, что еще может наблюдаться при ударе молнии. Если молния попадает в дом или в дерево, то может возникнуть пожар. Любое явление, где происходит нагрев или потеря тепла называется тепловым.

Подведем итог:

Физическое явление - это любое изменение в природе.
Запишите в тетрадь и добавьте к каждому виду свои примеры
Запишите в тетрадь и добавьте к каждому виду свои примеры

Все физические явления, происходящие в нашем мире, можно разделить на эти 5 видов (иногда выявляют 6 видов - электромагнитные явления рассматривают отдельно как электрические и магнитные).

ДОМАШНЕЕ УПРАЖНЕНИЕ (1):

Найдите в списке явлений: а) тепловые, б) механические, в) световые.
1) летит самолет
2) поет канарейка
3) плывет лодка
4) тает снег
5) кипит вода
6) включилась лампа
7) горят дрова

ДОМАШНЕЕ УПРАЖНЕНИЕ (2):

Осмотритесь вокруг себя. Перечислите 10 физических тел вокруг вас, а также вещества, их составляющие.

На следующем уроке мы узнаем, как ученые узнают информацию о мире, и почему к некоторой информации нужно относиться скептически.

Увидимся на уроке!

Физики
7453 интересуются